«Особенности обучения в старшей группе»
учебно-методический материал
Домашняя контрольная работ по «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» тема: «Особенности обучения в старшей группе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obucheniya_v_starshey_gruppe.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Домашняя контрольная работа
по МДК.03.01
«Теоретические основы организации обучения
в разных возрастных группах»
тема: «Особенности обучения в старшей группе»
Содержание
Введение………………………………………………………………………..
- Особенности обучения в старшей группе
1.1 Организация НОД;
1.2 Подготовка педагога к НОД;
1.3 Особенности в использовании методов обучения;
1.4. Особенности структурной части НОД;
1.5. Особенности завершения НОД.
2. Конспект образовательной деятельности
Приложение…………………………………………………………..…..
Список используемой литературы……………………………….……
Введение
Цель: Изучение особенности обучения в старшей группе
Задачи:
- Ознакомиться с организацией НОД и подготовкой педагога к ней;
- Разобраться в особенностях методов обучения, структурной части НОД и ее завершении.
- Подготовить конспект НОД
Актуальность:
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера.
Дошкольное обучение играет ведущую роль при переходе ребенка в среднее звено обучения. Целенаправленный характер обучения, его программность положительно влияют на формирование произвольности психических процессов: памяти, внимания, восприятия. В процессе дошкольного обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.
Высокие темпы развития детей дошкольного возраста, в том числе и умственного, требуют дифференциации обучения в различных возрастных группах. При этом своеобразие обучения проявляется в основных компонентах учебного процесса: его содержании, структуре, методах и формах организации.
1.Особенности обучения в старшей группе.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:
- Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
- Образовательная деятельность в режимных моментах;
- Организованная образовательная деятельность;
- Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:
Для детей старшего дошкольного возраста – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:
- с одним ребенком;
- с подгруппой детей;
- с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от:
- возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)
- их интереса к данному занятию;
- сложности материала;
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми.
- Организация НОД
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность.
Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Традиционно выделяется три формы организации обучения:
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ | ОСОБЕННОСТИ |
Индивидуальная | Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. Работа с литературой; письменные упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере. |
Подгрупповая (индивидуально- коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровню развития. | При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. Работа группами во время непосредственно образовательной деятельности; экскурсия по группам; трудовая практическая непосредственно образовательная деятельность. |
Фронтальная. Общегрупповая (работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание). | Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения. Непосредственно образовательная деятельность усвоения знаний; непосредственно образовательная деятельность овладения умениями и навыками; непосредственно образовательная деятельность применения знаний, умений и навыков; непосредственно образовательная деятельность обобщения и систематизации знаний; непосредственно образовательная деятельность проверки и самопроверки знаний, умений и навыков; комбинированная непосредственно образовательная деятельность по комплексу её основных задач. |
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
Требования к содержанию непосредственно образовательной деятельности:
- подбирается в соответствии с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
- должно быть интересным для детей, доступным, в меру сложным,
- должно быть направлено не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей, формирование новых представлений;
- по возможности продумывается единая линия содержания (если НОД сюжетная);
- должна быть практическая направленность (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
- включает наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
- предусматривает реализацию гендерного подхода (если позволяет содержание);
- имеет воспитательную направленность (формирование положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).
1.2 Подготовка педагога к НОД
После того как воспитатель провел НОД необходимо провести самоанализ так, как адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД.
1.3 Особенности в использовании методов обучения
Метод это способ достижения цели.
Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Каждый метод состоит из определённых приёмов. Приём обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например, в старшей группе – метод беседа включает в себя распространённые приёмы: вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми. Одни и те же приёмы могут входить в разные методы обучения. Например, приёмы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.
Выбор метода обучения зависит от цели и содержания непосредственно образовательной деятельности. При обучении рисованию, конструированию, пению ведущим методом станет упражнение, т.к. без этого нельзя научить рисовать, конструировать, петь. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Главные методы обучения | |||
Практические: - опыт - упражнение экспериментирование -моделирование | Наглядные: - наблюдение - демонстрация наглядных пособий | Словесные: -рассказ педагога -беседа -чтение художественной литературы
| Игровые: -дидактическая игра -воображаемая ситуация в развёрнутом виде |
При использование игровых методов необходимо учитывать, что дети постепенно овладевают тремя способами построения сюжетно-ролевой игры, которые не имеют чётких границ:
- предметно-действенным (ранний и младший дошкольный возраст);
- ролевым (средний дошкольный возраст);
- сюжетосложением (старший дошкольный возраст).
Введение в процесс обучения игры вызывает у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием;
- создаёт мотивацию учебной деятельности;
- позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и её оценку;
- доставляет удовольствие от полученного результата, а также возможности использования его в игре по окончании непосредственно образовательной деятельности.
1.4. Особенности структурной части НОД
В любой непосредственно образовательной деятельности выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход непосредственно образовательной деятельности (процесс) и окончание.
Структурный компонент | Содержание | Виды деятельности |
Начало непосредственно образовательной деятельности | Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чём он говорит. Детям надо представлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения. Объяснение не должно занимать более 3-5 минут. |
|
Ход (процесс) непосредственно образовательной деятельности (основная часть) | Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. Осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата. |
|
Окончание непосредственно образовательной деятельности (заключительная часть) | Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности: - в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции; - в средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей; - в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. |
|
1.5. Особенности завершения НОД
В конце непосредственно образовательной деятельности со старшими детьми формируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке непосредственно образовательной деятельности.
Возрастные этапы оценки:
Старший возраст – особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля. Очень важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок в любом виде деятельности добивался нужного результата. Также как и в младшем возрасте, ребёнок радуется удачам, а неудача приводит к растерянности и отказу от работы. Задача взрослого – научить детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Список литературы:
- Айдашева Г. А., Пичугина Н. О. Дошкольная педагогика. М: Феникс, 2004.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском саду СПб питер,2008
- Веракса Н.Е. «Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5-7 лет»
Мозаика-синтез, 2008
- Микляева Ю.В, Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики:учебное пособие.М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:"Особенности воспитания и обучения детей старшей группы"
Консультация для родителей. Особенности воспитания а также характеристика детей старшей группы...
Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»
Предлагаю вашему вниманию уважаемые педагоги и родители использовать данную консультацию в обучении детей....
Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»
Консультация для родителей...
«Особенности воспитания и обучения детей старшей группы»
Характеристика возраста детей старшей группы....
"Особенности воспитания и обучения детей старшей группы.Характеристика возраста детей старшей группы"
Консультации для родителей...
Консультация для родителей: «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»
Особенности детей, воспиатние и обучение пяти лет....
Консультация для родителей: «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых кач...
- Мне нравится (1)