Консультация для воспитателей «Роль семьи в социально – нравственном развитии ребенка»
консультация

Фомина Александра Сергеевна
Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль семьи в социально – нравственном развитии ребенка»

Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и  тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. Но при этом родители мало придают значение нравственному развитию своих детей.

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.        

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать, а единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых - родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Очень эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов.

В нашем детском саду педагоги начинают работу с самого близкого, родного, знакомого. Мой дом, моя семья, детский сад – вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды (в еде, одежде, тепле и т. п.), но и духовные потребности.

Мы стараемся поддерживать любовь, внимание, сочувствие к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрам и братьям, сверстникам. Дети приносят свои семейные фотографии и рассказывают о своих родных. Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.

В настоящее время в детском саду всё больше внимания уделяется изучению культурного наследия мировой цивилизации, в том числе и русского народа, трудовых, семейных традиций, декоративно-прикладному творчеству.

Мы стараемся привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Родители приглашаются на выступления, для них организуем концерты, различные мероприятия, проводятся праздники семьи. Родители оказывают помощь в пошиве костюмов, оформлении и проведении выставок, принимают активное участие в жизни детского коллектива, в различных конкурсах: «Поделки из природного материала», «Новогодние игрушки», в вечерах досуга: «День именинника», «Веселые старты», «Папа, мама, я – дружная семья». Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям.

И мы рады, когда после таких встреч родители обращаются к нам за советом, становятся более внимательными к детям, больше проводят с ними времени. Эта работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит укреплению эмоциональной и духовной близости детей и родителей.

Также пропаганда педагогических знаний о социально-нравственном воспитании ведется через систему наглядной агитации. Наглядно- информационные формы условно нами разделены на две подгруппы.

Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей.

 Информационно-просветительская направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. В группах оформлены "Уголки для родителей", где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей.

Широко применяются индивидуальные формы работы с родителями: беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.

Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

  • установление единства в воспитании детей;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
  • ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Этой задаче подчинена вся работа, проводимая в дошкольном учреждении с семьей. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольного учреждения.

Был разработан комплекс мероприятий с родителями по оптимизации нравственного воспитания детей в семье.

Тематика групповых родительских собраний (формы проведения – «круглый стол», дискуссия, игры, конкурсы) может быть следующей:

Социально-нравственное воспитание в семье. 

Цель собрания: сформировать представления о том, что одним из важнейших факторов, оказывающих решающее влияние на формирование нравственных качеств личности, является семья.

Игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка. 

Цель собрания: дать представления о том, что игра остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам; в игре формируется механизм личностного поведения, подчиненного образцу, раскрывающему нравственную сторону человеческих отношений.

Уроки общения. 

Цель собрания: углубить знания родителей по вопросам нравственного воспитания; дать родителям возможность поделиться опытом семейного воспитания и подвести их к анализу собственного педагогического опыта.

Воспитание культуры поведения у дошкольников. 

Цель собрания: необходимость терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения; углубить знания родителей, как воспитать своего ребенка уверенным в себе, приятным в общении, быть богатым дружескими связями, любимым близким людям.

О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников. Цель собрания: познакомить родителей со средствами решения нравственного воспитания мальчиков и девочек с учетом формирования у них представлений о мужественности и женственности, о содержании семейных ролей.

Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста. 

Цель собрания: формирование представления о богатстве, разнообразии, нравственности и красоте родного края; формирования у детей любви к природе, бережного к ней отношения.

При этом родители, наибольший интерес проявили к теме «Социально-нравственное воспитание ребенка в семье» (в частности, к проблеме воспитания нравственности в процессе общения детей со старшим поколением – с бабушками и дедушками) и теме «Игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка».

Родители с особым энтузиазмом отнеслись к теме «Как организовать труд младших дошкольников дома». Поэтому мы предложили им специальную шпаргалку для родителей, которая называлась «Условия, необходимые для воспитания нравственности в процессе труда».

Кроме того, для информационной поддержки групповых форм работы активно используется наглядная агитация. Для этого в работе с родителями используются папки-передвижки, папки-раскладушки. Например, в папке «Словарь вежливого человека» были изложены рекомендации педагога, высказывания писателей о вежливости, общей культуре человека. Давались советы о том, как воспитывать вежливость у детей дошкольного возраста; что читать детям; как поступить в той или иной проблемной ситуации, когда ребенок ведет себя невежливо и грубо.

В других случаях обсуждался круг домашнего чтения, который мог бы способствовать воспитанию у детей нравственных чувств и представлений. Для этого вывешивается информация «Что читать детям и о чем с ними беседовать?».

В ее содержании могут быть отражены рекомендации по проведению этических бесед с детьми по поводу прочитанного:

- «Морозко». Почему Морозко понравилась дочка старика, почему он пожалел ее? Какая она? Что можно сказать о ней? Почему девочки по-разному ведут себя с Морозко? Они обе замерзли, но одна остается ласковой и почтительной, а другая грубит?

- В. Одоевский «Мороз Иванович». Кто обращался к девочкам за помощью в царстве Мороза Ивановича? Как они отнеслись к этим просьбам? Кого из них можно назвать по- настоящему заботливой? Почему?

В группах организуются совместные конкурсы детей и родителей, проектная деятельность, для того чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, активизировать участие в различных мероприятиях.

Совместные конкурсы:

  • Поделки из природного материала;
  • Сезонные выставки совместных работ;
  • Совместные досуги родителей и детей (оформление стенда с фотографиями);
  • Выставки совместных рисунков («Моя семья», «Спортивная семья», «Я» и другие).

Благодаря такой комплексной работе опыт родителей по нравственному воспитанию ребенка в семье станет более осознанным, появится активное желание помочь ребенку в формировании нравственного поведения и привычек, и понимание того, что это можно сделать. Отзывы родителей и воспитателей подтвердили эффективность проделанной работы и положительную динамику нравственного воспитания детей в семье и детском саду.

Тематика групповых консультаций:

- «Ребенок – зеркало нравственной жизни родителей»;

- «О детском эгоизме»;

- «Детские капризы и упрямство: их причины и меры воздействия»;

- «Воспитание у ребенка осознанного отношения к своему поведению»;

- «Воспитание самостоятельности и ответственности»;

- «Как организовать труд детей дома».

Список рекомендуемой литературы для проведения этических бесед

Л.Толстой «Котенок»

А.Н.Толстой «Золотой ключик»

К.Чуковский «Айболит»

С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Счастливый день»

Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Снежная Королева» и другие

В.Драгунский «Друг детства», «Он живет и светится», «Тайное становится явным», книга «Удивительный день» и т.д.

М.Зощенко «Рассказы для детей»

Н.Н.Носов «Рассказы для детей»

В.Бианки книга «Рассказы и сказки», «Как муравьишко домой спешил»

Сказки: «Заяц - хвастун», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и другие

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»

и другие произведения.

Примерная тематика индивидуальных форм работы

Образовательная область «Коммуникация»: 

составление рассказа по сюжетной картине «Семья» (демонстрационный материал); составление рассказов: «Здравствуйте родители!», «Много у мамы с нами хлопот», «Моя родня» и т.д.

Образовательная область «Познание»:

 «Семейные традиции», «Что значит дружба», «Как вести себя в гостях»; «Родословная – старинная русская традиция»; «Моя семья»; «Новогодние традиции народов Земли», «Мы все знаем и умеем», «Профессии» и т.д.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

С.Баруздин «Мамина работа»; В.Драгунский «Моя сестра Ксения»; Н.Носов «И я помогаю»; Т.Шорыгина «Родные вещи» и т.д.

Образовательная область «Художественное творчество»:

 выполнение поздравительных открыток к праздникам (День защитника Отечества, 8 марта, День Победы, день мамы), «Мой дом» и.т.д.

Беседы с детьми вне занятий: «Мой папа может все!», «Кто такие – родные, друзья, соседи?», «Коробочка добрых дел» и т.д.

Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного социально - эмоционального опыта, которые носят проблемный характер, т.е. заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу (Практические ситуации: «Наша забота нужна всем», «Научи своего друга тому, что умеешь сам», «Подскажи решение», «Поможем нашим игрушкам», «Книжный доктор» и т.д.).

Памятка к составлению индивидуальной картотеки

нравственных ситуаций для родителей

Уважаемые родители! Вы можете многое сделать для нравственного развития и воспитания ребенка в семье, используя естественные ситуации.

Например:

Когда Вы и ваш ребенок вместе

Вы можете сказать или спросить

Это поможет Вашему ребенку

Помогите ребенку учиться самостоятельно, ухаживать за своим телом, соблюдать необходимые гигиенические навыки

Как ты думаешь, с чего лучше начинать умываться?

Что сначала нужно сделать: намочить щетку или положить пасту? Т.д.

Осознанно принимать правильные решения; самостоятельно действовать;

Быть уверенным и компетентным.

Несете покупки домой

Какая сумка у нас была, и какая стала?

Как ты думаешь почему?

Что самое вкусное для тебя?

Как ты думаешь, чему обрадуется папа, дедушка, бабушка?

Учиться заботиться о других; понимать причинно-следственные связи.

Идете в гости

Что тебе больше понравиться: отправиться в гости или остаться дома? Как ты планируешь вести себя в гостях? Что ты скажешь взрослым? Детям? Что сделаешь, если захочешь пить? Если тебе станет скучно?

Понять, что Вы уважаете его мнение, его право выбора; осознанно относиться к своему выбору; осознавать и планировать свои поступки (действия); прогнозировать ситуации.

Готовитесь к приему гостей

Посмотри, пожалуйста, что у нас не готово к приему гостей, что не в порядке?

Как ты считаешь, что нужно подготовить?

Реши, чем ты займешь свою гостью. Что им будет интересно? Т.д.

Развивать наблюдательность, критичность;

Учиться высказывать оценочные суждения «Я считаю, что…» Развивать умение заботиться о нуждах других людей; Понять основы гостеприимства и придерживаться их.

Украшаете свой дом

Все ли тебе нравится в твоей комнате?

Как ты думаешь, все ли нравится мне и почему?

На, что надо обратить внимание? Чем бы ты хотел украсить наш дом?

Учиться высказывать свое мнение, суждение; учитывать чужую точку зрения; уважительно относиться к результатам своего и чужого труда и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»

Цели: • раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка; • осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению п...

Родительское собрание "Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка"

Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка.Цели:• раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка;• осуществить психолого-педагогическую поддержк...

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»

Цель: • раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка; • осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по устано...

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»

Цели:• раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка;• осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установл...

Родительское собрание в средней группе на тему: "Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка".

Родительское собрание в средней группе на тему: "Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка"....

Родительское собрание "Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка"

Цели:• раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка;• осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установл...