Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию "Веселый снеговик"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие -важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.
Занятие предполагает развитие у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различными видами рисования.Занимаясь изобразительным искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками художника, осуществляет творческие замыслы, и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать внутренний мир малыша.
Данный конспект занятия разработан в художественно-эстетической образовательной области. С этой целью был создана парциальная программа по различным видам рисования "Цветные ладошки".Это и отличает парциальную программу от традиционной программы Т.С.Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», которая является основной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия "Веселый снеговик" | 49.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
ТЕМА: «ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
(ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)
Выполнила: | Курашина Ирина Владимировна, Сытина Алена Александровна Воспитатели МАДОУ «Александровский детский сад «Родничок» |
Руководитель: | Колисниченко Татьяна Николаевна старший преподователь, Гринько Марина Николаевна к.п.н. доцент |
Оренбург
2015
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | 4 |
1) | организационно-методическая информация; | |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | |
3) | дальнейшая разработка темы; | |
III. | Список литературы 11 | |
IV | Приложение 13 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие -важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.
Занятие предполагает развитие у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различными видами рисования. Занимаясь изобразительным искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками художника, осуществляет творческие замыслы, и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном , развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать внутренний мир малыша.
Данный конспект занятия разработан в художественно-эстетической образовательной области. С этой целью был создана парциальная программа по различным видам рисования "Цветные ладошки". Это и отличает парциальную программу от традиционной программы Т.С.Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», которая является основной.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | |
1. | Тема образовательной Деятельности | Веселый снеговик | ||
2. | Доминирующая образовательная область | художественно-эстетическое развитие | ||
2. | Виды деятельности детей | Чтение художественной литературы : стихотворение А. Л. Барто «Не одна» Коммуникативная деятельность: развитие навыков общения в процессе игры «На что похож сугроб». | ||
3 | Методы и приемы реализации содержания занятия | |||
3.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: Беседа: беседа на основе наводящих вопросов об особенностях зимы. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: подготовка к рабочему месту, обсуждение необходимых материалов и правил поведения при коллективном рисовании Методы стимулирования и мотивации деятельности: активизировать деятельность по созданию образа из кругов различной величины на основе плоскостного конструктора. | ||
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Наглядность: сравнение нескольких силуэтов , сделанных из ваты; Соревнование: отгадай загадку, кто прячется в сугробе; Упражнение: рисование пальцем круга в воздухе; Косвенное требование : совет- нарисовать снеговику друзей; Моделирование композиции с использованием элементов заместителей (вата ,снег), моделирование рисунка с использованием различных форматов (2-3 на выбор ребенка). | ||
3. | Интеграция образовательных областей | Речевое развитие: составление рассказов о зиме, снежинках, снеговиках. Познавательное развитие: умение создавать композицию из кругов различной величины. Физическое развитие: развитие мелкой моторики рук в процессе рисования. Коммуникативная деятельность: взаимодействие детей друг с другом в процессе выполнения заданий. | ||
4. | Возрастная группа | Средний дошкольный возраста (4-5 лет) | ||
5. | Цель | Развитие умения передавать в рисунке особенности изображаемого предмета используя нетрадиционную технику. | ||
6. | Задачи | Планируемые результаты
| ||
6.1 | Формировать представления о различных видах рисования, придавать рисунку смысловое значение, почему снеговик веселый. | Умеет работать с разнообразными природными и бросовыми материалами; владеет разными формами и видами техники рисования. | ||
6.2 | Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук, закреплять умения проводить округлые формы пальцем руки. | Самостоятельно владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов; выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительными средствами. | ||
6.3 | Воспитывать любовь к природе, совершенствовать умение аккуратно выполнять работу, расширять представления детей о зимних явлениях природы, уточнять и осваивать нетрадиционную технику рисования манной крупой. | Способность самостоятельно и аккуратно выполнять работу. | ||
7. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | . | ||
Затруднения | Способы преодоления | |||
Технология построения композиции снеговика : ориентировка на листе бумаги, зрительное внимание, дифференциация (большой - меньше- самый маленький). | Сопровождение создания модели композиции (индивидуальное). | |||
Дошкольник с задержкой психического развития: Затруднения в пространственном анализе и синтезе ситуаций (установить , тождество отдельных частей, расположить на плоскости, соединить в целое силуэт снеговика) | Предоставление большего количества времени на рассматривание изображения снеговика. Демонстрация изображения при отсутствии лишних объектов в поле зрения ребенка. При самостоятельном составлении композиции индивидуальная помощь. Методом наложения сравнить величины кругов большой и маленький. Сравнение силуэтов снеговика и помощь в соединение в целое. | |||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Литературный ряд: А. Л. Барто «Не одна». Музыкальный ряд: И.П.Чайковский «Времена года». Материалы и оборудование: синий тонированный лист бумаги (или синий цветной картон) (1/2) с силуэтом снеговика, клей, кисточки для клея, манная крупа, салфетки для вытирания рук. | ||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | 1.Наблюдение на прогулке: наблюдение за снегопадом, рассматривание снежинок пойманных на варежку, лепка снеговика на прогулке. 2. Подборка сборников стихов русских поэтов (с участием семьи) о снеговиках. 3. Отгадывание загадок. |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание |
I. | Вводная часть | 5 мин | |
1.1 | Введение в тему | Дети входят в группу. На полу имитация сугроба снега, вокруг него вырезанные снежинки. Предлагается посмотреть ,что это такое? Беседа о зиме, снежинках и сугробах. Игра «На что похож сугроб?»Проблемная ситуация, кто такой снеговик и как его сделать. | |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель просит детей внимательно слушать, не отвлекаться, а когда они сделают свои работы, мы создадим выставку снеговиков ,чтобы выбрать самого веселого. | |
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Научиться рисовать фигуру снеговика, как можно аккуратнее , при этом узнать о композиции построения снеговика, освоить нетрадиционную технику рисования манной крупой. | |
II. | Основная часть: | 10мин | |
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Предложить детям несколько иллюстраций по временам года. Разделить иллюстрации по временам года. Выделить признаки зимы. Разгадывание загадок о зиме. | |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Решение проблемы : составление композиции снеговика для изготовления пригласите открытки на новогодний утренник. Экспериментирование: составить снеговика из ваты. Наблюдение: игра «На что похож сугроб» Чтение: чтение стихотворений А.Л. Барто «Не одна» Рисование: в воздухе, способ изображения круглых форм снеговика по контурам. Анализ образца, объекта, персонажа: анализ композиции ,форм снеговика. | |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Предложить детям самостоятельно создать композицию на тему «Веселый снеговик» с использованием заранее проанализированного детьми и педагогом одной из видов техник рисования. Реализация замысла детей в рисунке. | |
III. | Заключительная часть | 5 мин | |
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Обобщить знания о временах года, признаках зимы ,правильном построении композиции силуэта снеговика . Для проведения данного занятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства, наличие наглядных пособий, соответствующих проводимому мероприятию. Дети научились работать с разнообразными природными и бросовыми материалами; овладели одной из видов нетрадиционной техники рисования. Структура занятия выстроена таким образом, что все её части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно-образовательной атмосферы. Предложить детям создать дома новую композицию друзья снеговика на основе изученной техники рисования. |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Указывается мероприятие выставка | По окончанию занятия делаем выставку рисунков в групповой раздевалке. | В детском саду |
1.2 | Выставка рисунков детей | Знакомство родителей с выставкой рисунков детей и беседа по выставке. | |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Самостоятельное создание композиции. | |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Педагог приглашает нарисовать друзей снеговику. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
2.Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
3.Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.
Интернет-ресурсы:
Орлова Л. Г.Программа по художественному развитию «В гостях у кляксы ваксы» нетрадиционные техники рисования.[Электронный ресурс] // Орлова Л. Г. Персональный сайт –Maaam.ru; 27.12. 2012 г.-http://www.maaam.ru/maps/news/6356.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
А. Л. Барто «Не одна»
Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную лепили. Снег февральский, слабый-слабый, Мялся под рукой, Но как раз для снежной бабы Нужен нам такой. Нам работать было жарко, Будто нет зимы, Будто взял февраль у марта Тёплый день взаймы. Улыбаясь, как живая, В парке, в тишине, Встала баба снеговая В белом зипуне. Но темнеет - вот досада! - Гаснет свет зари, По домам ребятам надо, Что ни говори! Вдруг нахмурилась Наталка, Ей всего лет пять, Говорит: - Мне бабу жалко, Что ж ей тут стоять? - | Скоро стихнет звон трамвая И взойдёт луна, Будет баба снеговая Под луной одна?! Мы столпились возле бабы, Думали - как быть? Нам подружку ей хотя бы Нужно раздобыть. Мы не ели, мы не пили, Бабу новую слепили. Скоро стихнет звон трамвая И взойдёт луна, Наша баба снеговая Будет не одна. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Загадки.
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (Зима)
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал... (снег)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой... (снежинки)
Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал... (мороз)
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья... (вьюга)
Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это — зимние... (метели)
Заметает в парке тропы,
Собирает снег в сугробы.
Кто же эта незнакомка,
Догадались вы? (Поземка)
В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий... (лед)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Аппликация "Снеговик"
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста Тема: Снеговик
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возрастаТема: Снеговик...
Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию. Тема: аппликация (из ватных дисков) "Снеговик".
Конспект занятия по аппликации из ватных дисков "Снеговик"...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "Снеговики в шапочках и шарфиках"
Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию "Снеговики в шапочках и шарфиках"...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) Тема: «Снежки для снеговиков»
1-ая младшая группа....
Конспекты занятия по художественно—эстетическому развитию в нетрадиционной технике в средней группе «Я слепил снеговика»
Конспекты занятия по художественно—эстетическому развитию внетрадиционной технике в средней группе «Я слепил снеговика»...