Консультация для воспитателей на тему: «Виды театрализованных игр»
консультация (младшая группа)

Лонюшкина Ирина Александровна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_vidy_teatralizovannyh_igr.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребёнка»

Консультация для воспитателей

на тему:

«Виды театрализованных игр»

Подготовила: воспитатель

Лонюшкина Ирина

Александровна

Нижегородская область

г.о.г Выкса

апрель 2021 год

Виды театрализованных игр

   Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в детских садах применяется 6 видов театрализованных игр.

   Театр на стенде (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка). Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:

 фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);

 магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает

магнитная доска);

 театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).

   Театр на столе

Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть:

 бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;

 магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;

 из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).

   Театр «наручный»

Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:

 картона, вырезанного в форме конуса;

 ткани;

 шариков для тенниса;

 пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;

 спичечных коробков и пр.

   Верховой театр

Это интересно. Термин, обозначающий вид театрализованной деятельности, в которой куклы закреплены выше человеческого роста, был введён русскими кукловодами в XVI веке.

Существует несколько типов верхового театра:

 тростевой (кукла закреплена на высокой трости);

 бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж

действует из-за высокой ширмы);

 театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).

   Театр на полу

Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей.

   Театр «живых кукол»

Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, , а также во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно:

 пересказать сказку;

 разыграть сюжет для зрителей.

Различают 3 типа театра живых кукол:

 масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);

 платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);

 театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях — ребята из старшей или подготовительной группы).

Во многих методических источниках понятия «театрализованная деятельность» и «театрализованная игра» являются синонимами. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость).

Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.

     Театрализованная деятельность помогает педагогам решать следующие задачи:

 расширяются знания малышей об окружающем мире, в частности, ребята

знакомятся с жанрами театра, его устройством и типами постановок;

 формируется творческая, самостоятельная активность ребёнка;

 развивается речь, правильная артикуляция (особенно важно для детей средней и старших групп, в которых развитию речи и постановке звуков уделяется особое внимание);

 обогащается словарный запас;

 развивается память, фантазия, образное мышление;

 совершенствуется пластика тела, координация движений, гибкость;

 развивается навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также

интонацию;

 воспитывается умение сотрудничать с другими членами коллектива (эта цель важна в любом возрасте, но для малышей подготовительной группы, которые готовятся ко вступлению в новый коллектив, она имеет особое значение).

         Принципы проведения театрализованной деятельности:

наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты,театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);

доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом

возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к

сложному);

проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;

развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Характеристика театрализованных игр

   Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки,

выражения эмоций, впечатлений.

Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее

эффективно происходит речевое развитие. Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и  театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила.

Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.  

   Особенность театрализованной игры - литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованных играх, игровое

действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Образ героя, его основные черты действия, переживания определены содержанием произведения.

Классификация театрализованных игр

   Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих

театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой - это

предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы)

и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль).

   Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две

группы: драматизации и режиссёрские.

Методы работы по организации игр – драматизаций:

метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми

сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Правила драматизации:

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило

индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли,

которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение:

Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

   В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика,  пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки).

   Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

Виды драматизации:

 игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

 ролевые диалоги на основе текста;

 инсценировки произведений;

 постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

 игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

   Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)

Организация пространства

для театрализованной деятельности

 различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на

фланелеграфе и др.;

 реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для

кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

 атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим,

декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений,

места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

   Непременными элементами пространства для театрализованной деятельности являются:

 ширма (для пальчикового театра она может быть изготовлена из картонных коробок с отверстиями внизу, при этом оформление ширмы лучше сделать универсальным, например, в виде лесной полянки с домиком на опушке);

 костюмы (это могут быть покупные или самодельные образцы);

 маски (могут быть изготовлены по шаблонам из плотной бумаги и тонкого картона, из папье-маше, фетра и других материалов);

 шапочки (самый простой вариант — изготовить их из картона, вырезав его в виде конуса, а затем украсить);

 куклы пальчикового театра.

   В дальнейшем содержание набора театральных реквизитов будет меняться, усложняться: появятся куклы бибабо, марионетки, костюмы для постановок и т. д.

Формы организации театрализованной деятельности

   Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных

возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами.

   Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания.

   Педагогическое руководство игровой деятельностью дошкольников включает:

 воспитание у ребенка основ общей культуры.

 приобщение детей к искусству театра.

 развитие творческой активности и игровых умений детей.

   Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности.

   Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

   Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

Театрализованная деятельность

совместно с другими видами деятельности

   Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений.

   Совместная со взрослыми творческая деятельность в рамках игр на занятиях или праздниках, организации музея кукол (уголка театра в группе). Эта форма востребована в образовательном процессе с детьми любого возраста. Сюда же относятся посещения театров. Самостоятельная театральная деятельность. Применяется во время игр, подготовки

и проведения утренников с детьми старших групп (иногда уже во втором полугодии воспитанники средней группы включаются в самостоятельную, то есть без участия взрослых, театрализованную деятельность). Мини-игры на занятиях с привлечением кукол для решения познавательных задач. Так, в первой младшей группе на занятиях по рисованию, когда дети учатся изображать геометрические фигуры, воспитанники рисуют не просто круг, а бублик для кошки, которая случайно забрела в группу и призналась, что очень голодна.

Организация театрализованной деятельности

дошкольников младшего возраста

 Приучать слушать рассказ, используя наглядное изображение: инсценировка сказки на фланелеграфе.

 Учить детей при повторном чтении выполнить характерные действия, повторяя за педагогом строки текста.

 Обучение имитационным движениям, звукоподражанию.

 Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции.

 Поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях.

 Формировать умения выполнять элементарные ролевые действия.

   В возрасте 2 - 4 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие

способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми.

   Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому

большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д.

   Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным.

   С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций, в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения.

   Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств.

   Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности, учатся правильно интонировать, вырабатывают чистую артикуляцию, учатся слушать и слышать собеседника. При этом элементы

театрализации можно использовать уже с первой младшей группы, когда дети повторяют реплики персонажей вслед за рассказчиком-взрослым. И с гораздо большей охотой они будут это делать, если герой будет маленьким гномом на пальце, тенью котёнка по имени«Гав» или жёлудем Гошей, потерявшим свою шапочку во время прогулки.

   Музыка, рисование и театр настолько тесно взаимосвязаны, что порой бывает трудно определить доминирующий вид деятельности. Для раздела «Пение» можно использовать приём озвучивания, когда малыши, разучивая песенки, исполняют их от лица персонажа пальчикового или перчаточного театра.

   Во второй младшей группе на тему «Домашние животные» театрализованная деятельность в виде театра масок может применяться для закрепления звукоподражательных слов «кто как говорит»: «муу», «мяу», «гав».

   Просмотр сценок кукольного театра особенно актуален для детей первой и второй младших групп, в которых малыши ещё не вполне готовы к полноценному участию в данном виде творческой деятельности. Но зато с удовольствием участвуют в ней в качестве зрителей. Беседы о театре используются уже в первой младшей группе. При этом малыши постигают театральную тематику, начиная со знакомства с персонажами,

которые там представлены (к примеру, герои пальчикового театра, куклы бибабо и пр. в первой младшей группе, персонажи театра теней — во второй младшей).

   У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение

режиссерской театрализованной игры через:

 настольный театр игрушек;

 настольный плоскостной театр;

 плоскостной театра на фланелеграфе;

 пальчиковый театр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме «Виды игр и методика их организация».

Игр в наше время очень много, все они очень разнообразны: по своей тематике, структуре. Но выделяют всё таки 3 класса игр. А вот какие вы прочтёте в этом материале....

Консультация для воспитателей ДОУ. Тема: «Виды гимнастки, которые проводятся в ДОУ».

Занятия для ребёнка – труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы, и сопряжён со значительными зрительными нагрузками...

Консультация для воспитателей на тему: "Виды спортивных игр"

Консультация для воспитателей на тему: "Виды спортивных игр"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ТЕАТРА И ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие  детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей на тему: "Виды утренней гимнастики и возможности её использования".

Консультация для воспитателей на тему: "Виды утренней гимнастики и возможности её использования"....