Картотека игр по развитию движений от 0 до года
картотека (младшая группа)
В разработанной мной картотеке представлены игры, способствующие развитию общих движений и тактильной чувствительности детей в возрасте от 0 до года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека игр от 0 до года | 68.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по развитию движений детей раннего возраста
с 6 месяцев до 1 года 2 месяцев
Содержание:
Возраст: с 6мес. до 9 мес.
1. «Скользящие шаги».
2.«Парение».
3.«Насос».
4.«Подъемный кран».
5. «Маленькие ножки».
6. «Ванька-Встанька».
7. «Самолёты».
8. «Ножками затопали».
9.«Ползание».
10. «Зайка, зайка, попляши».
11. «Достань игрушку».
Возраст: с 6 мес. до1г.
12. «Доползи до погремушки», «Доползи до игрушки».
13. «Колобок».
Возраст: с 6 мес. до1г. 2мес.
14. «Игры с кольца».
Возраст: с 7 мес. до 9мес.
15. «Где игрушка?»
Возраст: с 7 мес. до 10мес.
16. «Возьми игрушку».
Возраст: с 8 мес. до1г.
17. «Ой, дыбок, дыбок, дыбок».
18. «Ку- ку».
19. «На горку», «Игрушка на горке».
20. «Я люблю свою лошадку». Возраст: с 9 мес. до1г.
21. «Достань игрушки», «Вот и шарики», «Разноцветные кубики».
22. «Иди, иди да не упади».
23. «Где (киска)?»
24. «Иди со мной».
25. «Встань, малышок, ещё разок».
Возраст: с 9 мес. до 1г. 2 мес.:
26. «Приседания».
27. «Найди по голосу (кошку)», «Где звенит колокольчик», «Иди к колокольчику», «Колокольчик позвени», «Где позвонили».
28. «Препятствия на пути к мечте».
29. «Мельница».
30. «Дотянись до палочки».
31. «Экскурсия».
32. «Догони собачку».
33. «Первые самостоятельные шаги».
34. «Достань с горки игрушку».
35. «Дойди до флажка», «Дойди до меня».
36. «Подъём и спуск».
37. «Собери раскатившиеся шарики (упавшие кубики)».
38. «Царь горы».
39. «Проползание через обруч», «Пролезь в окошко».
40. «Проползание под препятствием (стойкой, стулом)».
41. «Догони меня».
42. «Киска, киска, киска брысь на дорожку не садись», «Уходи с дороги кот», «По ровненькой дорожке», «Маленькие ножки».
43. «Догони мяч» (может проводиться с подгруппой детей).
44. «Поймай бабочку», «Поймай птичку».
45. «Иди ко мне», «Ко мне, ко мне».
46. «Все ко мне» (игра с подгруппой детей).
47. «Детки идут не за что не упадут». (игра с подгруппой детей).
48. Игра «Перешагни препятствие», «Перешагивание».
49. «Зашагали ножки по дорожке»
50. «Встань, малыш, еще разок»
51. «Совершенствование ходьбы»
1. Игра «Скользящие шаги». Возраст: с 6 мес. до 9 мес. Цель: Укреплять мускулатуру ног; развивать опорные реакции. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Исходное положение — ребенок лежит на спине, ногами к вам; ноги согнуты в коленных суставах, ступни упираются в стол.
Обхватите стопы ребенка сверху так, чтобы большие пальцы легли вдоль внутренних краев стоп, мизинцы — вдоль наружных, а указательные и средние пальцы упирались в мягкие части голени снаружи. Затем попеременно переставляйте (передвигайте) ноги
ребенка так, чтобы ступни скользили (шаркали) по поверхности стола. Напоминает езду на велосипеде. Литература: Голубева Л.T. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Игра «Парение». Возраст: с 6 мес. до 9 мес. Материал: Нет.
Цель: Развивать разгибатели позвоночника и тазобедренного сустава. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Исходное положение — ребенок лежит на животе, ногами к вам. Подведите обе ладони под живот ребенка до соприкосновения мизинцев. Большие пальцы должны находиться по бокам на уровне ребенка над столом в горизонтальном положении. При этом тело малыша образует дугу, открытую кверху, голова приподнята, мышцы спины и ягодиц напряжены.
Литература: Голубева Л.T. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Игра «Насос». Возраст: с 6 мес. до 9 мес.
Материал: 2 колечка. Цель: Развивать мышцы спины. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Упражнение можно делать только тем детям, которые хорошо стоят самостоятельно. Исходное положение —ребенок стоит на полу, спиной к вам. Ладонью левой руки придерживайте колени ребенка, предупреждая сгибание в коленных суставах. Ладонь правой руки положите на живот ребенка для поддержки туловища. Побуждайте его наклоняться за игрушками, не приседая. Для этого положите перед малышом или два одинаковых предмета (колечки, погремушки — то, что удобно взять одной рукой), или палочку. Сначала побуждайте его взять эти предметы двумя руками, потом точно так же положить.
Литература: Голубева Л.T. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4. Игра «Подъемный кран». Возраст: с 6 мес. до 9 мес.
Материал: Нет.
Цель: Развивать мышцы спины. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Из положения лежа на спине потягивайте малыша за ручки, пока он не сядет (старайтесь сами не тянуть ребёнка, пусть он развивает мышцы). В это время приговаривайте:
На большом подъемном кране
Мы поднимемся до мамы.
Мы поднимемся до крыши,
И еще, еще повыше
Литература: https://www.tikitoki.ru/post/rastem-i-razvivaemsja-igry-srebenkom-v-6-mesjacev
5. Игра «Маленькие ножки». Возраст: с 6 мес. до 9 мес.
Материал: Нет. Цель: Развитие мышцы ног. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: П о п е р е м е н н о. Исходное положение — ребенок лежит на спине, ногами к вам. Обхватите ноги ребенка в нижней части голени, обеспечив опору для стопы (для этого большие пальцы располагаются вдоль наружной поверхности голеней, мизинцы упираются в стопы, а остальные пальцы свободно лежат на задней поверхности голени). Попеременно сгибайте и разгибайте ноги ребенка в коленях и тазобедренных суставах. Упражнение, проводится в форме ходьбы и бега, темп постепенно ускоряется и замедляется.
О д н о в р е м е н н о. Исходное положение —то же. Зафиксируйте ноги ребенка так же, как и в предыдущем упражнении, далее сгибайте обе ноги одновременно с легким нажимом на живот, затем разгибайте. Темп медленный, соответствующий дыханию. Если ребенок сопротивляется разгибанию, легкое поглаживание над коленями в направлении от бедер к стопам вызывает разгибание. Если малыш сопротивляется сгибанию, сделайте легкое поглаживание под коленями. Литература: Голубева Л.T. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
6. Игра «Ванька-Встанька». Возраст: с 6 мес. до 9 мес.
Материал: Кольцо, игрушка. Цель: Развивать мышцы брюшного пресса, шеи и спины; формировать стремление ребёнка сесть. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: В а р и а н т 1. В левую руку малыша вложите кольцо и отведите ее вперед до прямого угла (левой рукой поддерживайте колени ребенка), а потом побудите его сесть (после 8 месяцев можно при этом произносить слова «садись», «сядь», но каждый раз одни и те же). При этом ребенок садится, опираясь на свободную руку. Затем возвратите малыша в исходное положение. После освоения присаживания с поддержкой за одну руку можно выполнять это упражнение без поддержки, но с фиксацией колен, используя речевую инструкцию «садись» и привлекая малыша игрушкой.
В а р и а н т 2. Присаживание при поддержке за отведенные в стороны руки. Выполняется так же, как и приподнимание. После, осторожно поддерживая голову ребенка, уложите его на стол.
В а р и а н т 3. Присаживание при поддержке за одну руку, отведенную в сторону (рекомендуется после 8 месяцев).
В а р и а н т 4. Самостоятельное присаживание, без помощи рук, с фиксацией колен (выполняется после того, как ребенок начал самостоятельно садиться).
Литература: Голубева Л.T. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
7. Игра «Самолёты». Возраст: с 6мес. до 9 мес.
Материал: 2 кольца. Цель: Развивать мышцы плечевого пояса, спины, мелкие мышцы кисти и пальцев рук. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Исходное положение —ребенок лежит на животе, ногами к вам. Дайте малышу ухватиться за
ваши пальцы, а большими пальцами поддерживайте тыльную сторону кисти. Отведите руки ребенка в стороны до полного их разгибания в локтевых суставах (зафиксируйте ладонями локтевые суставы). Приблизьте выпрямленные руки ребенка к голове (руки ребенка должны быть на уровне ушей; это предотвратит повреждение в плечевом суставе). Ребенок при этом поднимет голову назад — вверх.
* После 8 месяцев это упражнение полезно делать с кольцами, причем ребенок может подняться до положения стоя.
Литература: Голубева Л.T. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
8. Игра «Ножками затопали».
Возраст: с 6мес. до 9 мес.
Цель: Развивать мышцы ног. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Возьмите малыша под мышки. Приподнимая и опуская на ножки, напевайте:
Наши детки на полу
Ножками затопали.
Посмотрите, хороши
Наши детки-малыши!
Литература: https://www.babyblog.ru/user/Aishik/3000330 © BabyBlog.ru
9. Игра «Ползание». Возраст: с 6мес. до 9 мес.
Материал: Яркая игрушка. Цель: Развивать мышцы спины, позвоночника, ног, рук и плечевого пояса. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Исходное положение —ребенок лежит на животе, ногами к вам. Зафиксируйте обе стопы ребенка с тыльной стороны так, чтобы указательный палец лег между стопами. Затем сгибайте и разгибайте ноги ребенка в коленях и тазобедренных суставах (наподобие плавательных движений лягушки). После нескольких таких пассивных движений придержите ноги ребенка в положении сгибания и дайте ему возможность самому оттолкнуться до полного разгибания ног, в результате чего тело его продвинется вперед. Для стимулирования нового отталкивания положите на пути малыша игрушку и проделайте то же самое.
Литература: Голубева Л.T. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
10. Игра «Зайка, зайка, попляши».
Возраст: с 6мес. до 9 мес.
Материал: Нет.
Цель: Развивать мышцы ног. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Малыш на спине. Взять ножки, придерживая за голеностопный сустав, двигаем вперед – назад, приговаривая: Зайка, зайка, попляши,
Твои лапки хороши!
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять!
Литература: https://www.babyblog.ru/user/Aishik/3000330 © BabyBlog.ru
11. Игра «Достань игрушку». Возраст: с 6 мес. до 9мес.
Материал: Яркая игрушка. Цель: Развивать общие движения, мышцы плеч, живота, ног. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Положите рядом с ребенком яркую игрушку, мяч или любой другой интересный предмет. Малыш будет стараться любыми способами дотянуться, подползти к привлекательному объекту. Если у ребенка не получается, долго не испытывайте его терпение, подвиньте игрушку ближе. Литература: kladraz.ru › Игры для детей › Подвижные игры.
12. Игра «Доползи до погремушки», «Доползи до игрушки».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 6 мес. до 1г. Материал: Яркая игрушка; погремушка. Цель: Развивать общие движения, мышцы плеч, живота, ног. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Педагог показывает ребёнку яркую погремушку, звенит ею, привлекая внимание ребёнка. Кладёт предмет недалеко от ребёнка, звенит, побуждая подползать.
*После освоения данного навыка педагог кладёт игрушку дальше от ребёнка и отодвигает немного, когда ребёнок начинает приближаться. Долго его терпение не испытывается, педагог пододвигает игрушку ближе.
*Затем воспитатель ставит предмет далеко от ребёнка и побуждает доползти до предмета.
13. Игра «Колобок». Возраст: с 6 мес. до 1г. Материал: Яркая игрушка. Цель: Развивать мышцы таза, плечевого пояса и
всего туловища. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Большим, средним и указательным пальцами правой руки зафиксируйте голени ребенка снизу (чуть выше голеностопных суставов), а указательный палец левой руки вложите в левую руку ребенка, дав
возможность ухватиться за него. Правой рукой двигайте ноги ребенка так, чтобы его таз слегка повернулся вправо. Вслед за этим малыш повернет голову и плечевой пояс в ту же сторону. Держа его за руку, осторожно помогите завершить поворот и оказаться в положении на животе (руки под грудью). Второй поворот на живот выполняется точно так же, только ноги фиксируются пальцами левой руки и движение таза идет влево.
Самое главное, не тяните малыша за руку и за ноги одновременно — тогда он не научится сам поворачиваться на живот.
* После 7 месяцев малыш сможет выполнять его без поддержки за руку по команде «повернись на живот», подкрепленной поворотом таза и показом игрушки с той стороны, куда должен повернуться ребенок.
* После 10 месяцев он уже самостоятельно может поворачиваться со спины на живот по предложению взрослого в ту сторону, куда его попросят. Литература: Голубева Л.T. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
14. Игра «Игры с кольцами». Возраст: c 6 мес. до 1г.2мес.
Материал: 2 кольца Цель: Развивать мышцы рук и кисти; учить правильно и ритмично дышать; развивать мускулатуру рук и плечевого пояса, сформировать связь движений со словами «вдох» и «выдох». Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Исходное положение —ребенок лежит на спине, ногами к вам. Вложите кольца в его ладони. Руки ребенка разведите в стороны на 90° по отношению к туловищу, а затем сведите. При перекрещивании сверху должна ложиться попеременно то левая, то правая рука. Движения повторите 6 - 8 раз, то постепенно ускоряя, то замедляя их темп.
* После 8 месяцев, если ребенок уже сидит самостоятельно, вначале дайте ему в руки кольца, а потом начинайте выполнять упражнение вместе с ним.
* После 11 месяцев можно делать это упражнение стоя. * После 1 года 2 месяцев дети могут делать это
упражнение вдвоем или воспитатель сам садится перед ребенком на стульчик и выполняет упражнение вместе с ним, держась за кольца.
Литература: Голубева Л.T. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
15. Игра «Где игрушка?».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 7 мес. до 9 мес.
Материал: Яркая игрушка; погремушка.
Цель: Способствовать развитию умения переступать вдоль барьера, придерживаясь за него руками.
Ход: Ребёнок стоит, держась руками за барьер. Педагог привлекает его внимание игрушкой, побуждая переступать вдоль барьера к ней. Так несколько раз, но долго не испытывайте терпение ребёнка, отдайте игрушку.
16. Игра «Возьми игрушку?».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 7 мес. до 10мес.
Материал: Яркая игрушка.
Цель: Способствовать развитию умения переходить от одного предмета к другому.
Ход: Ребёнок стоит, держась за опору. Педагог привлекает его внимание игрушкой, которая находится недалеко и к ней можно дойти, держась за предметы. Сначала ребёнку нужно дойти до одного предмета, затем пройти всё большее расстояние, но имея возможность придерживаться за опору.
17. Игра «Ой, дыбок, дыбок, дыбок».
Возраст: с 8 мес. до1г.
Материал: Нет.
Цель: Учить стоять самостоятельно. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Воспитатель ставит ребёнка на ноги и отпускает, страхуя и припевая:
Ой, дыбок, дыбок, дыбок
Скоро деточке годок.
Литература: Русская народная игра.
18. Игра «Ку-ку».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 8 мес. до 1г.
Цель: Развивать общие движения, мышцы плеч, живота, ног. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Материал: Яркая игрушка.
Ход: Покажите игрушку ребёнку, поманите его. Располагайте игрушку очень близко. Как только ребёнок начал двигаться переставьте игрушку чуть дальше. Так несколько раз, но долго не испытывайте его терпение, отдайте игрушку.
19. Игра «На горку», «Игрушка на горке».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 8 мес. до 1г.
Цель: Поддерживать попытки ребенка вползать на горку и спускаться с нее; подниматься на горку по лестнице, держась за перила.
Материал: Яркая игрушка, горка.
Ход: Педагог ставит на горку яркую игрушку, привлекает ею внимание ребёнка, побуждая вползти на горку. Сползает ребёнок за игрушкой по скату.
*После 9мес. педагог показывает ребёнку как подняться по лестнице, держась за перила.
20. Игра «Я люблю свою лошадку». Возраст: с 8 мес. до 1г.
Материал: Нет.
Цель: Развивать координацию движений. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Игра проводится с детьми, которые уже умеют сидеть. Взрослый садится на стул, усаживает на колени ребенка лицом к себе, качает его и напевает: Едет дедушка Егор Из-за леса, из-за гор. Едет дедушка Егор: Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках. Литература: kladraz.ru › Игры для детей › Подвижные игры.
21. Игра «Достань игрушки», «Вот и шарики», «Разноцветные кубики».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 9 мес. до 1г.
Цель: Поддерживать попытки влезать в дидактические ящики, вставать и опускаться, держась руками за опору.
Материал: Дидактические ящики разного размера, разнообразные игрушки, разно фактурные шарики, разноцветные кубики.
Ход: Воспитатель привлекает внимание ребёнка, показывая ящик и перебирая игрушки: «Вот какая машинка. Ой, круглый шарик. Синий кубик». Когда ребёнок подползает к ящику, педагог побуждает его вставать, держась руками за опору и вынимать игрушки, затем опускаться на ковёр.
Примечание: Ящики должны быть разного размера. Сначала ребёнок учится вынимать игрушки сидя, не вставая.
Затем ящики должны быть выше, чтобы ребёнок наклонялся пониже (самый высокий по пояс).
Вынимать из ящика можно разноцветные кубики, кубики разной величины, фактуры, шарики, мячи.
22. Игра «Иди, иди да не упади». Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 9 мес. до 1г.
Цель: Учить ходить без поддержки. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Воспитатель ставит ребёнку у опоры, отходит в сторону и говорит: «Иди, иди да не упади». Ребёнок подходит к воспитателю. Ребёнок и взрослый обнимаются.
23. Игра «Где (киска)?».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 9 мес. до 1г.
Цель: Продолжать учить ходить самостоятельно; в прямом направлении. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Материал: Игрушка кошка.
Ход: Воспитатель ставит ребёнку у опоры, берёт в руки игрушку, отходит в сторону и говорит: «Где киска? Дойди к киске. Возьми киску». Ребёнок подходит к игрушке, а воспитатель медленно отходит, в конце игры ребёнок получает игрушку.
Усложнения: Учить ходить в разных направлениях.
Воспитатель ходит с игрушкой по группе и зовёт ребёнка.
Взять можно любую игрушку.
24. Игра «Идите со мной».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 9 мес. до 1г.
Цель: Продолжать учить ходить с поддержкой за две руки. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Воспитатель берёт ребёнка за руку и говорит: «Иди со мной». Ребёнок с воспитателем ходят по группе. Во время игры педагог может читать любые потешки.
25. Игра «Встань, малыш, ещё разок».
Возраст: с 9 мес. до 1г.
Материал: Нет.
Цель: Продолжать учить ходить с поддержкой за руку.
Ход: Воспитатель берёт ребёнка за руку и говорит: Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок,
Топ-топ!
Ходит деточка с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!
Ребёнок с воспитателем ходят по группе.
Усложнение: Учить ходить самостоятельно.
Воспитатель читает потешку и манит ребёнка к себе. Когда ребёнок доходит до воспитателя, они обнимаются. Литература: https://www.babyblog.ru/user/Aishik/3000330 © BabyBlog.ru
26. Игра «Приседание». Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Развивать мышцы брюшного пресса и тазобедренного сустава. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Материал: 2 кольца, обруч или палочка.
Ход: Это упражнение можно делать только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок хорошо стоит без опоры и сам присаживается на корточки.
Исходное положение — ребенок стоит лицом к вам. Дайте ему ухватиться за ваши руки и предложите присесть на корточки, не наклоняясь, а затем вновь встать на ноги. В дальнейшем ребенок будет выполнять это упражнение, держась за кольца, палочки, обруч.
Литература: Голубева Л.T. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
27. Игра «Найди по голосу (кошку)», «Где звенит колокольчик», «Иди к колокольчику», «Колокольчик позвени», «Где позвонили».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Учить ходить по прямой; ориентироваться в окружающем пространстве; развивать зрительное и слуховое внимание. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Материал: Игрушечная кошка; колокольчик.
Ход: Воспитатель ставит ребёнку у опоры, берёт в руки игрушку, отходит в сторону и мяукает (звенит в колокольчик, проговаривая: «Где киса? Найди кису. Иди к кошечке (Где звенит колокольчик? Иди к колокольчику. Найди колокольчик».
Примечание: Искать можно не только кошку.
Усложнения: Учить ходить в разных направлениях.
Воспитатель ходит по группе и зовёт ребёнка.
28. Игра «Препятствия на пути к мечте». Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Развивать мускулатуру ног, рук и плечевого пояса, двигательную активность. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Материал: Валики для перелезания, яркая игрушка.
Ход: Покажите ребёнку яркую игрушку. С помощью валиков создайте на пути к ней припятствие, можно создать препятствия из своих рук и ног. Литература: razvivash-ka.ru Е. Давыдова
29. Игра «Мельница». Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Развивать мускулатуру рук и плечевого пояса, активизировать движения всего плечевого сустава. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Материал: 2 кольца.
Ход: Исходное положение — ребенок лежит на спине, ногами к вам, руки вдоль туловища. Дайте малышу ухватиться за кольца. Осторожно разведите его руки в стороны и опустите вниз. Следите за тем, чтобы руки ребенка при выполнении упражнения были прямые. Поднимая руки малыша вверх, не запрокидывайте их за голову, они должны находиться на уровне ушных раковин.
Литература: Голубева Л.T. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
30. Игра «Дотянись до палочки». Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Развивать мышцы брюшного пресса и тазобедренного сустава. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Материал: 2 палочки.
Ход: Исходное положение —ребенок лежит на спине, ногами к вам. Мягко зафиксируйте его коленные суставы так, чтобы большие пальцы были на задних поверхностях голеней, а остальные легли на коленные чашечки. Поднимайте выпрямленные ноги ребенка до вертикального положения, затем возвратите в исходное положение.
* После 10 месяцев. Предложите ребенку достать палочку, расположенную на высоте его прямых ног, говоря при этом: «Подними ноги, достань палочку...».
Для того чтобы ребенок доставал палочку именно ногами, предложите ему взять в руки другую палочку.
Литература: Голубева Л.T. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
31. Игра «Экскурсия».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Продолжать учить ходить с поддержкой за руку; развивать ориентировку в пространстве. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Воспитатель берёт ребёнка за руку и говорит: «Сейчас мы пойдём на экскурсию, я расскажу тебе, что есть в группе». Ребёнок с воспитателем ходят по группе, и педагог рассказывает, что есть в группе: «Это собачка. Они говорят ав-ав...»
32. Игра «Догони собачку».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Учить ходить по прямой, ориентироваться в окружающем пространстве.
Материал: Игрушечная собачка.
Ход: Воспитатель ставит ребёнку у опоры, берёт в руки игрушку, отходит в сторону и зовёт: «Серёжа, догони собачку». Ребёнок подходит к игрушке, а воспитатель медленно отходит, в конце игры ребёнок «догоняет» игрушку.
Примечание: Искать можно любую игрушку.
Усложнения: Учить ходить в разных направлениях.
Воспитатель ходит по группе и зовёт ребёнка.
33. Игра «Первые самостоятельные шаги».
Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Учить ходить самостоятельно. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Материал: Яркая игрушка.
Ход: Взрослый стоит и манит ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. раза.
Литература: u-sovenka.ru › Физическое развитие ребенка
34. Игра «Достань с горки игрушку».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Спокойно подниматься и спускаться по лестнице и с горки.
Материал: Горка, яркая игрушка.
Ход: Воспитатель ставит игрушку на горку и побуждает ребёнка идти за ней. Педагог показывает ребёнку как, следует подниматься, держась за перила. Спускается ребёнок со ската, воспитатель страхует.
35. Игра «Дойди до флажка», «Дойди до меня».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Учить ходить по прямой; ориентироваться в окружающем пространстве. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Материал: Флажок.
Ход: Воспитатель ставит ребёнку у опоры, берёт в руки флажок, отходит в сторону и говорит: «Где флажок? Дойди до флажка (Иди ко мне)». Ребёнок подходит к игрушке, а воспитатель медленно отходит, в конце игры ребёнок получает игрушку (ребёнок и взрослый обнимаются).
Усложнения: Учить ходить в разных направлениях.
Воспитатель ходит по группе и зовёт ребёнка.
36. Игра «Подъём и спуск». Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Спокойно подниматься и спускаться по лестнице и с горки.
Материал: Горка.
Ход: Покажите ребёнку как следует подниматься и спускаться по горки, держась за перила.
Литература: kladraz.ru › Игры для детей › Подвижные игры
37. Игра «Собери раскатившиеся шарики (упавшие кубики)».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Учить ходить в разных направлениях; ориентироваться в окружающем пространстве; развивать мелкую моторику, зрительное внимание; продолжать учить нагибаться, приседать.
Материал: Мячики (кубики) одного цвета, разного цвета, разной фактуры и размера; корзинка.
Ход: Воспитатель привлекает внимание ребёнка, показывает, что у него в руках, даёт потрогать и ой, мячики падают из корзины. Воспитатель предлагает их собрать, сначала, показывает пример, а затем ребёнок собирает по слову.
Примечание: Если ребёнок ещё не ходит цели будут другие: Учить ползать в разных направлениях; ориентироваться в окружающем пространстве; развивать мелкую моторику, зрительное внимание.
Можно рассыпать мячики одного цвета, разного цвета, разной фактуры и размера. Можно рассыпать кубики.
38. Игры «Царь горы».
Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Учить взбираться на невысокие предметы. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Материал: Куб.
Ход: Покажите ребёнку как следует подниматься на невысокие предметы подтягиваясь на руках и отталкиваясь от пола ногами, а спускаться нужно спиной.
Литература: u-sovenka.ru › Физическое развитие ребенка
39. Игра «Проползание через обруч», «Пролезь в окошко».
Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Тренировать умение ползать. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Материал: Обруч, игрушка.
Ход: Взрослый держит обруч, через который видна игрушка, привлекающая внимание малыша. Ребенок проползает через обруч. Можно приговаривать:
«Петушок-петушок!
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку!»
Литература: u-sovenka.ru › Физическое развитие ребенка
40. Игра «Проползание под препятствием (стойкой, стулом)».
Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Тренировать умение ползать.
Материал: Стойка; стул, игрушка.
Ход: С одной стороны препятствия (препятствие на высоте 30-50 см.) воспитатель ставит игрушку и побуждает ребёнка проползти под ним. Позднее педагог предлагает ребёнку сделать упражнение по слову.
Литература: kladraz.ru › Игры для детей › Подвижные игры
41. Игра «Догони меня».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Тренировать умение ходить в заданном направлении. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Ход: Педагог ставит ребёнка у опоры и подзывает его к себе. Когда ребёнок подходит, воспитатель отходит и снова манит его к себе, меняя направления. Когда ребёнок догоняет педагога, они обнимаются.
42. Игра «Киска, киска, киска брысь на дорожку не садись», «Уходи с дороги кот», «По ровненькой дорожке», «Маленькие ножки».
Возраст: с 9мес. до 1г.2 мес.
Цель: Развивать слуховое внимание, учить ходить за руку.
Материал: Игрушка кошка; дорожка; 2палочки; 2верёвки.
Ход: Воспитатель берёт ребёнка за руку, идёт с ним к игрушке и говорит:
Кошка, кошка, кошка брысь
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдёт
Через киску упадёт.
***
Уходи с дороги кот
Наша деточка идёт.
Наша деточка идёт
Ни за что не упадёт.
***
По ровненькой дорожки
Шагают наши ножки.
*** Маленькие ножки
Идут по дорожке
Топ-топ-топ.
Усложнения: Учить ходить самостоятельно; по прямой; по ограниченной площади; в разных направлениях.
Воспитатель идёт с ребёнком по ограниченной площади. Побуждает его ходить самостоятельно по дорожке, на конце которой игрушка.
Литература: Русские народные игры.
43. Игра «Догони мяч» (может проводиться с подгруппой).
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Учить активно и подолгу ползал. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Материал: Мяч.
Ход: Воспитатель показывает ребёнку мяч, говорит: «Догони мячик». Педагог толкает мяч в любом направлении, побуждая ребёнка ползти за ним. Игра повторяется несколько раз, в конце игры ребёнок получает мяч для игры.
44. Игра «Поймай бабочку», «Поймай птичку».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Учить свободно вставать и опускаться. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Материал: Бабочка на верёвочки; птичка на палочке.
Ход: Воспитатель привлекает внимание ребёнка, показывая бабочку на верёвочке. «Бабочка» то взлетает, то опускается, воспитатель побуждает ребёнка подходить и ловить её. Ребёнок то опускается, то поднимается.
Примечание: Брать можно птичку на верёвочке, самолётик, пчёлку.
45. Игра «Иди ко мне», «Ко мне, ко мне».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Учить ходить по прямой. Учить ходить в определённом направлении. Учить ходить самостоятельно.
Ход: Воспитатель ставит ребёнка у опоры, сам стоит не далеко и подзывает его к себе: «Иди ко мне. Ко мне, ко мне». Ребёнок подходит воспитатель немного отходит. В конце игры воспитатель и ребёнок обнимаются.
46. Игра «Все ко мне» (игра с подгруппой детей).
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Поддерживать и закреплять чувство удовлетворения от совместных действий, радостного сопереживания. Учить ходить не наталкиваясь.
Ход: Воспитатель стоит посередине группы и зовёт детей: «Ко мне. Все ко мне». Педагог может похлопать в ладоши, привлекая детей. Воспитатель расставляет руки, призывая детей. Когда дети подходят все обнимаются.
47. Игра «Детки идут не за что не упадут» (игра с подгруппой детей).
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Поддерживать и закреплять чувство удовлетворения от совместных действий, радостного сопереживания. Учить ходить не наталкиваясь.
Ход: Воспитатель стоит посередине группы и зовёт детей: «Серёжа, Лена, Света… Идите сюда. Мои детки идут не за что не упадут. Ко мне детки идут не за что не упадут». Воспитатель расставляет руки, призывая детей. Когда дети подходят все обнимаются.
48. Игра «Перешагни препятствие», «Перешагивание».
Игру составила Силантьева Н.В.
Возраст: с 9 мес. до 1г.2 мес.
Цель: Упражнять в умении сохранять равновесие переступая.
Материал: Верёвочка; палка.
Ход: Воспитатель берёт ребёнка за руку, помогая преодолеть препятствие (сначала можно поднять ногу малыша для перешагивания; показать самой, как перешагнуть): «Через палочку шагнём, ни за что не упадём. Поднимай ножку, шагай»
49. Игра «Зашагали ножки по дорожке»
Возраст: с 9мес. до 1г. 2мес.
Цель: Побуждать ходить. Вселять уверенность в свои возможности.
Ход: Взрослый встает на расстоянии 1,5-2 метров от ребёнка (затем расстояние можно увеличить) и ласково манит его к себе со словами:
Зашагали наши ножки
Прямо по дорожке, топ-топ.
Вот как мы умеем, топ-топ,
Ну-ка, веселее, топ-топ.
Это наши ножки, топ-топ,
Шагают по дорожке.
Литература: https://www.detiam.com/
50. Игра «Встань, малыш, еще разок»:
Возраст: с 9мес. до 1г.2 мес.
Цель: Учить ходить за руку и самостоятельно.
Ход: В эту игру хорошо играть с детьми, которые только учатся ходить. Игра проводится с одним ребенком.
Воспитатель говорит малышу: «Саша (имя ребенка), наверное, твои ножки хотят погулять, давай с тобой походим!» Он берет малыша за ручки и помогает ему встать, приговаривая при этом:
Встань, малыш, еще разок.
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит Сашенька с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!
Воспитатель водит ребенка за руку или дает ему возможность походить самому, подбадривает и хвалит за успехи.
Литература: «Первые шага. Физическое развитие игры и занятия с детьми раннего возраста». Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
51.Игра «Совершенствование ходьбы»
Возраст: с 9мес. до 1года 2 мес.
Цель: Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм. Развивать основные движения. Развивать умение внимательно слушать взрослого, действовать по сигналу. Учить ориентироваться в пространстве.
Материал: Яркая игрушка.
Ход: Воспитатель стоит рядом с ребёнком, а малыш держится за какой-нибудь предмет. Воспитатель манит ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. Повторите 2-4 раза.
Примечание: Если он уже научился ходить - то меняйте направления ходьбы ребенка, отходя то в одну, то в другую строну, так улучшится его ориентация в пространстве.
Литература: u-sovenka.ru/Luchshie-igryi.../
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Подвижная игра –
как средство физического
воспитания и укрепления
здоровья детей младшего
дошкольного возраста»
Подвижные игры, как исторически обусловленное явление, с давних пор составляют неотъемлемую часть жизни человека. Еще в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но и лечебный. Один из величайших медиков древности - римский врач Клавдий Гомен прописывал своим пациентам вместо лекарств игру в мяч. В более позднее время многие отечественные и зарубежные общественные деятели, педагоги и ученые высоко оценивали подвижные игры в качестве одного из действенных средств физического воспитания и укрепления здоровья.
Маленькие дети, обычно, очень подвижны. В бесчисленном количестве всевозможных движений проявляется естественное стремление ребенка к развитию и совершенствованию своего организма.
Различные физические упражнения и, особенно, игры, благоприятно влияют на умственное развитие. Под влиянием движений улучшается деятельность головного мозга и нервной системы, создается бодрое, жизнерадостное настроение и все жизненные процессы в организме протекают более активно.
Выбор той или иной игры зависит не только от ее содержания и особенностей, но и от возраста, физического состояния и уровня двигательного развития детей. Чем моложе дети, тем проще должны быть сюжет и правила игры. Игра должна быть, короче по продолжительности, нагрузка на детей меньше, чаще паузы, активнее участие воспитателя.
Воспитательная ценность подвижных игр зависит от целесообразного выбора, правильного руководства и умелого поведения. Для детей младшей группы несложные по сюжету; содержание их взято из хорошо знакомой детям окружающей жизни. Правила должны быть простыми, смысл их понятен детям, количество правил - незначительно.
Подвижная игра в младшей группе не должна требовать таких движений, которые не под силу ребенку или связаны . с большим напряжением. В играх младшей группы воспитатель берет на себя ведущую роль, помогает, подсказывает отдельным детям, робких детей, иногда, ведет за руку.
Игра уместна во многих случаях: если дети устали от однообразных движений, если они расшалились, если надо сделать интересным какой-то режимный момент, поднять настроение и активность после дневного сна. Дети быстрее привыкают к новым для них условиям, если воспитатель умеет сосредоточить их внимание на активной двигательной деятельности. Это позволит привлечь к игре замкнутых, застенчивых детей, помогает узнать их характер.
Игра - незаменимый помощник. Но главное то, что она сближает воспитателя и ребенка.
Из всего многообразия подвижных игр для малышей наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, простейшие игры без сюжета и игры-забавы.
Классификация подвижных игр
Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.
Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Методика проведения подвижных игр
Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
Создание интереса к игре. Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»
Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.
Организация играющих, объяснение игры. Объясняя игру важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.
Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.
В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»).
Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.
Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.
Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.
Воспитатель делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.
Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко.
Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.
Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом — снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.
Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.
Окончание игры и подведение итогов. В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Особенности методики проведения игр в смешанной группе. В этой группе игры могут проводиться как одновременно со всеми, так и отдельно с младшими и старшими детьми. Если игра проводится совместно, то она подбирается по силам тех и других детей. Главную роль выполняют старшие дети. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, уменьшая ее для детей младшего возраста. Более сложные игры со старшими детьми проводятся отдельно во время прогулок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие движений детей 4-5 года жизни
консультация для родителей и педагогов...
Картотека "Игры на развитие речи детей третьего года жизни"
Давайте развивать речь грамотно и интересно....
Картотека игр по развитию речи 3-4 года
Картотека составлена с учетом основных направлений речевого развития и предназначен для формирования и закрепления навыков практического словообразования, звукопроизношения, развития связной реч...
Картотека игр по развитию движений для детей раннего возраста.
Подборка игр по развитию движений детей с 6мес. до 1г. 2 мес....
Картотека игр по развитию речи (3-4 года)
Картотека игр по развитию речи (3-4 года)...
Картотека игр по развитию речи 2-3 года
Картотека ирг по развитию речи 2-3 года...
Картотека игр по развитию речи 3-4 года
Картотека игр по развитию речи 3-4 года...