Картотека пальчиковых игр для дошкольников
картотека (младшая группа)
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры – это пальчики. К тому же в игровой форме легче закреплять знания об окружающем мире. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», знакомиться с названиями и особенностями поведения животных, закреплять порядковый счет до десяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»
Картотека пальчиковых игр
для дошкольников
Воспитатель: Орлова В.В.
2022г.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры – это пальчики. К тому же в игровой форме легче закреплять знания об окружающем мире. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», знакомиться с названиями и особенностями поведения животных, закреплять порядковый счет до десяти.
Апельсин.
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один.
Эта долька – для ежа,
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа,
Эта долька – для котят,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для бобра,
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
Гости.
К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Серёжа, (большой и безымянный)
Рада Снежанна (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку,
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку.
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки,
И захлопали в ладошки!
Горшок.
Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
Дом.
Стук – стук - постук, раздается где - то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
Домик.
Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)
Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)
Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)
Ёжик.
(у малыша в руках резиновый колючий ёжик)
Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку,
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите
(катаем по полу)
Если дам иголки - съедят меня волки!
(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)
Замок.
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
Капуста.
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.
Комар.
Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Котик.
(выполнять действия по смыслу)
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
Котёнок.
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
Курочка.
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём)
Моя семья.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
(поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой).
Барашки.
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
(ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки).
Засолка.
Мы капустку рубим-рубим,
Мы морковку трём-трём,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку жмём-жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.
Репка.
Тянут, тянут бабка с дедкой
Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка – крошка?
Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.
Яблоки.
Большой пальчик яблоки трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – шалун.
Разгибаем мизинец
Всё, всё, всё съедает.
Листопад.
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят:
Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна – кленовый,
Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.
С дуба – дубовый,
Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины – осиновый,
Указательный и большой соединить в виде колечка.
С рябины- рябиновый.
Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.
Полны листьев лес и сад
То-то радость для ребят!
Хлопки в ладоши.
Осенью.
Ветры яблони качают.
Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы, пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.
Листья с веток облетают.
Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу.
Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями
Радуются взрослые и дети.
Кто ещё радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь и я.
Рада солнцу вся семья!
Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.
Моя семья.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
По ходу чтения, загибается на ручке ребенка пальчик, начиная с большого пальчика.
Моя семья.
Раз, два, три, четыре.
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу я сосчитать.
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, щегол и я –
Вот и вся моя семья!
Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки.
Цветочек для мамочки.
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке.
Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.
От ветерка качается,
Движения руками вправо-влево.
И мне улыбается!
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей!
Мимика, жесты.
Пять пальчиков.
У детишек – шалунишек,
Девочек и мальчиков,
Знаем мы, на каждой ручке
Пять веселых пальчиков.
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети показывают ладони, покачивают запястьями влево - вправо. Поочередно загибают пальчики.
Пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть.
Этот пальчик – хитроносик,
Этот котик – вытриносик,
Этот ежик – ворчунишка,
Этот мишка – потоптышка,
Этот зайчик – побегайка,
С другой ручки начинай-ка.
Загибают поочередно пальчики правой и левой руки.
Это я.
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох устали вытрем лоб!
Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.
С добрым утром!
С добрым утром, глазки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки.
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце.
Мы проснулись!
Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль.
Прикладывают ладони к ушкам. Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши. Поглаживают ножки, притопывают. Руки протягивают к солнцу и улыбаются.
Утро настало.
Утро настало.
Солнышко встало.
-Эй, братец Федя
Разбуди соседей.
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай, Середка!
- и крошка Митрошка!
Привет, Ладошка.
Все потянулись и проснулись.
Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки.
Раз, два, три.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать
Все они умелые
Дружные и смелые.
На другой руке опять
Будем пальчики считать
Все они умелые
Дружные и смелые.
Раз, два, три, четыре, пять.
Стали ручки танцевать.
Раскрывают поочередно пальчики правой руки, шевелят пальчиками.
Сжимают и разжимают кулачки.
Раскрывают поочередно пальчики левой руки, шевелят пальчиками.
Встали наши пальчики.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж зевнул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Поочередно пригибать пальцы, к ладошке начиная с мизинца.
Остался один большой палец. Кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны.
На полянке дом стоит.
На поляне дом стоит
Путь к нему пока закрыт
Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем.
Сложить ладони домиком, так, чтобы большие пальцы не соприкасались.
Большие пальцы опускаются и соприкасаясь друг с другом.
Пальцы по-прежнему под углом, только широко расставлены.
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит
Тише дети не шумите,
Пальчики не разбудите.
Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.
Повстречались.
На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».
Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»
Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!
Собака.
У собаки острый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)
Ежик.
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтобы грибочки сосчитать,
Нужно пальцы сосчитать.
Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр для младших дошкольников.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Они эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элемента...
Картотека пальчиковой гимнастики для старших дошкольников
развиваем мелкую моторику...
Картотека пальчиковой гимнастики для младших дошкольников.
Картотека пальчиковой гимнастикиКобзевой Евгении Владимировны Вот стоит шалашик-домик,В нём живёт весёлый гномик.Мы тихонько постучим-постучим,В колокольчик позвоним-позвоним.Двери нам откроет гн...
Картотека : "пальчиковые игры" для дошкольников с нарушением функций ОДА.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук....
Картотека пальчиковых игр для дошкольников
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...
Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...