Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников
статья
Руское народное творчество - это животворящий неиссякаемый источник песен, прибауток, сказок, былин, пословиц, поговорок, в которых отражается жизнь народа, его быт, уклад, история.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_folklor.docx | 17.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников (сообщение из опыта)
Согласно ФГОС дошкольного образования, одним из главных показателей приобщения детей к социокультурным ценностям на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое - формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе - художественное развитие - приобщение к искусству и художественной деятельности.
В дошкольном детстве закладываются основы духовного развития, эстетического сознания, художественной культуры. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
С музыкальным фольклором дети знакомятся в повседневной жизни, на музыкальных и других занятиях, развлечениях, утренниках и народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги –словом, обеспечивает эмоционально –психическое благополучие. Основные виды музыкального фольклора это – народная песня, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты.
Наиболее распространенным и доступным средством является песня. Народная песня одно из ярких произведений музыкального фольклора входит в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Песни призваны помочь интересней преподнести детям сказку, ярче иллюстрировать действия ее героев, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту и творческой активности.
С народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с со второй группы раннего возраста. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Сорока –сорока» и т. д. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность. Народные песни богаты разнообразием жанров. Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, используемый нами на музыкальных занятиях.
Знакомя детей с жанром колыбельной песни, мы вовлекаем ребенка в игру, связанную с убаюкиванием любимой куклы, но одновременно с этим стремимся к достижению напевности при исполнении песни, поощряем песнетворчество дошкольников. Колыбельные песни несут в себе народную мудрость и красоту – это частица фольклора.
Работая с малышами над музыкально – ритмическими движениями мы постоянно обращаемся к народным мелодиям: «Из – под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах ты , береза», «Коробейники» и т.д. Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.
Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.
В работе с детьми средней, старшей и подготовительной групп, мы часто используем другие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где – то напевают, а поют обрядовые песни целиком.
Решая проблему развития творческой активности каждого ребенка, следует учитывать, что она на всех этапах его развития в процессе освоения музыкально – фольклорного творчества выражается в трех формах: подражание; исполнение по просьбе взрослых необходимых действий; самостоятельные действия. Они предполагают сформированность определенных знаний, умений и навыков.
Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей и музыкальных руководителей учреждения дошкольного образования.
Фольклорные праздники, с которыми знакомятся дети, - это яркая образная игра, где обыденное превращается в сказочное, где действие сопровождается нарядными костюмами, скороговорками, закличками, считалками, столь близкими детскому восприятию.
В зимних праздниках дети знакомятся с доступными их возрасту колядками и играют в народные игры, проявляют творческую фантазию в инсценировании песен. Весенние праздники "Масленица", «Сороки» (прилет птиц), «Встреча Весны», «Пасха». Здесь происходит знакомство дошкольников с весенними закличками, хороводными песнями, приметами весны. Дети вспоминают, какие птицы прилетают весной, т. е. осуществляется интеграция с другими образовательными областями (экология, знакомство с художественной литературой и др.)
Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к березке» (Троица) и праздник «Ивана Купала». Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего.
Таким образом, когда дети поют песни, участвуют в народных танцах, водят хороводы, играют на народных музыкальных инструментах, играют в народные игры - у них формируется исполнительская и творческая активность.
Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного, народного творчества.
.
Литература
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка, М. Просвещение, 2018
- Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.2016
- Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников
Детский фольклор — это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для де...
Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности...
Консультация на тему: "Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников"
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов. Занятия, в которых используется фольклор, име...
Консультация для педагогов «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»
Консультация на тему: «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»...
Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников
Выступление на педагогической конференции 2019г....
Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор — как средство развития творческих способностей дошкольников »
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня - не в экономических реформах, не в смене политической систе...
Консультация на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»
Русский народный фольклор - это кладезь народной мудрости! Пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, заклички, русские народные песни, календарные песни, кол...