Картотека "Логоритмические игры"
картотека

Филатова Татьяна Леонидовна

Картотека "Логоритмические игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека "Логоритмические игры"230.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №3

Картотека

«Логоритмические игры»

                                         Составила:

                                                                                                                                       Филатова Т.Л.

                                                                                                               Музыкальный руководитель

                                       

                                                   г. Североуральск

           

Пояснительная записка.

Логоритмические игры - это игры, направленные на развитие моторики и произношения. Они включают в себя музыкальные, двигательные и игровые занятия.

В музыкальном и развитии успешно применяется такое направление как логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического, речевого, физического обучения и развития.
Логоритмику воспитатель и музыкальный руководитель могут использовать как самостоятельное направление в своей работе или как часть заняти
я.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Цель логоритмического воздействия-преодоление и профилактика речевых нарушений путём развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

1.Развитие фонематического слуха.

2.Развитие слухового внимания.

3.Развитие моторики, мимики, пантомимики.

4.Развитие дыхания.

5.Формирование правильного звукопроизношения.

6.Нормализация темпа и ритма речи.

Логопедическая ритмика включает в себя:

-ходьбу в разных направлениях;

-упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

-упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

-речевые упражнения без музыкального сопровождения;

-упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

-ритмические упражнения;

 -упражнения на развитие мелкой моторики.

-пение;

№1 «Солнышко и дождик»

                                                 М.Ю.Картушина

Задачи: Развивать выразительность движений, совершенствовать навык легкого бега

(на носочках), умения согласовывать движения с текстом песни.

Ход игры:

Светит солнышко с утра, вращают руками

Значит нам гулять пора. «фонарики»

Хорошо под солнышком бегают в рассыпную

Бегать и играть, по залу

Хорошо под солнышком

Во дворе гулять.

Кап-кап-кап! - по дорожке стучат пальчиком по ладошке

                                                 2«Кот и мыши»

                                          М.Ю.Картушина

                                       

(на русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде»)

Задачи: Формировать навык движения по кругу, умения согласовывать движения

с текстом. Развивать координацию и быстроту реакции. Воспитывать выдержку.

Ход игры;

 Дети образуют круг, взявшись за руки. В центре круга кот.

Мыши водят хоровод. дети идут по кругу вокруг кота

На лежанке дремлет кот

-Тише, мыши, не шумите Грозят друг другу пальчиком

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот- вытягивают вперед

Разобьет весь хоровод. Руки ладонями вверх

Шевельнул ушами кот- прикладывают ладошки к голове - «уши»

И исчез весь хоровод. убегают на места

Методические рекомендации Текст поется в размеренном темпе, предпоследняя

фраза - в замедленном, растягивая слова. А последняя скороговоркой. Необходимо.

Чтобы дети разбегались на окончание последней фразы.



                                                  №3«Мячик»

Вот какой, вот какой            дети сидят на местах

Мячик пестрый, озорной.    и смотрят, как ведущий

Никогда не плачет,               под песню ударяет мячом

По дорожке скачет.               об пол и ловит его.

Мяч в руках я подержу.        держит мяч и ходит перед

И ребяткам покажу.               детьми, показывая его малышам

 Кому дать? Кому дать?

 Кто же будет мяч кидать?

Мячик Коленьке я дам.         дает мяч ребенку

Мячик Коля бросит сам.       ребенок кидает мяч обратно    ведущему

Методические рекомендации

Удар мячика приходиться на каждую сильную долю.

Ребенок возвращает мяч после слов «бросит сам...»

№4«Лягушата и ребята»

Задача: развитие чувства ритма.

Ход игры:

Лягушата все по лужам

Шлеп-шлеп-шлеп,             дети делают шлепки

        Шлеп-шлеп-шлеп!             по коленям

А ребята по дорожке-

То-топ-топ, топ-топ-топ!  Перетопы ногами.

Рядом весело идут,

Вместе песенку поют:

Ля-ля-ля, ля-ля-ля!            Хлопают в ладоши

№5«Мишка учиться считать»

Задача: Развитие эмоций, выразительности движений, мелкой моторики.

Ход игры:

Мишка по лесу гуляет,          

  дети топают ногами,

В корзину шишки собирает.  

переваливаясь с боку на бок

-Шишка раз, шишка два-      

  одной рукой собирают  

Положу я их сюда.    

Складывают в ладонь другой

№6«Гости»

                                              (М.Ю.Картушина)

ЗадачиРазвитие танцевального творчества, выразительности движений в соответствии с игровым образом, чувства ритма.

Ход игры: Ведущий надевает шапочки домашних животных и птиц, приглашает малышей встать в круг.

Припев:

Тук—тук-тук, отворите,              дети 3 раза хлопают в ладоши

                                                      3 раза шлепают ладонями по

                                                       коленям

В гости поскорей пустите!  Попеременно топают ногами

        Приходи к нам петушок,     хлопают, в центр   круга

Попляши для нас, дружок.      выходит ребенок

Очень весело у нас                  в шапочке петушка      

Развеселый будет пляс.          произвольно танцует

Припев:

Мы собачку выйти просим:

К нам иди собачка в гости.

Очень весело у нас

Развеселый будет пляс.

Припев:                               делают те же движения

К нам козленок прискакал

Ножками затопотал              в центр круга выбегает

Очень весело у нас,              козленок и пляшет

Развеселый будет пляс.

Припев:

Серый котик прибежал,

Хвостиком своим махал.

                                         №7 «Сороконожка» 
Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.
Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.
Выполняется без музыки.
Ход игры:
1.Шла сороконожка 
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
2.Вдруг закапал дождик: кап!
Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают) 
3.Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)
4.Грязи в дом не принесу
Каждой лапкой потрясу (останавливаются. Трясут одной ногой0
5.И потопаю потом 
Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)

№8«Аист и лягушата»

(На мотив белорусской народной польки «Янка»)

ЗадачиСовершенствование прыжкового движения с продвижением         вперед.

Ход игры:

Скачут, скачут лягушата-           дети -лягушата прыгают

Скок-поскок, скок-поскок.         на двух ногах в произвольном направлении

Скачут бойкие ребята-        

Прыг на кочку, под листок.

Аист вышел на болото   «лягушата» выполняют «пружинки», аист ходит

Погулять, погулять.                                 вокруг

Прячьтесь живо, лягушата,        лягушата приседают и не шевелятся

Чтоб не смог вас отыскать!,        аист ходит между ними, задевая рукой

                                                      пошевелившихся

№9«Кот на печи»

М.Ю.Картушина

ЗадачиРазвитие мелкой моторики, чувства ритма.

Кот на печи                                          стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет

Кошка на лавке                                    показывают как шьют иголкой

Рубашку шьет.

Малые котята                                      поднимают согнутые в локтях 

На печке сидят                                    руки на уровне груди, опустив

На печке сидят                                    качают головой кисти вниз, и

                                                             вправо-влево   

Да, на котика глядят                          приставляют к глазам указат. 

Все на котика глядят  

                                        и большие пальцы («очки»)

Да, сухарики едят.                            Щелкают зубками       

Методические рекомендации.   Текст  произносится на распев На 1-е две строчки движения ритмичные. На 2-е две   строки -  движения плавные «тянем ниточку». Слова «малые котята на печке сидят» следует произносить в ускоренном темпе.

                                                       

№10«Бубен»

М.Ю.Картушина

(на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот»)

Задачи: Развитие чувства ритма. Эмоциональной отзывчивости на музыку.

Бубен, бубен, позвени.

Ведущий ходит перед

Ребятишек весели

       детьми, встряхивает бубен

Деточки играют

В бубен ударяют.

Хлопай - раз и

держит бубен перед

        Хлопай - два!

ребенком, малыш

Интересная игра.

ударяет ладошкой.

Танечка (Ванечка,...) играет,

В бубен ударяет.

Игра повторяется с другим участником

                                   №11 «За малиной»

                                Русская народная песня

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.

                                     Дети водят хоровод, взявшись за руки.

Спелых ягод наберем, наберем.

                      Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды

 Солнышко высоко, Встают лицом в круг, тянутся руками вверх.

А в лесу тропинка.   Наклоняются и пытаются достать пол.

Сладкая ты моя,        Идут по кругу, взявшись за руки.

Я годка-малинка.

                                                    №11 «По ягоды»

Мы шли-шли-шли,                    Маршируют по кругу, держа руки на поясе.

Много клюквы нашли.             Наклоняются, правой рукой достают

                                                    носок левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять,        Опять идут по кругу.

Мы опять идем искать.              Наклоняются, левой рукой касаются

                             

№12 «Петушок»

Петя, Петенька, петух                                 Дети стоят лицом в центр круга,

                                                                       ритмично бьют руками по бокам,

Весь раскрашен в прах и пух.                     как крылышками.

Разноцветный, весь цветной,                      Идут по кругу друг за другом,

                                                                       заложив руки за спину.

И кричит, как заводной:                              Останавливаются,

поворачиваются лицом в круг.  

Ку-ка-ре-ку!                                                   Кукарекают.

                                     №13 «Птичий двор».

Наш гусак встает на зорьке,      Дети потягиваются, руки за голову

Он к реке сбегает с горки.         Маршируют.

Он гусиную зарядку                  Приседают.

любит делать по порядку.

Для начала — бег на месте,       Бегут на месте.

Крылья врозь, а лапки вместе.   Разводят руки в стороны.

Упражнения для шея,               Движения головой вперед-назад.

чтоб росла еще длиннее.

Тренировка для хвоста,      Руки на поясе-вращательные движения         бедрами

А потом - бултых с моста!     Приседают, руки на коленках, голова    опущена.

Он плывет на середину,             Плавно раздвигают руки, имитируя стиль   «брасс».

Чистит лапки, моет спину.         Поглаживают правой рукой левую,

                                                       начиная с кончиков пальцев до плеча.

Лапки моет чисто-чисто,            Поглаживают левой рукой правую,

Не прослыть чтоб трубочистом,   начиная с кончиков пальцев до плеча.

Крикнул селезень: «Кряк-кряк.  Прыгают на месте на двух ногах.

Физкультурник наш гусак!» .

                                    №14 «Части тела»

Это глазки. Вот. Вот.            Показываем сначала левый,

                                                  потом — правый глаз.

Это ушки. Вот. Вот.              Беремся сначала за левое ухо,

                                                 потом — за правое.

Это нос. Это рот.                   Левой рукой показываем рот, правой на нос.                                  

Там спинка. Тут живот.    Левую ладошку кладем на спину правую на живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.        Протягиваем обе руки, два раза хлопаем.

Это ножки. Топ, топ.           Кладем ладони на бедра, два раза топаем.

Ой, устали. Вытрем лоб.      Правой ладонью проводим по лбу.

                                      №15 «Помидоры»

В огороде за забором,

Руки от себя, указать вниз с небольшим наклоном вперед, затем руки поднять вверх, ладони прямые от себя, вытянуться с небольшим напряжением «в струнку». 

Поспевают помидоры, (Руки в бока, грудь и живот немного вперед («напыжиться»); концы пальцев обеих рук соединить, образовав «шарик»)

. Держатся за колышки, (Сжать кулаки, пальцы смотрят друг на друга; согнуть руки в локтях, ладони смотрят друг на друга, пальцы сомкнуты. Греются на солнышке. Поднять лицо вверх, как бы подставляя солнцу; руки поднять вверх, слегка развести, потянуться к солнышку.

А подсолнух купил Желтую фуражку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...