Подборка "ТРИЗ - игры"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
В данную подборку входят игры и игровые упражнения на основе приёмов ТРИЗ. Они предназначены для развитие речи, системного мышления, творческого воображения; могут быть использованы в любой образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_igry.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «АССОЦИАЦИЯ» Один выходит за дверь, оставшиеся договариваются, кого загадывают. Затем, отгадывающий задаёт вопросы типа: «Если бы это была посуда, то какая?» (мебель, животное). Можно отгадывать литературных героев, игрушки (ответы должны отражать сущность человека).
«Противоречие» – предъявление к одному объекту противоположных требований. Приёмы разрешения противоречий – объяснение как один объект может обладать противоположными признаками.
- Во времени (сосулька и большая и маленькая «Сначала была, потом растаяла»);
- В пространстве (утюг с одной стороны горячий, а с другой – холодный);
- В системах (спички крепкие, но вместе с другими объектами – не крепкие);
- В отношениях (фильм - для одного хороший, а для другого плохой)
Кто калечит, кто-то лечит.
Кто серьёзен, кто беспечен.
Кто-то смертен, кто-то вечен
Среди женщин и мужчин.
На хорошее, плохое,
И на доброе и злое
Что-то разделить порою
Нам бывает мудрено.
Потому что, это «что-то»
Так прекрасно для кого- то!
Потому что это «что-то»
Так ужасно для кого-то!
«ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ» (Отгадай, какие предметы, или явления могут обладать этими свойствами?)
Одновременно быть и острым и тупым (нож);
Горячий - холодный (холодильник, утюг);
Добрая - злая (собака);
Весёлый - грустный (человек);
Глубокое - мелкое (озеро, море);
Слабый - сильный (ветер, человек, животное);
Быстрый - медленный (поезд, автомобиль);
Идти - стоять (часы, человек).
СИСТЕМА – Объект – это совокупность его элементов и связей между ними, имеющие качества, которыми элементы по отдельности не обладают. А если их соединить определённым образом, то получится самолёт, который обладает системным качеством – способностью летать. Подсистема – составные части.
Игра "Найди лишнее" (Без чего система не сможет существовать?)
САД – растения, садовник, собака, забор, земля. Почему? Докажи.
РЕКА – берег, рыбы, рыболов, тина, вода.
ЛЕС – охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.
ГОРОД – автомобили, дома, улица, толпа.
«Что лишнее?» (отгадка в подсистеме или надсистеме)
Стол, стул, змея, лошадь, лестница (ножки); (подсистема)
Стол, шкаф, диван, ТАБУРЕТ, трюмо (комната-кухня); (надсистема)
Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (вода) (подсистема)
Многозначность.
А.Шибаев «Кто играет?»
И солнце ИГРАЕТ лучами на речке,
И кошка ИГРАЕТ клубком на крылечке,
И Женя ИГРАЕТ есть кукла у Жени,
И мама ИГРАЕТ в театре на сцене,
И папа ИГРАЕТ на медной трубе,
И дедушка с внуком ИГРАЕТ в избе…
А бабушка внуку пелёнки стирает,
Бабушка в стирку, наверно, ИГРАЕТ?...
«Что лишнее?»
Стол, стул, кровать, ПОЛ, шкаф. Почему? Докажи.
Молоко, сливки, САЛО, сметана, сыр.
Ботинки, сапоги, ШНУРКИ, валенки, тапочки.
Молоток, клещи, пила, ГВОЗДЬ, топор.
Сладкий, ГОРЯЧИЙ, горький, кислый, солёный.
Берёза, сосна, ДЕРЕВО, дуб, ель.
Самолёт, телега, ЧЕЛОВЕК, корабль, велосипед.
Василий, Фёдор, Семён, ИВАНОВ, Пётр.
Сантиметр, метр, КИЛОГРАММ, километр, миллиметр.
Токарь, учитель, врач, КНИГА, космонавт.
Глубокий, высокий, СВЕТЛЫЙ, низкий, мелкий.
Дом, МЕЧТА, машина, корова, дерево.
Храбрый, ЗЛОЙ, смелый, отважный.
Яблоко, слива, ОГУРЕЦ, груша.
Молоко, творог, сметана, ХЛЕБ.
Час, минута, ЛЕТО, секунда.
Ложка, тарелка, кастрюля, СУМКА.
Берёза, ромашка, ель, дуб.
Ведро, кастрюля, стеклянная банка, сковорода.
Лошадь, собака, верблюд, слон.
Яблоко, груша, капуста, апельсин.
Сапоги, ботинки, носки, сандалии.
Парикмахер, врач, мальчик, водитель.
Пароход, самолёт, поезд, воздушный шар.
Волк, лиса, тигр, утка, заяц.
Топор, вилка, молоток, рубанок, пила.
Стул, шкаф, стол, чайник, кровать.
Воробей, синица, белка, дятел, ворона.
«Что бывает?» (подобрать существительные).
Зелёным, весёлым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, спокойным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым.
«Цепочка слов» Исходное слово «КОШКА». (Какая? Что ещё бывает разноцветным? Какое платье? Что ещё может быть пышным? Платье пышное, как…)
«Что в чём?» Что есть у стула? (ножки, сиденье спинка). (Машины, собаки, телевизора, дерево, книга).
«Части и целое» Крылья, кабина, салон, кресла, штурвал – (САМОЛЁТ).
Распутать слова. (повторяйте за мной)
(Сапоги, собака, колесо, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, волосы, скамейка, скатерть, сковородка, ступенька).
А теперь я «запутаю» их, а вы распутайте.
Босака, посаги, лекосо, коныска, мосавар, мосалёт, нисатар, расафан, сафлетка, ловосы, смакейка, стакерть, скороводка, спутенька.
«Новое слово» (если в конце добавить «Т»)
Спор, стар, сор, так, бор, бра.
(в начале слова «Х»)
Салат, шмель, голод, полка, сор, год, Глеб, шрам, свалить, гудеть, гриб, звать
«Один – Много» (используя «Ж»)
Чиж (чижи), нож, ёж, пляж, стриж, этаж, морж, манеж, пейзаж, гараж, экипаж, чертёж.
Сделай из больших предметов маленькие.
Флаг (флажок), снег, берег, круг, сапог, луг, стог, пирог, утюг, рог.
«Измените слова». Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? РЫЧАЩИЙ. Пёс ворчит; Бык мычит; А петух кричит; Молоток стучит; Колокол звучит, молчит, бренчит.
Я иду и ты…(ИДЁШЬ).
Я пою и ты…
Я несу и ты…
Я беру и ты…
Я веду и ты…
Я плыву и ты…
Я лечу и ты…
Я бегу и ты…
«Бабушка укладывает в свой чемодан…» (по цепочке каждый повторяет уже сказанное и добавляет своё слово – 18-20 предметов).
В сад я к бабушке пошёл.
И копеечку нашёл.
Что купил я?
Шапку, кепку,
А в придачу тряпку, щепку,
Ложку, плошку, шайку, лейку –
Всё купил я за копейку. (Сколько вещей купил мальчик?).
«Родственные слова»
Вот, сколько слов получилось от слова «ГУСЬ» - (гусак, гусыня, гуськом, гусятина, гусятница, гусёнок) Какое перо? Что значит идти гуськом? Идут гуськом гусак за гусаком. Придумать предложение про гуся и всё гусиное.
Клюв – гусиный носик – Гуси гордо носят Если дразнишь гуся – берегись: укусит.
«Придумай сам»
Карандаш-грифель, шариковая ручка - это …(стержень);
Дом - кирпич, стакан … (стекло);
коньки - лёд, лыжи … (снег);
платье-ткань, гвоздь … (металл);
игла-ткань, фломастер …(бумага);
овца - домашнее животное, волк … (дикое);
орёл - птица, щука … (рыба);
нож - острый, палка … (тупая);
свет - глаза, тепло … (кожа).
Наводящие вопросы: Из чего сделан предмет? Не является ли один предмет частью другого? Можно ли, оба предмета назвать одним словом? Для чего предназначен предмет? Что с его помощью делают?
«Запомни слова» Стол, море, груша, окно, самолёт. Помидор, тарелка, дым, чемодан, голова (повтори).
«Маша-растеряша» (игра на тренировку видения ресурсов).
Дети поочерёдно (можно в парах) задают друг другу вопросы (картинки).
–Ой! – Что с тобой?
–Я потеряла куклу. Кого же теперь я буду укладывать спать?
– Можно взять мишку, сделать из тряпок куклу (варианты).
–Ой! – Что с тобой? –Я потерял машинку. Чем я теперь буду перевозить грузы?
– В корзинке, коробке, шапке.
Кто кем был?
Кем был раньше цыплёнок? (Дедушка, крокодил, лошадь, корова, дуб (ЖЁЛУДЕМ), рыба (ИКРИНКОЙ), яблоня (СЕМЕЧКОМ), лягушка, бабочка (ГУСЕНИЦЕЙ), хлеб (МУКОЙ), шкаф, велосипед, рубашка, дом, лето (ЗИМОЙ), день (НОЧЬЮ), учитель (УЧЕНИКОМ)).
Кто кем будет? Кем будет яйцо? (птенец, крокодил, черепаха, змея).
Инопланетянин. Как бы ты объяснил значение этих слов. Что это? (Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, бить, самолёт, гвоздь, газета, зонт, мех, герой, качаться, кусать, острый, автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий, автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, толкать, мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый).
Игра «Я – фотоаппарат» (перечислить всё, что удалось запомнить на картинке).
«Узнайте слова по первому слогу»
Назовите картинки. Какой второй слог во всех названиях «КА».
Теперь узнайте слово по первому слогу: пал…, пол…, пап…, поч…, пуш…, пач…, проб…, плош…
«Назови, одним словом»
Длинное ухо…(ДЛИННОУХИЙ), короткий хвост; длинные рога; рыжий хвост; любит труд; ходит быстро.
"Какие слова спрятались в слове?"
Например: Пешеход (ходит пешком); (самосвал, рыболов, пчеловод, лесоруб, ледоход, ледокол, сам летает.)
Упражнять в образовании сложных слов.
Машина, которая чистит картофель…(КАРТОФЕЛЕЧИСТКА).
Варит кофе; режет овощи; режет хлеб; выжимает сок; всасывает пыль; трёт пол; мешает глину; мешает бетон.
"Назови, одним словом"
Молоток, пила, рубанок (столярные инструменты);
Суп, каша, котлета (еда);
Компот, сок, чай (напитки);
Юла, пирамидка, кукла (игрушки);
Пианино, скрипка, гармошка (муз инструменты);
Орёл, коршун, сокол (хищные птицы);
Сосна, кедр, ель (деревья хвойные);
Коньки, лыжи, мяч (спортивный инвентарь);
Тюлень, морской котик, морж (морские животные);
Персик, абрикос, апельсин (фрукты);
Акула, рыба-меч, ставрида (морские рыбы);
Кастрюля, половник, сковорода (металлическая посуда);
Украина, Германия, Россия (страны);
Жёлтый, зелёный, синий (цвета);
Ранец, пенал, ручка (школьные принадлежности);
Запад, восток, север (стороны света);
Телевизор, пылесос, утюг (бытовые приборы).
«Кузовок» Вот тебе кузовок, клади в него что на «ОК», обмолвишься – отдашь залог. Я положу в кузовок платок, а ты? (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок).
«Самолёт» Вот бумажный самолёт. Я буду называть слова, а вы покажите, что вы сможете сделать с ним. Кинуть, докинуть, перекинуть, подкинуть, закинуть, выкинуть, скинуть, не докинуть. А теперь сами скажите, что вы сделали (я кинул самолёт).
«Покажи одинаковое» Найди все металлические предметы. Какие ещё предметы из металла вы знаете? Найди все съедобные (тяжёлые, мягкие, белые, круглые, длинные, деревянные, прямоугольные). Усложнение – все белые и длинные; все деревянные и круглые. После каждого выбора все предметы складываются вместе. (Чашка, вилка, тарелка, хлеб, сушка, сахар, полотенце, ложка, носовой платок, кухонная доска, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш).
Сравнение предметов. (Игры на развитие словесно-логического мышления). Топор-молоток; скрипка-пианино; книга-тетрадь; вода-молоко; мука-бабочка; дом-избушка; стулья-стол; шалость-драка; город-деревня; щекотать-гладить. (Чем похожи? Чем отличаются?)
«ГОВОРИ НАОБОРОТ» Большой, толстый, чёрный, старый, живой, горячий, пустой. Лёгкий, чистый, ученик, доктор, ребёнок, холодильник, лёд, силач, артист, весёлый, трус, красивый, твёрдый, злой, кислый, цветной, улыбка, мальчик, дождь, пасмурный, высокий, лежит, полетел, обманул, отнял, выслушал, тень, солнце, широкий, радость, новый, гора, пустыня, блондин, умный, бедный, прямой, лысый, быстро, вниз, тяжёлая, направо, поймать, много, крупный, начало, чистый, солёный, глубокий, плавать, вода, шёл, вход, вдох, родился, строить, сон, мокрый, голодный, хорошо, мама, тепло, сидеть, плакать, мало, близко, темно, здоровый, влево, пустой, тот же самый.
Ясный день; белый снег; холодная зима; горячий хлеб; железная ложка; добрая фея; высокое дерево; длинная верёвка; узкий ручеёк.
Игра «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО» (ориентироваться на звуковую сторону глагола-окончание).
Умейка хотел вам прочитать стихи, но пока шёл в детсад, по дороге потерял последние слова. Поможем Умейке найти нужные слова?
Голосок твой так хорош – Очень сладко ты…(ПОЁШЬ)
Зайка звонко барабанит, Он серьёзным делом …(ЗАНЯТ)
Телефон опять звонит, От него в ушах…(ЗВЕНИТ)
Скачут побегайчики – Солнечные зайчики. Где же зайчики? Ушли. Вы нигде их…(НЕ НАШЛИ)
Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман…(ПРИШИТЬ) и конфетку…(ПОЛОЖИТЬ). А теперь сами почитайте стихи Умейке.
«Почини одеяло» Жил-был Буратино, у него на кровати лежало красивое одеяло. Однажды он ушёл в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. (Сосчитай сколько дыр в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...