Самооценка ребенка
консультация

Синельникова Екатерина Александровна

Самооценка - оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самооценка ребенка89.38 КБ

Предварительный просмотр:

САМООЦЕНКА РЕБЁНКАC:\Users\12\Desktop\Izbavitsya-ot-zanizhennoj-samootsenki-1.jpg

Самооценка - оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.

 Сознательно или неосознанно, но мы всегда сравниваем себя с другими и на основе этого сравнения формируем мнение о себе, своих способностях, возможностях, чертах характера. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. его желаниями и умениями преодолевать трудности, которые стоят на пути к достижению цели.

Самооценка у каждого человека может быть адекватной и неадекватной (завышенной или заниженной).

При адекватной самооценке человек может правильно оценивать свои желания и способности; может ставить перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь; способен критически посмотреть на себя со стороны и старается предвидеть результат своих поступков. Для человека с адекватной самооценкой важны окружающие люди.

Человек с завышенной самооценкой стремиться быть на виду, ему нравится руководить и доминировать.  Он переоценивают свои возможности и свою значимость, у него чрезмерные амбиции. Он не умеет принимать критику в свой адрес и считает себя во всем правыми. Человек  независим и даже высокомерен, отвергает помощь и поддержку окружающих. В своих неудачах и проблемах обвиняет других людей или обстоятельства. Он не замечает свои отрицательные качества характера, а иногда выдает их за сильные. Очень часто отличается демонстративным типом поведения, любит совершать поступки напоказ, имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.

Человек с заниженной самооценкой не стремятся быть на виду или кажется скромным. Этот человек нерешительный и чрезмерно осторожный, зависимый от мнения других людей и нуждается в их поддержке. Он стремится переложить ответственность за свои поступки на других. Он ранимый, обидчивый, чрезмерно требовательный к себе и окружающим, стремится все сделать идеально, мелочный, мстительный и завистливый. Человек с заниженной самооценкой не верит в свои силы и принижает свои возможности. Иногда страдая от низкой самооценки, человек старается всем доказать свою «крутизну» и совершает неадекватные поступки. Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами. Он настолько погружен в свои неудачи и одержим жалостью к себе, что не замечает проблем своих близких.

Фундамент закладывается в детстве.

В раннем возрасте самооценка очень хрупкая и меняется по несколько раз в зависимости от обстоятельств в жизни. Изначально она строится на основе мнения взрослых,  окружающих ребенка: замечаний мамы, папы, других близких людей. Как самооценка формируется? Взрослые говорят детям: «Ты уже такой взрослый, а читать не умеешь» или «Ты ешь, как свинка», «Крутишься, как обезьянка» и др. Именно в семье дети впитывают ощущение любви и счастья. И, самое главное, принимают ли близкие люди их такими, какие они есть. Если мы относимся с любовью, то дети уверены в том, что их ценят и понимают. А если обращаемся с детьми плохо, то они убеждены, что заслуживают именно такого отношения к себе.

Причины формирования у детей низкой самооценки.

Когда родители сами неуверенны в себе, то и ребенок «учится» у него не проявлять себя, не отстаивать свою позицию, не раскрывать свои способности. Ребенок не чувствует себя защищенным. У таких детей проявляется повышенная тревожность.

Когда в семье стиль воспитания гиперопёка или гипоопёка. Последствиями гиперопеки становится детская инфантильность, сложности с принятием решений, неумение обслужить себя. За ребенка все делают заботливые родители (одевают, обувают, собирают портфель). Из-за чрезмерной опеки и контроля у детей возникает ощущение, что они ни на что не способны. При гипоопеке ребенок  получает мало заботы и внимания со стороны родителей. Такие дети предоставлены сами себе. Родители зачастую осознанно выбирают данную модель поведения, считая, что так можно развить в ребенке самостоятельность и привить ему амбициозность. Но данное мнение ошибочно и может нанести непоправимый вред психике малыша.

Когда родители предъявляют повышенные требования к детям. Когда родители говорят ребенку только о его недочетах, не замечая того, что он сделал хорошо, и не объясняют, как конкретно ребенок может исправить и улучшить свою работу. Систематический неуспех приводит к формированию у ребенка комплексов и стратегий избегания неудач.

Причины формирования у детей завышенной самооценки.

Когда родители неправильно выстраивают взаимоотношения «взрослый-ребенок», т.е. интересы ребенка ставят на первое место, ни в чем не ограничивают своего ребенка, удовлетворяют любоё желание ребенка. Ребенок становится маленьким королём в семье, кумиром.  Когда ребенка ставят в положение «ты лучше всех». Как это реализуется в семье: «У тебя самый красивый рисунок в группе/классе. Ты лучше всех это сделал».

Когда родители сами имеют завышенную самооценку; материальную обеспеченность.

Когда внешность или какие-либо отличительные способности есть у ребенка, т.е. эффектные внешние данные или какой-либо талант ощущаются ребенком как  преимущество, что позволяет чувствовать свою избранность.

Поддержка взрослых, которая может основываться на личных симпатиях или выгоде, способствует формированию высокой самооценки.

Возрастные этапы формирования самооценки.

Младенчество (от рождения до 1,5 лет). В этот период формируется чувство привязанности, закладывается базовое доверие и основа позитивного отношения к самому себе. Дети в этом возрасте ориентируются на мягкие прикосновения, добрый взгляд, нежные объятия, спокойный тембр голоса. Если мама на каждую потребность ребенка реагирует, значит, малыш чувствует себя важным, любимым  и значимым, что является главной составляющей этого возраста.

Младший дошкольный возраст от 1,5 до 3 лет. В этот период детям интересно абсолютно всё, и от того, как на этот интерес реагируют родители, зависит формирование самооценки. В этот период родительская похвала очень важна для успешности в будущем. От того как взрослые реагируют на первые попытки самостоятельности и любознательности, у детей развивается или чувство автономности, или чувство зависимости. Ребенку важно самому собрать пирамидку, самому сделать первые шаги и от родителей ему важно услышать восхищение, одобрение какой он молодец.

Особенно важный период в развитии – «кризис 3 лет». В этом возрасте дети очень часто говорят: «Я сам». И здесь важна реакция родителей касательно ситуации. Пример: ребенок хочет налить воду в чашку,  пускай сделает это самостоятельно, даже если он случайно обольется. Для ребенка важно, чтобы его порыв к действию родители поддержали, пусть даже что-то пойдет не так. Здесь формируются такие качества, как ответственность, самостоятельность, уверенность в себе.

К 4 годам дети начинают понимать что такое «хорошо» и «плохо». Дети умеют давать оценку своим действиям: «Я хорошо умею лепить», «Я плохо умею рисовать». Почему ребенок так говорит? Потому что он ориентируется на ближний круг значимых ему взрослых, т.к. именно семья влияет на формирование личности и восприятия ребенком самого себя. В зависимости от того, насколько строгие правила в семье и как семья  контролирует их соблюдение, у ребенка формируется базовое чувство вины или инициативы.

К 5 годам признаки низкой самооценки и высокой можно увидеть и услышать от самих детей. Пример: «У меня опять ничего не получится!», «Я некрасивый», «У меня лучше всех получилось», «Я самый умный». Важно с ребенком обсудить его действия – «Ты всегда хороший, а поступок сейчас плохой. Я тебя люблю, даже  когда ты злишься, но портить вещи нельзя». Вместо типичных фраз: «Ты не сумел/не сделал» можно сказать: «Ты справился, но…», «Вижу, ты старался,….». Только при создании ситуации успеха дети становятся уверенными в своих силах и их самооценка повышается. Постоянно нахваливать, превозносить достижения ребенка не нужно, также не надо лицемерно хвалить в ситуации, когда ребенок с делом не справился.

Младший школьный возраст. Ведущей деятельностью для ребенка в этот период является учеба. На самооценку первоклассника большое влияние оказывает успеваемость,  школьная успешность, учитель в школе. Учитель оценивает только учебную деятельность, навыки его общения и работы в классе, а родители по-прежнему оценивают все остальные стороны жизни ребенка.

Во 2 классе у детей появляются отметки, и ребенок начинает переоценивать себя.

К 3 классу школы у ребенка проявляется либо адекватная или заниженная самооценка. В начальной школе самооценка определяется учителем и родителями.

Подростковый возраст. В средних классах становится важным мнение одноклассников, и на первый план выходят не хорошие оценки, а качества, которые проявляются в общении. Сильное влияние на самооценку подростков начинает оказывать их внешность. Происходит гормональная перестройка, половое созревание, смена эмоций, перепады настроения, в этот период снижается успеваемость. Здесь важно чтобы родители не делали трагедию из-за оценок в школе, а нужно больше интересоваться внутренним миром ребенка, разговаривать на взрослые темы, интересоваться увлечениями ребенка. Важна эмоциональная поддержка родителей в подростковом возрасте, диалог между родителем и ребенком должен осуществляться «на равных».

Определить, какая самооценка (заниженная или завышенная) лучшая - сложно сказать. Ведь и та и другая способствует психологическим проблемам в общении с окружающими людьми. Пока ребенок растет, в силах родителей многое исправить, так как самооценка у ребенка постоянно меняется в ту или иную сторону.

                                                                               

                                                                                       Консультацию подготовила:

                                                                                 педагог-психолог МДОАУ №3

                                                                                 г. Оренбурга

                                                                                 Синельникова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формируйте правильную самооценку ребенка

Консультация для родителей...

Самооценка ребенка

Методические рекомендации для родителей...

Влияние семьи на становление личности. Родители и самооценка ребенка

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.3 стиля семейного воспитания: - демократический- авторитарный- попустическийПри демократическом ст...

Консультация для родителей и педагогов: "Как повысить самооценку ребенка"

В предложенном материале Вы можете найти подборку игр, напрвленных на повышение самооценки детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Самооценка ребенка"

Рекомендации для родителей по формированию самооценки у детей....

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В психологической литературе представлено большое количество работ...

Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе

Консультация для родителей. Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе...