«Труд в природе, как средство экологического воспитания дошкольников»
презентация

Методическая разработка по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zel_listia.ppt529.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Труд в природе, как средство экологического воспитания дошкольников» Выполнила: Енина О.С. воспитатель МКДОУ д/с 346

Слайд 2

«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство». В.А. Сухомлинский.

Слайд 3

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения Трудовое воспитание – совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направлена на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам. Труд детей в природе имеет большое воспитательное значение. в процессе труда детей формируется бережное и заботливое отношение к природе. труд детей в природе создает благоприятный фон для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему. воспитывает ответственность и самостоятельность.

Слайд 4

В процессе труда в природе решаются следующие образовательные задачи: Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития и т.д; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках и т.д.

Слайд 5

Формы организации труда в природе Индивидуальные поручения Коллективный труд Дежурства

Слайд 6

Индивидуальные поручения дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей - оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, исправить ошибки, проконтролировать выполнение трудовых операций. Коллективный труд дает возможность максимально охватить всех детей в целях формирования у них трудовых умений и навыков. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Дежурства предполагают поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. Позволяют совершенствовать трудовые умения и навыки, формировать общественные мотивы труда. Вместе с тем, в процессе дежурств у детей формируется ответственность за порученное дело.

Слайд 7

Требования к организации труда 1. Разнообразие по своему содержанию. 2. Формирование практических умений и навыков в единстве со знаниями. 3. Конкретность и доступность ребенку цели и задач, содержания труда и способов его реализации. 4. Систематическое и постепенное усложнение трудовых умений и навыков. 5. Регулярность. 6. Физическая доступность трудовой операции (посильность труда). 7. Контроль за продолжительностью труда детей в природе. 8. Соответствие орудий труда возрасту детей по величине. 9. Безопасность орудий труда и самого трудового процесса для жизни и здоровья детей.

Слайд 8

Руководство трудом детей. Младшие группы. Дети помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке, получают индивидуальные поручения, состоящие из 1 —2 трудовых операций Возможна организация труда всего коллектива детей. Работу организуют как «труд рядом» — дети не испытывают никакой зависимости друг от друга Возможна организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовую операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу. При обучении навыкам труда в природе детям показывают каждый этап трудовой операции. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции. Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.

Слайд 9

Средняя группа. Большое место в организации детей среднего возраста в процессе труда занимают индивидуальные поручения, они носят более длительный характер. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции. Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способами посадки семян. Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задание, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учит ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. В средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства трудом в природе.

Слайд 10

Старшие группы. Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. воспитатель знакомит детей с обязанностями дежурных. Одновременно дежурят 2—3 детей. Усложняется организация коллективного труда старших дошкольников. Для общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий. Имеет наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде и цветнике. При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания. Ведущий прием обучения старших дошкольников новому виду труда — объяснение. Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества. К оценке привлекаются и сами дети. Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит и в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно сделать и как надо выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Слайд 11

Содержание труда в природе Следует привлекать детей: осенью — к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной — к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады; летом — к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб. Дети могут самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву.

Слайд 12

Труд в природе доставляет детям много радости, расширяет кругозор, содействует их всестороннему гармоничному развитию. В процессе труда у детей воспитываются любовь к природе, бережное, ценностное отношение к ней. Развиваются интерес к трудовой деятельности, умение доводить начатую работу до конца, трудиться сообща, помогать друг другу, развиваются чувства коллективизма, взаимопомощи. Формируются практические навыки ухода за растениями и животными.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников

Тема: «Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников»Воспитатель МДОУЦРР - Детский сад №10 воспитатель Березенко Наталья Викторовна г.Алексеевки  Белгородской обл....

Уголок природы как средство экологического воспитания дошкольников

Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией...

Труд в природе, как метод экологического воспитания дошкольников.

Презентация Труд в природе , как метод экологического воспитания дошкольников...

Статья на тему: "Труд в природе, как метод экологического воспитания дошкольников"

Мы все прекрасно знаем, что труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Он оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное ...