Элементы "Говорящей" среды
материал (младшая группа)

Бубнова Валентина Владимировна - воспитатель

Выступление из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped_sovet10.03.22g.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД

Добрый день, уважаемые коллеги.

       Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание.
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребёнку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития.

СЛАЙД

     Сегодня в современной педагогике актуально такое понятие как  «Говорящая среда». О ней я услышала не так давно.

В мае 2021г. в г. Геленджике Институт Развития Образования Краснодарского края (ИРО КК) организовал работу Летней школы для педагогов дошкольного образования края, где победители краевых и всероссийских конкурсов «Воспитатель года» делились своими современными тенденциями (находками) в области дошкольного образования, в том числе организации предметно-развивающей среды. Участниками ЛШ были заведующий и старший воспитатель нашего детского сада, которые привезли много новых идей.

СЛАЙД 

От них я услышала новые для меня термины такие, как «Говорящая среда», «Живая стена», «Голос ребёнка в группе». Меня это заинтересовало и я стала добывать для себя информацию.

СЛАЙД

 В сети Интернет я прослушала ряд вебинаров, лекций, консультаций по организации среды таких педагогов как Илюхина Юлия Валерьевна, Быстрюкова Анастасия Николаевна, Шлемко Анастасия Ивановна. Эти  творческие педагоги  так умеют мотивировать, вдохновлять, что я зажглась идеей применить в своей работе интересные  модели  по воспитанию и развитию детей.

СЛАЙД

Суть технологии «Говорящая среда» – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребёнка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. 

Ребёнок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по-своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс.

Я поставила перед собой задачу: модернизировать образовательную среду в нашей группе, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям.

Посмотрев на среду группы другими глазами, увидела, что  действительно, в некоторых местах  имеется нерациональное расположение игр и игрушек. 

СЛАЙД 

У меня появилось огромное желание сделать зонирование пространства.  Итак, я начала воплощать свои идеи. Переставив игровые модули, сделала зонирование, конечно с учётом возможности группы, я увидела более продуктивное взаимодействие детей.

          Наблюдая за деятельностью детей, я поняла, что одного зонирования мало. Важно, чтобы игровой материал, находящийся в группе, был для них доступен.

  СЛАЙД 

     Я сделала вывод, что для детей младшего возраста материалы лучше хранить в прозрачных контейнерах или корзинах без крышек. Поэтому мы  убрали со всех контейнеров крышки. Так же для удобства мы сделали маркёры (картирование) на контейнеры и корзинки, чтобы дети легко могли найти нужные для игры атрибуты. Теперь дети хорошо знают, где хранятся материалы, легко их находят и возвращают на место.

     Мы поставила контейнеры и корзинки в один ряд, исключив многослойность. Что позволило обеспечить доступность, комфортность, многофункциональность и динамичность среды. Это даёт возможность свободного выбора и разнообразие его использования по собственному замыслу.

  СЛАЙД 

В летний период мы  экспериментировали в игровом уличном павильоне. Сделали «Живую стену» с различными дидактическими играми, которые дают возможность детям, активно взаимодействовать с наполняемым их материалом. Я увидела, что это вызывает большой интерес у детей, помогает мне эффективно формировать у малышей представление об окружающем мире. Использование такой стены, безусловно,  влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему развитию. Такая «Живая стена» функциональна, сменяема, а главное, востребована детьми.

 

СЛАЙД 

          Родители тоже стали нашими активными помощниками.  Из пластиковых труб сделали ширмы для сюжетных игр. Ширмы оказались лёгкими и универсальными. Кстати, их удобно хранить, когда мало пространства в группе. Дети могут брать и пользоваться ими самостоятельно, поставить и переставить в любое понравившееся место.

СЛАЙД 

Сделали из труб столик для экспериментирования с водой, большой контейнер-манеж для строительных модулей, передвижную рамку, на которую ребята самостоятельно размещают свои работы. Такая же рамка есть и в группе. 

СЛАЙД

 Наблюдая за детьми, я увидела, как дети, играя, успешно взаимодействуют уже в паре. У меня родилась идея создать место уединения. Ребятам так понравилось это место, который они назвали «наш домик», что мы решили наполнить его играми.

СЛАЙД

Обсудили и зарисовали правила поведения в нём. Физкультурное оборудование, представленное в виде мягких модулей, послужило нам диваном и подушками. Из игровых  напольных модулей, в виде пазл, собрали коврик, на котором очень удобно разместиться.  Не понравилось – можно разъединить и соединить в новом варианте. 

Это любимое место ребят!

СЛАЙД 

Сейчас я приобрела детям домик-замок, который можно переносить в любое место.

СЛАЙД

Заднюю стенку игрового модуля теперь мы используем как «фото-вернисаж интересных дел», где мы размещаем фотографии совместных игр.

Ребята рассматривают фотографии, и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова. Таким образом, инициатива исходит не от взрослого, а от ребёнка.

Например, Рома видит себя на фотографии во время игры в автомобильной мастерской, вспоминает, как ему было интересно, и возвращается к этой игре.

СЛАЙД

Фотографии сменяемы, в данный момент  стенку игрового модуля задействовали под конструирование, где повесили схемы построек  и  ребята с удовольствием строят.  

СЛАЙД 

Организовали приспособление для вертикального рисования. Пользуется огромной популярностью, так как буквально вчера её сделала, дети активно оживают именно её. Из пластиковой трубы сделали держатель, на который поместила рулон бумаги.

СЛАЙД

          Из картонной коробки сделали информационную «башню», а в детском коллективе это у нас была башенка, а теперь это КОРОБУМ, которую вместе с детьми наполняем картинками, фото - иллюстрациями, рисунками темой дня, неделей проекта. Такая «башня» даёт возможность взрослому и ребёнку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.

СЛАЙД

Коробки превращались и превращаются в гаражи и дома. 

СЛАЙД

На стену прикрепили магнитную доску в виде домика, на которую размещаем дидактические игры на магнитах. Игры сменяемы, а доска функциональна.

СЛАЙД

        Так же мы воплощаем идею «Голос  ребёнка в среде». И у нас уже есть первые результаты.

Дети  пытаются обозначить свой рисунок, т.е. подписать. Да, это могут быть и каракули и какая-то фигура, кружок или крестик и т.д., но для детей это является обозначением своей работы. Наполняя среду своими достижениями, дети видят свою значимость, свой голос в среде.

СЛАЙД 

        Ещё одним из средств выражения своего голоса  стала Карта выбора, а для детей это карта с картинками, которая помогает ребятам сделать выбор, выразить свою мысль, то есть всё то, что ребёнок пока сказать не может.

СЛАЙД 

На двери ребят встречает - экран эмоций. Он помогает ребёнку выразить свои чувства, своё внутреннее состояние, свой эмоциональный настрой.

        СЛАЙД

     В конце ноября у нас было отличное время для подготовки  Новогоднего адвент календаря, который мы с ребятами сделали своими руками, где варежка деда Мороза – это дни, когда мы приходим в детский сад, домик – это выходные, ёлочки – это праздник Новый год в детском саду и, соответственно, дома. На каждой варежки задание от дедушки Мороза, которое мы с ребятами с удовольствием выполняли.  Такой адвент - календарь для детей – это в первую очередь игра, которая направлена на развитие интереса к любой деятельности детей, развитию самостоятельности и повышению самооценки ребёнка.

СЛАЙД

В раздевальной комнате задействовали все пустующие поверхности. На шкафчиках разместили тактильные карточки, шкафчики детей обозначили личной фотографией ребёнка. При входе каждый ребёнок выбирает, каким способом он будет здороваться.

На боковой стороне шкафа разместили  ростомер.

СЛАЙД

Защитный экран для труб задействовали как сенсорное панно, где ребята закрепляют сенсорные эталоны.

СЛАЙД

Одну из стен сделали магнитной, где ребята размещают свои работы.  

СЛАЙД

Познакомила ребят с рефлексивным кругом (цветик – семицветик), на каждом лепестке прикреплена картинка, которая обозначает вопрос. Начали использовать в повседневной деятельности.

СЛАЙД

    Я вижу как у моих воспитанников, благодаря  «Говорящей среде» проявляется и  развивается самостоятельность, инициатива при выборе содержания деятельности, наглядных средств. Дети знают, что и где расположено в нашей группе, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи.

         СЛАЙД

          В свою очередь, мне как педагогу эта технология помогает ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, организовать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

     

 СЛАЙД

 И я теперь могу с уверенностью сказать, что такая развивающая среда для меня является помощником во всестороннем развитии ребёнка.

     И это лишь элементы этой технологии, а у меня в педагогической копилке множество новых идей , так как не всё можно применить с младшим возрастом.

     СЛАЙД 

ЛЮБИ ТО, ЧТО ДЕЛАЕШЬ и тогда будет РЕЗУЛЬТАТ

Спасибо за внимание.