Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)

Кулагина Алена Владимировна

Рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!
Тема недели: «Знакомство с народной культурой и традициями»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Об использовании культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский. В статье «О народности в общественном» он писал: «...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новые поколения связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели, воспитывая в человеке будущего члена общества, оно оставит без развития именно ту сторону его характера, которая связывает его с обществом?»

Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

Слово «традиция» (от лат.traditio- передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.

Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции - одна из составных частей культурного наследия русского народа.

Рассматривая вопрос приобщения детей к народным традициям, следует отметить очень важную особенность.' Характерной чертой русских народных традиций, как и всей культуры, является ее двусоставность. До сих пор элементы дохристианского наследия являются важной составной частью

современной русской культуры и находят широкое отражение в народных традициях. Применительно к истории Древней Руси религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства, называются язычеством. Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическим олицетворением природных сил. Восточнославянская мифология запечатлена русским народом в старинных обрядах и обычаях.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки - отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора - старшее поколение пользовалось «тайным счетом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелета из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.

Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Пчелушки,

Серые, малые,

Крылышки алые,

Носики вострые,

Сами пестрые.

В поле идут,

Гудут, гудут,

С поля идут,

Медок несут.

Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.

Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.

Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Весна красна,

Теплое летечко!

Люли-люли,

Теплое летечко.

Весна красна,

Что же ты нам вынесла?

Малым деточкам По яичечку,

Люли-люли По яичечку,

Красным девушкам По женишечку,

Люли-люли По женишечку.

Исследователи отмечают, что применяемые русским народом звукопись, игра слов, внутренние рифмы, которыми так богаты приметы, пословицы, загадки, приговорки, сделали бы честь любому поэту. Обращение русских людей с языком, оберегаемым и хранимым им, характеризуется вниманием, благоговением и одновременно свободой, даже лихостью. В обращении народа со словом чувствуется талант творца и удовольствие от работы со знакомым и хорошо поддающимся материалом (А.Ф. Некрылова).

С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад.

Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. В определенном смысле это историческая память народа, в них живут воспоминания о многих событиях и фактах истории русского государства. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности к Родине. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.

Загадки - это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.

Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)

Две прямых, одна кривая, посередочке живая. (Лошадь, дуга, оглобля)

Отсюда вытекают две основные функции загадки: во-первых, она развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а во- вторых, открывают поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.

Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, ценностные ориентации народа, свойственные ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость.

Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Родителям рекомендуется:

1. Рассказать детям о русских

народных игрушках, рассмотреть их на

иллюстрациях и в натуральном виде.


2. Рассмотреть материал, из которого

сделаны игрушки — глина, дерево, керамика; цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют.


3. Побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.


4. Посетить совместно с детьми выставку декоративно-

прикладного творчества, обратить внимание на красоту

произведений искусства.


5. Побеседовать с детьми о том "Какую одежду носили бабушки наших бабушек"


6. Рассказать детям о семейных традициях.

hello_html_12abdf83.gif

Песенки, потешки и заклички для чтения и заучивания


Иди весна, иди красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край!




Солнышко – колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!


Ау, ау, аукаем,

Весну приаукиваем:

Март, март –

Солнцу рад.

Апрель, апрель –

Откроет дверь.

Май, май –

Сколько хочешь гуляй!


Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

Радуга-дуга,

Hе давай дождя!

Давай солнышка -

Колоколнышка!

http://4.bp.blogspot.com/-5Z2XhtNYe7A/VQKhU3II9yI/AAAAAAAAB3s/WllEgxiAMAE/s1600/%D0%BF%D0%BE%D1%8E%D1%82-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B81-300x293.jpg

Расскажите детям о матрешке


Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:

Есть у нас одна игрушка,

http://3.bp.blogspot.com/-2Lp9bj5sZRk/VQKhOkZ_3dI/AAAAAAAAB3c/MHdBVTDfVN4/s1600/0387726.jpg



Не лошадка, не Петрушка,

А красавица-девица,

Каждая сестрица -

Для меньшей - темница.

Прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии, но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Вот игрушка и получается у них яркая, радостная. Недаром говорят: «Каков мастер, такова и работа».

Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. 

А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность - " Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...