ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья
Система музыкально – оздоровительной работы в условиях современного ДОО, включает в себя следующие виды здоровьесберегающих технологий: валеологические песни – распевки, комплексы дыхательной и артикуляционной гимнастики, речевые, пальчиковые игры и сказки, веселые профилактические упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx | 19.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сорокина Елена Владимировна,
музыкальный руководитель
Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.
Поэтому педагоги дошкольных организаций, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращении, дыхания.
В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.
П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
В «Теории и методике музыкального восприятия в детском саду» Н.Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.
Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
Система музыкально – оздоровительной работы в условиях современного ДОО, включает в себя следующие виды здоровьесберегающих технологий: валеологические песни – распевки, комплексы дыхательной и артикуляционной гимнастики, речевые, пальчиковые игры и сказки, веселые профилактические упражнения.
В непрерывно образовательной деятельности, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, я начинаю непрерывно образовательную деятельность с детьми с жизнеутверждающей валеологической песни – распевки, решая задачи ОО «Художественно-эстетическое развитие» и ОО «Физическое развитие», дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен перемежаются с пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – мы с ребятами занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально – ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
После анализа занятий я пришла к выводу, что надо:
- систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки);
- в начало и конец занятий внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить);
- систематизировать применение элементов здоровьесбережения во время танцев и игр – драматизаций.
В своей работе с детьми я использую следующие виды оздоровления:
- логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);
- пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);
- психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально – личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игры и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию;
- дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса;
- ритмопластика.
Для более глубокого изучения и систематизации знаний по теме применения здоровьесберегающих технологий я обратилась к следующей методической литературе:
- по музыкальному воспитанию: «Музыкальное воспитание дошкольников» О.Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Тютюнниковой, концепции К.Орфа, Программа «Ритмическая мозаика» А.Бурениной;
- по воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В.Алямовской, «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» А.Галанова, «Развивающая педагогика оздоровления» В.Кудрявцева, «Театр физического развития и оздоровления» Н.Ефимова, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М.Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А.Стрельниковой, «Психогимнастика» М.Чистяковой.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех ДОУ. Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ образовательной области «Музыка» и ее интеграция с образовательной областью «Здоровье» с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.
Литература
- Арсеневская О.Н. Музыкально-творческая деятельностьоздоровительной направленности: Приключения в Здравгороде. Цикл познавательно-музыкальных занятий с детьми 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015
- Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском садузанятия, игры, упражнения-Волгоград: Учитель, 2013
- Мамаева Н.Л. Использование здоровьсберегающих технологий в совершенствовании просодической стороны речи дошкольников -Дошкольная педагогика - 2013-№ 10, с 48-51
- Тютюнникова Т. Музыка детства. Ремесло и искусство педагога. Концептуально-методические основы музыкального воспитания. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».
Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...
« Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образо...
Здоровьесберегающая технология – хатха - йога в работе с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненнонеобходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.На сегодняшний день дети сталки...
Здоровьесберегающая технология – хатха - йога в работе с детьми дошкольного возраста.
Хатха-йога- это система и способ жизни, единство тела, души и духа. Это система, которая ставит целью научить человека управлять своим телом, добиваться улучшения здоровья, предупреждения некоторых за...
Методическое пособие Здоровьесберегающая технология хатха - йога в работе с детьми дошкольного возраста.
Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретениядушевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости,энергичности, улучшает работу всех органов и систем ...
Мастер класс «Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
Повысить компетентность педагогов в вопросах применения игрового стретчинга как одного из видов здоровьесберегающих технологий....
Взаимосвязь логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми дошкольного возраста
Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов, в том числе, от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса (логопед + ребёнок-логопат; логопед + ро...