Картотека игр с методами ТРИЗ
методическая разработка (подготовительная группа)

Хусаинова Алия Ринатовна

Воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_triz_-_kopiya.docx345.86 КБ

Предварительный просмотр:

https://b1.culture.ru/c/633612.jpg

Цель картотеки:

Воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления.

Задачи:

- формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности у дошкольников;

- развивать творческие способности;

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере раскрыть творческий потенциал ребенка. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л.С.Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

  1. Метод мозгового штурма. 

Цель метода: постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения.

2. Метод фокальных объектов (МФО).

Цель: развитие воображения, фантазии, обучение управлению своим мышлением.

  1. Метод каталога. 

Цель: обучение творческому рассказыванию, обогащение активного словарь, развитие фантазирования.

  1. Метод маленьких человечков. 

Цель: знакомство детей с моделированием мира, с анализом природы вещества или явления.

5. Метод золотой рыбки. 

Цель: развитие фантазирования, обогащение словаря, заучивание стихотворений.

6. Метод Робинзона. 

Цель: выделение детьми ресурсов объекта, создание фантастических ситуаций.

7. Метод системного анализа.

Цель: формирование системного мышления (оценивание прошлого и настоящего объектов, предметов).

 «Дразнилка»

(метод мозгового штурма, с 5-ти лет)

Цель: расширять словарный запас детей малышей, учить слушать друг друга, высказывая свое мнение.

Ход игры: дети с помощью суффиксов -лка, -чк-, -ще образуют новые слова- названия.

Пример: Кошка: мяукалка, бегалка, кусаще, драчище, сонечка.

Мяч: прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.

Лопата: разбивалка, копалка, игралочка, рылочка, жележище, копалище.

Заяц: прыгалка, белячок, трусище.

Птичка: махалка, леталочка, свистелочка, прыгалище.

«Фоторобот»

(метод фокальных объектов, с 5-ти лет)

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.

Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.

«Теремок»

(метод системного анализ, с 5-ти лет).

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.

Ход игры: гостями «Теремка» становятся предметы, связанные между собой какой-либо системой. Для определения объектов используются медальки с изображением объектов. В «Теремок» попадают только те «объекты», которые назвали, чем они походят на ведущего.

Усложнение: в «Теремок» могут попасть только те объекты, которые отличаются от ведущего; от других жителей «Теремка». Объяснить, чем.

«Да-нет ка» по неизвестному слову.

(метод каталога, с 5 лет)

Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия.

Ход:  Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря. 

Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нетке» на загаданное слово).

Слова: торбаса (обувь), вигвам, острец (сорняк), студия, бандарь, цевница…

«Изобретатель»

(метод Робинзона, с 5 лет)

Цель: учить пользоваться приемом разделения  - соединения; придумывать новые предметы

из 2-х разных; зарисовать этот предмет.

Ход: 10 картинок предметных.

  1. рассмотреть каждый предмет и его функцию.
  2. «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».
  3. Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.
  4. Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи;.

Затем обсудить функцию нового предмета

«Елочка»

(метод Золотой рыбки, с 5 лет)

Цель: активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Учить комбинировать слова, устанавливать связи, составлять рассказы.

Ход: Игра начинается со стартового слова (имея существовать в И.п. ед.ч.).

На доске воспитатель зарисовывает предметы, которые ассоциируются у детей, когда им называют этот объект.

-Какие вспоминаются слова? С кем (чем) дружат эти слова?

Затем через 20-30 сек. делается 2 переключение». Выбирается любое слово из этого столбика и вновь называются слова и записываются или зарисовываются во второй столбик так проделывается до 5 раз (т.е. до 5 столбиков)

Затем предложить детям составить рассказ, используя слова из «Елочки».

Например: стартовое слово: Игла.

Игла

Еж

Яйцо

Швейная игла

Елка

нитка

Ножницы

Одежда

Стол

Швея

ткань

Стул

Скатерть

Тарелка

Нога

День рождения

Подарки

Цветы

Друг

Магнитофон

Пирог

Платье

бант

Составление рассказа, дать название рассказу.

«Почему так произошло?»

(Метод фокальных объектов, с 5 лет)

Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.

Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»

Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку.

2.Самосвал с грузом не  пришел по назначению вовремя.

Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Варианты:

1.Собака погналась за курицей.

2.Школьники не смогли поехать на экскурсию.

1.Молоко выкипело.

2.Самолет совершил вынужденную посадку.

1.Папа раскрыл книгу.

2. Комната наполнилась дымом.

1.Котенок подошел к блюдечку.

2.Мальчик не выучил урок.

1.Дворник взял метлу.

2.Мама вдела нитку в иголку.

«Помоги герою»

(метод Робинзона, с 6-ти лет)

Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.

Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или придуманной ситуации.

Пример: Железное яичко упало на хвостик мышке и придавило его. Как помочь мышке?

«Волшебный телевизор»

(метод системного анализа, с 6-ти лет).

Цель: развивать свободное общение детей с воспитателем, формировать грамматический строй речи, способствовать практическому овладению нормами связной речи.

Ход игры: выявляются все связи системы с помощью схемы-телевизора с 9 экранами, которые открываются по очереди.

Словесное восстановление по стихотворению:

Если мы рассмотрим что-то…

Это что- то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

«Лимерики»

 (метод каталога, с 6-ти лет).

Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию и инсценированию новых сказок.

Ход игры: сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.

Пример: первая строка - герой (необходимо выбрать самому ребенку,

- вторая строка – характеристика героя или его действие,

- третья строка - реализация действия,

- четвертая строка - выбор конечного эпитета для героя или свое отношение к герою.

Примерные вопросы для метода мозгового штурма.

- Как не ссориться с мамой?

- Как помочь себе фантазировать?

- Как не промокнуть под дождем?

-Как выгнать лису из заюшкиной избушки?

- Как не пустить медведя в Теремок?

- Как спасти собаку, плавающую на льдине в холод?

- Что сделать безудержно веселое?

- Как спасти птиц в невыносимо холодную зиму?

- Чем можно рисовать на бумаге? На асфальте? На снегу?

- На чем еще можно рисовать?

- Чем размешать сахар в стакане, если нет ложки?

- Что будет, если уничтожить всех волков?

- Что будет, если слон увеличится до размеров синего кита? (слон в высоту 4, 5 метра, весом 5 тонн, кит в длину 30 метров, весом более 100 тонн)

- Что будет, если увеличить длину ног зайца в 10 раз?

- Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

- Как сделать необычную льдинку?

- Как курочке спасти своих цыпляток от коршуна?

- Как можно поприветствовать хорошего человека?

- Как помочь черепахе, когда она перевернулась на спинку?

- Как проникнуть в комнату, не открывая дверь?

- Как достать сосульку с крыши?

- Как уберечь прохожих от падающих сосулек?

- Как украсить группу детского сада к Новому году? К другим праздникам?

-Что положить в торт, чтобы он стал вкусным? А в манную кашу?

- Куда в группе можно спрятать куклу?

- Куда я спрятала конфету?

- Какие качества птиц ты хотел бы иметь?

- Как найти самого умного человека в королевстве?

- Чем вреден комар? Чем комар полезен?

- Как можно определить время, если нет часов?

- Что можно сделать, чтоб любимая игрушка никогда не терялась?

- Придумать новое природное явление.

- Как сделать природное явление необычным (усилить, поменять что-то местами, перевернуть)

- Придумать дом будущего. Дом волшебника. Дом мечты.

- Придумать насекомое с необычными свойствами.

« Как это раньше делалось?»

(Метод системного анализа, с 6 лет)

Цель: Учить определять временную зависимость объекта и его функции.

Ход: Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком. Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась.

Например: - Настольная лампа. Для чего она придумана?

( чтобы человеку было светло, когда он пишет)

- Как освещался стол тогда, когда человек еще не изобрел лампу? (свечей, лучинкой)

- Зачем человек придумал грузовую машину? (перевозить грузы).

- как это раньше делалось?  (на телеге, верблюде)

 «Соедини нас»

(Метод системного анализа, с 6 лет)

Цель: учить устанавливать ситуативные связи между предметами.

Ход: Ведущий предлагает детям 2  слова, не связанных смысловым значением. Дети должны придумать как можно больше вопросов, соединяя два предмета.

Например: газета – верблюд.

- Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

- Что написано в газете про верблюдов?

- Почему, читая газету, ты сутулишься как верблюд?

Варианты

Банка – река

Ножницы – дорога

Линейка – книга

Огонь раковина

Карандаш – замок

Шляпа – мост

 «Цепочки ассоциации»

(Метод каталога, с 6 лет)

Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.

Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);

Длинное, серое, тягучее (жвачка…);

Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);

Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);

Зеленое и прыгучее…

Холодное, белое

«Путаница»

( метод каталога, с 6 лет)

Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

Ход:

- Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.

Например:

Летит колючий крокодил. (снег)

Висит зеленая собака. (слива)

Самолет ползет по рельсам. (поезд)

Мальчик ест скакалку. (конфету)

Летит воздушный диван. (шар)

Рычит лохматый слон. (пес)

Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)

Дверь открывают вилкой. (ключом)

Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)

Мама сварила вкусный стол. (суп)

«Кто? С кем? Где? Когда?»

(Метод Золотой рыбки, с 6 лет)

Цель: учить по условной схеме, составлять смешные истории.

Ход: Детям предлагается объединиться в группы по 4 человека. У каждого маленький листочек бумаги и ручка.

На каждый вопрос из схемы дети пишут на листке одно слово – ответ. Заворачивают верхний край листа «от себя» так, чтобы написанное не было видно, и передают лист другому ребенку.

Ведущий называет следующий вопрос. Опять дети отвечают, загибают край листа и передают другому.

Вопросы:

-Кто?

-С кем?

-Где?

-Когда?

-Что делали?

-Кто пришел?

-Что сказал?

По окончании игры воспитатель собирает все листы, разворачивает и зачитывает полученные рассказы.

Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!»

«Да-нетка» по неизвестному слову.

(в старшей и подготовительной группе)

Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы,

производить мыслительные действия.

Ход:

Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря.

Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нетке» на загаданное слово).

Слова: торбаса (обувь), вигвам, острец (сорняк), студия, цевница…

"Перевирание сказки"

(метод золотой рыбки, с 6 лет)

Цель: учить детей заменять сюжет сказки, что позволяет позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы.

Ход: Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку правильно, а дети по ходу ее "перевирают".

Например:

Сказка "Царевна лягушка".

Ведущий: Было у отца 3 сына.

Дети: Не 3, а 20.

Ведущий: Однажды собрал их царь и говорит: "Пора вам жениться!"

Дети: В лес по грибы идти.

Ведущий: Сыновья отвечают: "А где нам жен искать?"

Дети: Грибы искать.

Ведущий: Возьмите по стреле, выйдите в чисто поле. Куда стрела упадет, там и судьба ваша.

Дети: Не по стреле, а по валенку.

Ведущий: У старшего сына упала стрела на боярский двор.

Дети: На елку, по шишке.

Ведущий: У среднего сына - на купеческий двор. Подняла его купеческая дочь.

Дети: В магазин, попала в бутылку молока.

Ведущий: У младшего сына в болото, к лягушке.

Дети: В цирк, попала в укротителя тигров.

Примечание: всю сказку рассказывать не надо.

Сказки "Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба".

"Префиксы"

(Метод каталога, с 6 лет)

Цель: учить комбинировать слова с префиксами получая интересные слова

придумывая рассказы.

Ход:

На доске пишутся с левой стороны префиксы, а с правой любые объекты. Затем присоединить префикс к слову. Обсудить интересные слова.

Анти

Аэро

Супер

Анти

Мотто

Астро

Зоо

Архео

Авто

Мело

Недо

Моно

Авиа

Мульти

Психо

Тетра

Само

Аква

Полу

Поезд

Жираф

Гвоздика

Стул

Молоток

Диван

Комар

Авиастул

Полужираф

Автомолоток

Мотодиван

Суперкомар

Отметить с детьми, что (+) и (-) в новых предметах (объектов).

Аэро - воздушный, анти - против, зоо - о животных, мото - приводящий в движение, астро - звездный, архео - древний, мело - музыкальный, моно - единственный, мульти - множество, тетра - четыре, аква - водный, аэровокзал, антимоль, зоопарк, астронавт, видеомагнитофон, меломан, мультипликация, тетрадь, аквариум.

Например:

Мелостул - музыкальный стул, когда садишься звучит музыка.

Монотелевизор - единственный на земле телевизор.

Аквазаяц - водяной заяц.

Видеокарандаш - превращает в картинку написанное.

Минислон - слон размером со спичечный коробок.

"Где живет?"

Цель: на выявление над-системных связей, развивать речь, мышление

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте - это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Ход:

Ведущий: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую.

В старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущей каждому называет объект от себя. Если у воспитателя четкая цель: закрепить, например раздел "Живая и неживая система", то основной набор карточек должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее.

Ведущий: Где живет медведь?

Дети: В лесу, в зоопарке.

Ведущий: А еще?

Дети: В мультфильмах, в фантиках конфетных.

Ведущий: Где живет подорожник?

Дети: На дорожке растет, на лужайке и в поле. А еще в аптеке. А когда я к ране прикладывал, то он на ноге у меня жил. А я пила его, значит в животе у меня был.

Ведущий: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице - бродячие.

Ведущий: Где живет гвоздь?

Дети: В столе, на фабрике, у папы в гараже, в ящике для инструментов, на стене, в стуле, в моем ботинке.

Ведущий: А где живут вежливые слова?

Дети: В книге, в песне, в хорошем человеке.

Ведущий: А что значит хороший человек?

Дети: Это значит, что он вежливый, опрятно одевается, зубы чистит, помогает людям. Эта игра может использоваться как организационный момент в начале занятия - беседы.

Ведущий: А где живет радость?

Дети: У нас в группе, во мне, в моей любимой кошке, в маме, в телевизоре.

Ведущий: А где живет зло?

Дети: В сказке про Бабу-ягу, про мачеху.., в человеке - он может быть злым.

Ведущий: Каких словах живет буква "А"?

Дети: Мама, лиса, акварель...

Ведущий: А где живет звук?

Дети: В слове, в инструментах музыкальных, когда человек поет или кричит, в микрофоне. в телевизоре и радио, в пластинке...

Ведущий: А где живет слово?

Дети: В предложении, в сказке, в человеке.

Ведущий: Словом человек обозначает и выражает свои мысли.

"Что будет если..?"

(Метод маленьких человечков, с 6 лет)

Цель: на развитие мышления, речи, гибкости ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Правила игры: Эта игра построена на вопросах и ответах. "Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук?", "Что будет, если летом пойдет снег?".Вопросы могут быть разными - как житейские, так и фантазийные, например: "Что будет если, ты окажешься на Марсе?"

Ход:

Ведущий задает вопросы ребенку: "Что будет, если в ванну с водой упадет бумага?". Ребенок отвечает бумага намокнет, растает, поплывет и т.д.

"На что похоже"

(Метод фокальных объектов, с 6 лет)

Цель: развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Правила игры: ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объектами могут быть по следующим признакам: по назначению (по функциям), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Ход:

Ведущий: На что похож абажур?

Дети: На зонт, на Красную шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

Ведущий: На что похожа улыбка?

Дети: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

Ведущий: На что похож половник?

Дети: На ковш у экскаватора, на созвездие "Большая медведица", на зонтик, на лопату, на микрофон, т.к. микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим как и половник или в нем могут быть металлические части и так далее.

Неживая природа.

Ведущий: На что похож дождь?

Дети: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.

Ведущий: А душ какой бывает?

Дети: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

Развитие речи.

(при расширении словарного запаса, обозначающих название предметов)

Ведущий: На что похожа иголка?

Дети: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.

Ведущий: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.

Дети: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая.

Звуковая культура речи.

Ведущий: На что похож звук "Р"?

Дети: На шум мотора, пылесоса, на рычание льва, собаки.

Ведущий: Произнесите звук "Р". Назовите слова, в которых есть этот звук.

Переход к занятию.

 "Назови одним словом"

(Метод мозгового штурма, с 6 лет)

Цель: обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление.

Правила игры: Ведущий что-то описывает, а ребенок называет это одним словом. Например, утренняя еда - это завтрак; большая посуда для приготовления компота - кастрюля; дерево, которое наряжают на Новый год -- елка.

"Опиши одним словом"

(Метод мозгового штурма, с 6 лет)

Цель: обогащать словарный запас детей при помощи прилагательных, развивать речь, внимание, мышление.

Правила игры: Эта игра аналогична предыдущей, только называть нужно не существительное, а прилагательное. Например: чашка для кофе - кофейная, цветок из бумаги - бумажный, варенье из клубники - клубничное, сок из яблок - яблочный.

Пусть ребенок потренируется в придумывании заданий для вас.

"Цепочка"

(Метод мозгового штурма, с 6 лет)

Цель: учить детей выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.

Правила игры: Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать, как можно больше признаков и не повториться.

Ход:

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением очков, ребенок увидев картинку, говорит очки круглые и передает картинку следующему игроку. Следующий игрок говорит очки солнечные и передает следующему игроку картинку и т.д.

"Мои друзья"

(Метод мозгового штурма, с 6 лет)

Цель: учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.

Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство подходят (подбегают) к ведущему.

Примечание: Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, а не подходить. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами.

В старшем дошкольном возрасте можно брать "сложные" объекты по функции. В 5-6 - и летнем возрасте роль ведущего может выполняться ребенком.

Ход:

Ведущий: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать.

К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка, перышка.

Ведущий: Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летает? Ведущий уточняет, исправляет, обращаясь ко всем детям.

Ведущий: Мои друзья - это то, что может говорить.

К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы...

Примечание: Ведущий может использовать игру при ориентировки в помещении, при формировании понятия обобщения и др.

Ведущий: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире.

К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча.

Ведущий: Выберете слова, обозначающие название техники. Мои друзья - это то, что может перевозить грузы.

К ведущему подходят те дети, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль.

Ведущий: Мои друзья - это то, что умеет жужжать.

К ведущему подходят дети, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена и произносят в качестве упражнения: ж-ж-ж.

Ведущий: Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "Р" (в начале слова, в середине, в конце).

К ведущему подходят дети со словами: рак, воробей, фары.

Как усложнения для 6-7 лет.

Ведущий: Мои друзья - это слова, обозначающие действия, в которых есть звук "А".

Дети: Бегать, прыгать, летать.

Примечание: Воспитатель заранее раздает детям по 2 предметные картинки с разными объектами. Например:

ребенок 1: стол и вода

ребенок 2: сахар и стакан с водой

ребенок 3: ручка и стол

ребенок 4: молоко и чашка чая

ребенок 5: краска и вода

ребенок 6: зонт и дождь

ребенок 7: часы и шкаф

Ведущий: Что же взаимодействует между собой?

К ведущему подходят дети с картинками сахара и стакана с водой, молоком и чашкой чая, краски и воды.

Ведущий: Мои друзья - это то, что умеет отталкиваться друг от друга. К ведущему подходят дети с картинками зонта и дождя.

Ведущий: Мои друзья - это то, что не взаимодействуют.

К воспитателю подходят дети с картинками стола и воды, часов и шкафа, ручки и стола.

Примечание: В ходе игры дети объясняют причину взаимодействия - не взаимодействия, учатся строить предложения, тем самым решается задача развития монологической речи, формируется умение выражать свои мысли.

Вариантов игры много. Можно усложнять условия игры через объединение функции и надсистемы.

Ведущий: Мои друзья - это те кто живет в лесу, и умеют быстро бегать.

Дети: Лиса, волк.

Ведущий: Мои друзья - это то, что находиться дома и помогает в хозяйстве человеку.

Дети: пылесос, утюг, веник, комбайн, лошадь..

Примечание: Данную игру можно использовать и при отработке под- и над-системы, а также прошлого конкретного объекта.

Ведущий: Я - телефон. Мои друзья - это, что может передавать информацию на расстоянии.

Дети: Книга, почтальон, голуби с записками, компьютер.

Ведущий: Я - цветок. Мои друзья - это те объекты, которые в прошлом были семечком.

Дети: Огурец, подсолнух, тыква, дыня.

Упражнения на раскрытие функций предмета

  1. «Что умеет делать?».

Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и.т.д. Предложите детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной Шапочке. Как велосипед помог бы ей?

 Упражнения на нахождение путей развития ситуации

  1. «Что было – чем стало».

 Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала:

 - Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички).

 - Было зёрнышком, а стало…(деревом)

 - Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что растаял и.т.д.

 - Было зелёным, а стало жёлтым. Что это?

 Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан.

 

  1. «Паровозик».

 Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».

Упражнения на выявления связей между объектами и их ресурсов

  1. «Помоги Золушке» 

(нахождение внутренних и внешних ресурсов решения задачи)

 Злая мачеха велела Золушке на обед напечь пирожков. Золушка замесила тесто, сделала начинку. Теперь ей нужно раскатать тесто, но скалки нигде нет. Наверно, вредные сёстры спрятали скалку специально, чтобы досадить бедной Золушке. Как теперь поступить?

 Варианты: попросить у соседей, купить в магазине новую, сделать самой из полена или бутылки, формировать лепёшки рукой и.т.д.

 

 2. «Коллаж из сказок»

 В чудесном лесу жили Незнайка, Колобок и Буратино. Однажды пошёл Колобок в лес за грибами и не вернулся. Пошли Незнайка и Буратино его искать. Видят, навстречу им Красная Шапочка идёт и горько плачет…

 Затем сказка продолжается совместно с ребёнком.

 

  1. «Знакомые герои в новых обстоятельствах». 

Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример. Нашёл Вини-Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идёт и всему удивляется. Вдруг видит, костёр горит. А вокруг костра Бармалей скачет.

 

 4. «Аукцион». На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает.

 - Что можно делать ложкой? (кушать, перемешивать, копать, и.т.д.)

 Заниматься по методике ТРИЗ лучше с группой детей. Так они будут учиться и друг у друга. Но и выполнение заданий только с мамой способствует развитию нестандартного, творческого мышления.

Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления.

Функциональное назначение объектов.

Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

«Метель»

 Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

 Закружила метель, словно чудо карусель,

 Все дорожки замела. Нам в подарок принесла…

 И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

«Повторяка»

 Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

Я – лягушка. Я умею прыгать.

Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.

 

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

«Я еду в деревню».

 Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.

«Неумейка»

 Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». Ит.д.

«Салат из сказок».

 Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.

 Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т.д.

«Сказка – калька»

 С детьми составляется модель сказки и по этой модели сочиняется новая сказка, с различными степенями узнаваемости или полностью измененная.

 Используя буквенное обозначение, цветовое или геометрическое обозначение. По составленной модели сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные.

«Сказка – наизнанку».

 Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот».

 Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.

 Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

         

«Разновидность фантастического бинома» или «метод картинок».

1 вариант.

 Игра состоит в том, что детям даются слова из одной сказки и одно слово из другой сказки, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Или предлагаются картинки из одной сказки и одна карточка с изображением героя из другой сказки.

2 вариант.

 Раздаются пронумерованные карточки. Дети должны разложить по порядку карточки и придумать свою сказку.

 

«Перевирание сказки».

 Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.

 Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка».

 Дети: «Не жёлтая, а Красная!».

 Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…»

 Дети: «Не папа, а мама!»

1 вариант: после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца.

2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

«Что было потом».

 Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать «А что было потом?» или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать «А что было потом?»

 НАПРИМЕР: «а что стало с туфелькой Золушки после её замужества?»

«Сочиняем сказки по опорным схемам»

 Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными.

«Сочинение сказок с предметами – заместителями».

 Детям предлагается придумать с помощью разных предметов – заместителей (палочки, кружочки, фигурки, человечки) разные сказки, предварительно разложив эти заместители по порядку на фланелеграфе. Фигурки можно менять местами и получится другая сказка.

 

Лжезагадки.

Кто быстрее плавает 

Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кт доплывёт до острова?

Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?

У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

Что едят крокодилы на северном полюсе?

Что является второй подушкой для щеки?

Кто громче замычит: петух или корова?

Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?

От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).

Как лучше сорвать арбуз с дерева?

Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?

Когда собака бывает в конуре без головы?

Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?

Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?

На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

  

«Необитаемый остров»

 Золотая рыбка решила исполнить одно твоё желание. Ты загадал, что хочешь много денег, чтобы купить сладости, игрушки. Рыбка исполнит твоё желание, с тем условием, что ты попадёшь на необитаемый остров и будешь жить там один. Воспользуешься ли ты желанием? Как ты выберешься с необитаемого острова, если тебе надоест быть одному?

 

«Предложи выход из ситуации»

 Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи Маше, что с ними сделать?

 

«Эмпатия»

Примеры:

«Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи».

«Я злая девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца ».

 http://www.playcast.ru/uploads/2017/03/02/21849544.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с использованием метода ТРИЗ

Цель: воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления. Задачи : формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности;развива...

Картотека игр с использованием метода ТРИЗ

Цель - воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектическогомышления.Задачи :формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности;развивать творческие спо...

Использование метода ТРИЗ для работы с детьми второй младшей группы (картотека игр).

Автором представлена подборка игр с использованием метода ТРИЗ для детей второй младшей группы....

Картотека игр с использованием метода ТРИЗ

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать б...

Картотека игр с использованием метода ТРИЗ

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность....

Картотека. Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ

Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ...

Картотека дидактических игр направленных на формирование познавательной активности дошкольников в процессе поисково-исследовательской деятельности с применением методов ТРИЗ.

Картотека дидактических игр направленных на формирование познавательной активности дошкольников в процессе поисково-исследовательской деятельности с применением методов ТРИЗ....