«Особенности обучения в старшей группе»
учебно-методический материал

Алтунина Анна Николаевна

Домашняя контрольная работ по «Теоретические   основы  организации обучения в разных возрастных группах» тема: «Особенности обучения в старшей группе»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_obucheniya_v_starshey_gruppe.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Домашняя контрольная работа

по  МДК.03.01

«Теоретические   основы  организации обучения

в разных возрастных группах»

тема: «Особенности обучения в старшей группе»

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

  1. Особенности обучения в старшей группе

1.1 Организация НОД;

1.2  Подготовка педагога к НОД;

1.3  Особенности в использовании методов обучения;

1.4. Особенности структурной части НОД;

1.5. Особенности завершения НОД.

2. Конспект образовательной деятельности

Приложение…………………………………………………………..…..

Список используемой литературы……………………………….……

Введение

Цель: Изучение особенности обучения в старшей  группе

Задачи:

  1. Ознакомиться с организацией НОД и подготовкой педагога к ней;
  2. Разобраться в особенностях методов обучения, структурной части НОД и ее завершении.
  3. Подготовить конспект НОД

Актуальность:

        Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера.

Дошкольное обучение играет ведущую роль при переходе ребенка в среднее звено обучения. Целенаправленный характер обучения, его программность положительно влияют на формирование произвольности психических процессов: памяти, внимания, восприятия. В процессе дошкольного обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.

Высокие темпы развития детей дошкольного возраста, в том числе и умственного, требуют дифференциации обучения в различных возрастных группах. При этом своеобразие обучения проявляется в основных компонентах учебного процесса: его содержании, структуре, методах и формах организации.

1.Особенности обучения в старшей группе.

        ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

- Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

- Образовательная деятельность в режимных моментах;

- Организованная  образовательная деятельность;

- Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

- Социально-коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Художественно-эстетическое развитие;

- Физическое развитие.

Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:

Для детей старшего дошкольного возраста – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

  • с одним ребенком;
  • с  подгруппой детей;
  • с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от:

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вида деятельности (игровая,  познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)
  • их интереса к данному занятию;
  • сложности материала;

        Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми.

  1. Организация НОД

        Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность.

Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Традиционно выделяется три формы организации обучения:

ФОРМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ

ОБУЧЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. Работа с литературой; письменные упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере.

Подгрупповая

(индивидуально-

коллективная).

Группа делится на подгруппы.

Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровню развития.

При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. Работа группами во время непосредственно образовательной деятельности; экскурсия по группам; трудовая практическая непосредственно образовательная деятельность.

Фронтальная.

Общегрупповая (работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание).

Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения. Непосредственно образовательная деятельность усвоения знаний; непосредственно образовательная деятельность овладения умениями и навыками; непосредственно образовательная деятельность применения знаний, умений и навыков; непосредственно образовательная деятельность обобщения и систематизации знаний; непосредственно образовательная деятельность проверки и самопроверки знаний, умений и навыков; комбинированная непосредственно образовательная деятельность по комплексу её основных задач.

Содержание непосредственно образовательной деятельности.

Требования к содержанию непосредственно образовательной деятельности:

  • подбирается в соответствии с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
  • должно быть интересным для детей, доступным, в меру сложным,
  • должно быть направлено не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей, формирование новых представлений;
  • по возможности продумывается единая линия содержания (если НОД сюжетная);
  • должна быть практическая направленность (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
  • включает наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
  • предусматривает реализацию гендерного подхода (если позволяет содержание);
  • имеет воспитательную направленность (формирование положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).

1.2  Подготовка педагога к НОД

          

После того как воспитатель провел НОД  необходимо провести самоанализ  так, как адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД. 

1.3  Особенности в использовании методов обучения

Метод это способ достижения цели.

        Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Каждый метод состоит из определённых приёмов. Приём обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например, в старшей группе – метод беседа включает в себя распространённые приёмы: вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми. Одни и те же приёмы могут входить в разные методы обучения. Например, приёмы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.

Выбор метода обучения зависит от цели и содержания непосредственно образовательной деятельности. При обучении рисованию, конструированию, пению ведущим методом станет упражнение, т.к. без этого нельзя научить рисовать, конструировать, петь. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Главные методы обучения

Практические:

- опыт

- упражнение

экспериментирование

-моделирование

Наглядные:

- наблюдение

- демонстрация наглядных пособий

Словесные:

-рассказ педагога

-беседа

-чтение художественной литературы

 

Игровые:

-дидактическая игра

-воображаемая ситуация в развёрнутом виде

При использование игровых методов необходимо учитывать, что дети постепенно овладевают тремя способами построения сюжетно-ролевой игры, которые не имеют чётких границ:

  • предметно-действенным (ранний и младший дошкольный возраст);
  • ролевым (средний дошкольный возраст);
  • сюжетосложением (старший дошкольный возраст).

Введение в процесс обучения игры вызывает у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием;

  • создаёт мотивацию учебной деятельности;
  • позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и её оценку;
  • доставляет удовольствие от полученного результата, а также возможности использования его в игре по окончании непосредственно образовательной деятельности.

1.4. Особенности структурной части НОД

        В любой непосредственно образовательной деятельности выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход непосредственно образовательной деятельности (процесс) и окончание.

Структурный компонент

Содержание

Виды деятельности

Начало непосредственно образовательной деятельности

Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чём он говорит. Детям надо представлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения. Объяснение не должно занимать более 3-5 минут.

  • игровая;
  • предметная;
  • речевая.

Ход (процесс) непосредственно образовательной деятельности

(основная часть)

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

Осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.

  • учебная;
  • игровая;
  • художественная;
  • речевая.

Окончание непосредственно образовательной деятельности

(заключительная часть)

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности:

- в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции;

- в средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;

- в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

  • игровая
  • предметная;
  • художественная;
  • речевая.

1.5. Особенности завершения НОД

        В конце непосредственно образовательной деятельности со старшими детьми формируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке непосредственно образовательной деятельности.

Возрастные этапы оценки:

        Старший возраст – особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля. Очень важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок в любом виде деятельности добивался нужного результата. Также как и в младшем возрасте, ребёнок радуется удачам, а неудача приводит к растерянности и отказу от работы. Задача взрослого – научить детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

Список литературы:

  1. Айдашева Г. А., Пичугина Н. О. Дошкольная педагогика. М: Феникс, 2004.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском саду СПб питер,2008
  3. Веракса Н.Е. «Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5-7 лет»

           Мозаика-синтез, 2008

  1. Микляева Ю.В, Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики:учебное пособие.М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2008

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Особенности воспитания и обучения детей старшей группы"

Консультация для родителей. Особенности воспитания а также характеристика детей старшей группы...

Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»

Предлагаю вашему вниманию уважаемые педагоги и родители использовать данную консультацию   в обучении детей....

«Особенности воспитания и обучения детей старшей группы»

Характеристика возраста детей старшей группы....

Особенности воспитания и обучения детей старшей группы

В данной статье рассматривается  характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и особенности воспитания...