Рекомендация для воспитателей "Готов ли ребенок к школе?"
консультация (подготовительная группа)
Готовность ребёнка к школе определяется по следующим критериям, которые должны сочетаться между собой: психологическая готовность, физическая готовность и познавательная готовность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsiya_dlya_pedagogov_2.docx | 79.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Ц.р.р- детский сад № 116»
Яковлева Анастасия Анатольевна, воспитатель
«Готов ли ребенок к школе?»
Готовность ребёнка к школе определяется по следующим критериям, которые должны сочетаться между собой: психологическая готовность, физическая готовность и познавательная готовность.
Физическая готовность
Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, выполнять каждый день домашние задания – задача для дошкольника непривычная. Поэтому ребенок должен быть готов к школе физически:
• высокий уровень закаленности и устойчивость организма к инфекциям;
• соответствие показателей физического развития ребенка (рост, вес, мышечная масса) общепринятым нормам;
• развитие мелкой моторики (движения кистей рук). Чем выше развита мелкая моторика, тем выше развитие речи и мышления ребенка. Поэтому очень важно еще до школы начать готовить руку к письму (именно подготовка руки, а не обучение письму). Родители должны наблюдать за тем, как ребенок рисует, при этом насторожить должны следующие моменты:
- если ребенок для того, чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист. Значит, он не может менять направление лини с помощью движений пальцев;
- если на рисунке все предметы изображены очень мелко. Значит, кисть руки сильно зажата и находится в постоянном напряжении.
Родителям нужно помочь ребёнку подготовить мышцы руки для будущего почерка, это можно сделать, например следующими простыми способами:
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
- Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках и др.
• развитие зрительно-двигательной координации. У ребенка к 6-ти годам должно быть сформировано умение выделять из рассматриваемой картинки или предмета отдельные части, что поможет ему одновременно смотреть на предмет и рисовать его. В школе это умение необходимо, так как многие задания построены следующим образом: учитель пишет на доске, а ученики должны переписать задание в тетрадь без ошибок.
Особую роль в развитии зрительно-двигательной координации играет рисование, так как техника рисования напоминает технику письма. Таким образом, от родителей требуется научить ребенка правильно держать в руках кисточку и карандаш. Сидеть при этом он должен прямо, не наклоняясь над листом бумаги. Правильная посадка чрезвычайно важна для формирования правильной осанки, сохранения зрения, здоровья внутренних органов.
Интеллектуальная готовность (познавательная сфера)
Имеется в виду общая осведомленность ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, набор знаний, который пригодится для обучения в школе.
Родителям следует обратить внимание, что ребенок в 6-7 лет должен уметь:
• Внимание. Внимание ребенка должно быть устойчивое, произвольное.
- Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
- Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
- Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
- Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
• Память. Ребенок должен владеть приемами осмысленного запоминания и воспроизведения.
- Запоминание 10-12 картинок.
- Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.
- Пересказывание текста из 4-5 предложений.
Родители могут развивать внимание и память ребенка с помощью специальных игр. Например, игра «Чего не стало»
• Мышление. Ребенок должен уметь рассуждать, делать выводы, находить причины явлений, владеть логическими операциями:
- Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
- Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
- Определять последовательность событий, что было сначала, а что – потом.
- Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
Развитию образного мышления способствуют такие виды деятельности, как рисование, лепка, слушание сказок, конструирование. Так же родители развивать мышление ребенка можно с помощью специальных игр. Например, игра «Назови разными словами».
• Речь и речевой слух.
- Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
- Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.
- Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.
- Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.
- Различать в словах звуки.
В качестве игр по развитию речи можно предложить, например, игру «Как сказать по-другому».
• Математика
- Счет. Считать до 100 единицами и десятками. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.
- Состав числа. Составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 1 0 состоит из 10 единиц.
- Сравнение чисел. Арифметические знаки «>», «<», «=».
- Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
- Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. д.
- Ориентирование во времени. Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь, их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра, понимать значение этих слов. Он должен знать последовательность дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно - это все дни недели.
• Окружающий мир.
- Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
- Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Психологическая готовность
Психологическая готовность включает в себя две составляющие: личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Личностная и социальная готовность предполагает:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
В желании учится большую роль играют слова и поступки взрослых. Создавайте только положительную картинку предстоящей школьной жизни.
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Что ещё могут сделать родители для подготовки ребёнка к школе:
• Читайте ребёнку книги, беседуйте о прочитанном;
• Отвечайте на вопросы ребёнка и задавайте их сами;
• Готовьтесь к школе вместе: выбирайте ручки, тетрадки, ранец, школьную форму;
• Составьте и соблюдайте режим дня (не забудьте про зарядку);
• Подготовьте дома рабочее место школьника.
Чего делать не стоит:
• Превращать ребёнка раньше времени в ученика (большое количество занятий истощают его, лишая возможности играть и общаться со сверстниками);
• Формировать отрицательное отношение к школе;
• Заставлять переписывать несколько раз выполненную работу.
Главное, что могут и должны родители – это верить в своего ребёнка, хвалить в случае даже маленьких успехов и поддерживать и помогать в случае неудач (но не делать его работу за него).
Подготовка ребёнка к школе – задача не из лёгких. И от того, как эта задача будет выполнена, будет зависеть легким или трудным будет вход ребёнка в новую для него школьную жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ
КАК ПОДГОТОВИТЬ МАЛЫША К ПОСЕЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ? ЭТОТ ВОПРОС ЧАСТО ЗАДАЮТ РОДИТЕЛИ ПЕДАГОГУ ПСИХОЛОГУ....
рекомендации родителям для подготовки ребенка к школе
Вниманий родителей предалагаются простые игры и упражнения на развитие внимания и памяти у детей 6-7 лет,с помощью которых можно начать готовить ребенка к обучению в школе....
“Рекомендации по речевому развитию ребенка”
В работе предоставлен консультационный материал для родителей по развитию речи, имеющий практическое назначение....
Рекомендации "Принципы общения с ребенком", "Способы эмоциональной поддержки ребенка"
В представленном материале даются рекомендации по взаимодействию с детьми, спосбоствующие их гармоничному психическому развитию....
Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".
Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....
Подборка заданий для проверки готовности ребенка к школе1
Можно использовать воспитателям в качестве диагностики детей. а также порекомендовать родителям будущих первоклассников....
Рекомендации для воспитателей «Учим ребенка рисовать человека: простые схемы и рекомендации»
Вопрос «Как научить детей рисовать человека?» ставит многих взрослых в тупик: далеко не каждый сможет реалистично передать пропорции и портретное сходство, и тем более, объяснить этап...