Этический кодекс практического психолога в системе образования
учебно-методический материал
кодекс практического психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eticheskiy_kodeks_prakticheskogo_psihologa_v_sisteme_obrazovaniya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС
ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящий этический кодекс практического психолога в системе образования (в дальнейшем — Кодекс) является составной частью Муниципального положения о службе практической психологии в системе образования.
1.2. Кодекс упорядочивает вопросы профессиональной этики педагога-психолога, что подразумевает реализацию специфических нравственных требований, норм поведения во взаимоотношениях в профессиональной деятельности.
1.3. Кодекс регулирует взаимодействие педагога-психолога образовательного учреждения с другими участниками учебно-воспитательного процесса, определяет его отношение к профессиональной деятельности и к собственным профессионально значимым качествам.
1.4. Под участниками учебно-воспитательного процесса (УВП) понимаются:
- дети раннего и дошкольного возраста, учащиеся школ с 1-го по 11-й класс, в дальнейшем именуемые «ребенок»;
- родители, бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры и лица, их заменяющие (опекуны, попечители и др.), в дальнейшем именуемые «родители»;
- учителя, воспитатели ДОУ и групп продленного дня, специалисты, работающие с детьми (социальные педагоги, логопеды и др.);
- педагоги дополнительного образования, администрация образовательных учреждений, в дальнейшем именуемые «педагог».
1.5. Кодекс разработан на основе Положения о службе практической психологии в системе образования (проект 1995 г.), Международных актов в области защиты прав ребенка, Закона РФ «Об образовании», федеральных законов, указов, распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и решений региональных и муниципальных органов управления образованием.
1.6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления для всех участников учебно-воспитательного процесса (детьми, родителями, педагогами). Педагог-психолог не только не препятствует их желанию изучить кодекс, но и стремится максимально информировать участников УВП о его содержании.
1.7. Следование кодексу или пренебрежение им учитывается при определении уровня квалификации педагога-психолога.
1.8. Изменения и дополнения в кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных практических психологов системы образования, так и психологических служб образовательных учреждений; изменения и дополнения утверждаются общественными профессиональными объединениями.
2. Правила взаимодействия педагога-психолога с участниками учебно-воспитательного процесса
2.1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА
Проявлять искреннюю заинтересованность, доброжелательность по отношению к участнику УВП; уметь располагать к общению, вызывать интерес и желание сотрудничать.
Строить свою работу на взаимном доверии и уважении личности участника УВП, независимо от его возраста, социального статуса и др.
Проявлять веру в успех, в способность взрослого или ребенка справиться с ситуацией, проблемой, поддерживать веру в его собственные силы.
Относиться к любой проблеме взрослого или ребенка как к объективно существующей.
Уметь ориентироваться в сложившейся ситуации, быть беспристрастным в анализе событий.
Быть корректным в процессе получения информации, осторожно ее использовать, соблюдать принцип конфиденциальности.
Быть ответственным за выполнении взятых на себя обязательств.
Формировать адекватное представление о работе практического психолога, областях его деятельности и компетентности.
2.2. ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ
Видеть индивидуальность ребенка, принимать его таким, какой он есть.
Налаживать общение с ребенком на уровне, адекватном его возрастным и личностным особенностям. Давать рекомендации ребенку в корректной и доступной для него форме, причем рекомендации должны быть выполнимы.
Проводить индивидуальную психологическую работу с ребенком до 14 лет с согласия родителей, кроме случаев обращения самого ребенка или при угрозе его здоровью (физическому и/или психическому).
Производить ознакомление третьих лиц с информацией, полученной в рамках профессионального общения с ребенком (результатами диагностики и т.д.), с согласия самого ребенка, начиная с 10-летнего возраста. При этом доводятся до сведения не результаты диагностики отдельного ребенка, а выводы и рекомендации.
Учить ребенка принимать свои индивидуальные особенности, использовать их для достижения собственных целей.
2.3. ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Помогать родителям в защите прав ребенка и его личностного достоинства, при необходимости информировать их о существующих правах ребенка и путях их соблюдения.
Создавать у родителей мотивацию сотрудничества с психологом.
Способствовать повышению родительской компетентности и активизации родительского потенциала для решения проблем ребенка.
Запрашивать информацию о внутреннем мире родителей и их взаимоотношениях только в той мере, в какой это необходимо для осуществления психологического сопровождения развития ребенка.
В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального общения с родителями (результатами диагностики и т.д.), третьему лицу, делать это с согласия родителей, за исключением случаев, когда нераспространение этих сведений может нанести вред здоровью (физическому и/или психическому) их или ребенка.
2.4. ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ
Помогать педагогам в защите прав ребенка и его личного достоинства.
Соблюдать позицию равенства и сотрудничества в общении с педагогами.
Следить за новыми научно - практическими разработками в области педагогики с целью достижения наибольшего взаимопонимания в работе с педагогами.
В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального общения с педагогом (результатами диагностики и т. д.), третьему лицу (в том числе и администрации), делать это с согласия педагога.
Администрации и педагогам информация предоставляется либо в обобщенном виде, либо в виде рекомендаций и предложений.
Содействовать профессиональной эффективности и личностной успешности педагога.
3. Требования к профессиональным качествам психолога
3.1. ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООТНОШЕНИЯ
Анализировать свое физическое и психическое состояние в процессе профессиональной деятельности.
Стремиться к здоровому образу жизни, в частности соблюдать режим труда и отдыха, поддерживать оптимальную работоспособность.
Дозировать эмоциональную нагрузку, противостоять манипулированию, то есть быть готовым к психологической защите.
Использовать профессиональное общение как один из способов повышения квалификации и как средство психогигиены.
Регулировать объем своей работы в соответствии с нормативами профессиональной деятельности и своим психофизическим состоянием.
Быть готовым к решению собственных проблем, в том числе при необходимости обращаться к другим специалистам (психологу, психотерапевту, психиатру).
Использовать общественные объединения психологов для защиты профессиональных прав и интересов.
3.2. КАЧЕСТВА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Социально-психологическая компетентность как способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений, как умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.
Способность к индивидуализации как умение различать индивидуальные черты личности и в соответствии с ними изменять процесс взаимодействия (например, при модификации коррекционно-развивающих программ).Эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию другим людям, к пониманию их состояния, как готовность оказать им посильную помощь (предполагает определение возможных путей выхода).
Способность к саморегуляции как умение управлять собственным эмоциональным состоянием и мобилизовывать психические функции.
Рефлексия как способность осознавать собственные потребности и мотивы, анализировать свои мысли, чувства и поступки, как способность к самопознанию.
Толерантность как стрессоустойчивость, как отсутствие или ослабление реагирования на неблагоприятные факторы (проявляется в выдержке, самообладании).
Эрудиция как общая информированность о различных областях жизнедеятельности общества и человека.
3.3. ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Низкий уровень мотивации труда, отсутствие осознания своей профессиональной миссии.
Недостаточная выраженность профессионально значимых качеств (см. п. 3.2.).
Отстраненность и неумение воздействовать на участников образовательного процесса.
Неумение выбрать оптимальную зону профессионального приложения.
Стереотипность в работе, привязанность к одному подходу, категоричность.
Оценочное отношение к личности и точкам зрения.
Стремление к самоутверждению посредством клиента.
Неадекватное видение своих прямых действий и их результатов.
Отсутствие потребности в самореализации, саморазвитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога-психолога службы практической психологии образования России
Принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 г. в г. Москве....
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О...
Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога- психолога системы образования России (далее - психолог).Главной целью Этического кодекса является установле...
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС практического психолога в системе образования
Знакомит с положениями этического кодекса психолога в системе образования....
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога-психолога службы практической психологии образования России
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).Главной целью Этического кодекса является уста...
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные видыдеятельности педагога-психолога системы образования.Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и ...
Эссе "Этический кодекс педагога- психолога"
Знать кодегс -это наука,уметь применять его-это исскуство....