Образовательная программа
рабочая программа
Образовательная программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_na_21-22_g.docx | 261.35 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
I.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………… | 4 |
I.1.1. Цели и задачи реализации Программы ……………………………………………….. | 4 |
| 5 |
I.1. 3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста ………..…. | 6 |
I.2. Планируемые результаты освоения Программы…………………………………………… Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений…………………..9 | 8 |
II Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях …………………………….12 |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов ……………………………………………….17 |
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей…………………………………………………………………………………21 |
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…21 |
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы ……………………………23 2.6.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.28 |
III Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы …………………….30 |
3.2. Описание обеспеченности методическими материалами, средствами обучения и воспитания ……………………………………………………………………………………31 |
3.3. Распорядок и/или режим дня ……………………………………………………………33 |
3.4. Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий ……….34 |
IV Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация Программы ………………………………………………………. 38
- Целевой раздел программы
I.1 Пояснительная записка
Образовательная программа муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» города Сосновоборска разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
I.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; раскрытие творческого потенциала посредствам театральной игры.
Задачи: 1) охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
2) обеспечить равные возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) сформировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, сформировать предпосылки учебной деятельности;
7) обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) сформировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
10) Обучить основам сценической грамоты.
I.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы к формированию Программы
Программа разработана с учетом следующих принципов:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Подходы к формированию Программы
- сочетают принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт,
может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
2) соответствуют критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
3) обеспечивают единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе
реализации которых формируются такие качества, которые являются
ключевыми в развитии дошкольников;
4) строить с учетом принципов интеграции образовательных областей
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и возможностями образовательных областей;
5) основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса;
6) предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
7) предполагает построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
8) допускает варьирование образовательного процесса в зависимости
от региональных особенностей;
9) строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
I.1. 3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики,
в том числе характеристики особенностей развития детей
раннего и дошкольного возраста
Приложение №1
Значимые характеристики дошкольных групп
МАОУ СОШ №5 (дошкольные группы) – общеобразовательной направленности. Всего в дошкольных группах обучается 104 ребенка. Общее количество групп – 4.
По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПиНу
Возрастная группа | Количество групп | Количество детей |
Первая младшая группа, от 2 до 3 лет | ||
Вторая младшая группа, от 3 до 4 лет | 2 | 52 |
Средняя группа, от 4 до 5 лет | 2 | 52 |
Старшая группа, от 5 до 6 лет | ||
Подготовительная группа, от 6 до 7 лет |
Для реализации образовательного процесса имеется: музыкальный зал, физкультурный зал, оборудована уличная спортивная площадка. Оформлены уголки по различным направлениям деятельности детей: уголок русской избы, уголок краеведения, библиотечный уголок, уголок психолога, уголок природы. На территории оформлена парадная зона: декоративный пруд, альпийская горка, рокарий, сооружены из бросового материала малые архитектурные формы. Просторный репетиционный зал с учётом площади, необходимой для безопасного психологического пространства каждого ребёнка.
Организован гибкий режим дня. Это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Режим работы определён:
- пятидневной рабочей неделей;
- 12-часовым пребыванием детей с 7.00. – 19.00.;
- предпраздничные дни сокращены на один час;
- выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.
- в отдельных случаях допускается посещение воспитанников по индивидуальному графику, согласованное между руководителем и родителями (законными представителями) в договоре.
Режим дня, учебный план, расписание НОД соответствуют требованиям реализуемой программы, и разработаны в соответствии с нормами СанПиН, с учетом возрастных групп и времени года. В дошкольных группах обеспечивается баланс между регламентированной и свободной деятельностью детей. Общее количество занятий не превышает допустимых возрастных норм, соблюдается длительность занятий с 10 минутными перерывами. Занятия, направленные на развитие познавательной активности дошкольников, проводятся в первую половину дня и спланированы с учётом дней наибольшей продуктивности (вторник, среда, четверг). Расписание предусматривает чередование занятий большой и малой подвижности. С целью профилактики утомления детей на занятиях предусмотрены физкультминутки, динамические паузы по профилактике утомления дошкольников.
I.2. Планируемые результаты освоения Программы
В программе, целевые ориентиры описаны для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Часть Программы,
формируемая участниками образовательных отношений
В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок, социально-психологических особенностей в общении с людьми и т.д. Мы в своем детском саду основной акцент делаем на развитие эмоционально-чувственной сферы дошкольников, на снятие эмоциональных и психологических барьеров и зажимов, преодоление страха, стеснения, смущения в общении с людьми, которые препятствуют проявлению творческой природы ребенка в различной деятельности, в том числе и игровой. Художественно – эстетическое развитие ребенка является одним из ведущих направлений деятельности муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Сосновоборска дошкольные группы. Дополнительная общеобразовательная программа «Игра в театр» построена с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, на основе творческого и педагогического наследия русских деятелей театра К.С.Станиславского, З.Я.Корогодского, С.В.Гиппиус, А.П.Ершовой. Театральные игры помогают дошкольнику учиться тренировать своё поведение, а главное - видеть в каждом интересного человека, друга, товарища, учиться общению, способствуют расширению кругозора, повышению эмоциональной культуры, формированию истинных ценностей.
Наш детский сад имеет трехлетний опыт работы партнерства с ДДТ театральной студией «Кулиска». Настоящая программа – это итог многолетней работы педагога с детским театральным коллективом, она является I ступенью - подготовительным курсом Авторской образовательной программы «Сценическое мастерство» образцового театра-студии «Кулиска», освоив которую, дети по желанию могут продолжить театральное образование по основной программе на II ступени - школа юного актёра, далее-III ступень: театр – студия; IV ступень - «Творческая мастерская». Таким образом, осуществляется преемственность разных возрастов детей.
Наш детский сад открыт для любого конструктивного взаимодействия. Открытость предполагает «внешнюю» и «внутреннюю». «Внутренняя» открытость ведет к изменению учебного процесса: наблюдается его гибкость, дифференцированность, полагает вовлеченность семей воспитанников в различные формы образовательной деятельности, позволяет гибко реагировать на изменения образовательных потребностей и запросов. «Внешняя» открытость ведет к сотрудничеству с различными социальными институтами. Сотрудничество строится на принципах добровольности, уважения интересов сторон, целостности, многообразия. Развитие социальных связей способствует расширению спектра образовательных услуг, способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, что в конечном итоге ведет к повышению качества образования.
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, ведущее направление представлено через культурные практики, разработанные авторским коллективом учреждения самостоятельно, и направлены на расширение содержания отдельных образовательных областей обязательной части Программы:
Образовательная область | Парциальная образовательная программа | Возраст детей |
Художественно-эстетическое развитие | Программа «Игра в театр» Программа «Декоративно - прикладное творчество» | 3-7 лет 5-7 лет |
Физическое развитие | Программа «Первые шаги к фитнесу» (развитие динамического равновесия, физической активности) | 5-7 лет |
Парциальные образовательные программы реализуются через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность и при проведении режимных моментов.
Цели и задачи реализации
парциальных образовательных Программ
Парциальная программа | Цели реализации парциальных образовательных Программ | Задачи реализации парциальных образовательных Программ |
Программа «Игра в театр» | раскрытие творческого потенциала, приобретение эмоционально-чувственного опыта дошкольников и адаптация их в социальной среде посредствам театральной игры. | 1. Создать психологически–комфортную атмосферу, способствующую творческому самовыражению каждого ребёнка, а так же приобретению эмоционально-чувственного опыта; 2. Развивать познавательные способности дошкольников, коммуникативные качества личности; 3. Обучать основам сценической грамоты; 4. Развивать нравственную сферу дошкольников, способность к состраданию и сочувствию. |
Программа «Декоративно - прикладное творчество» | Создание предпосылок для изучения воспитанниками основ декоративно- прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия | 1.обучение приемам и технологии изготовления композиций; 2. изучение свойств различных материалов; 3.обучение приемам работы с различными материалами; 4.обучение приемам самостоятельной разработки поделок. |
Программа «Первые шаги к фитнесу» (развитие динамического равновесия, физической активности) | Создание условий для профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. |
3.Развивать двигательную активность дошкольников средствами степ досок. |
Принципы и подходы к формированию парциальных образовательных Программ см. 1.1.2. настоящей Программы.
Таким образом, в целевом разделе образовательной Программы обозначены цели, задачи, принципы и подходы к формированию Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, планируемые результаты освоения Программы.
Обозначенные в целевом разделе цели и задачи реализуются через содержание образовательной деятельности учреждения.
- Содержательный раздел
II.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Содержание психолого-педагогической работы с детьми реализуется по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентировано на культурные практики детей, на освоение новых способов и форм деятельности, на развитие инициативы, осмысление повседневного опыта, создание собственных продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм. Так как культурные практики явление комплексное, становится необходимым интегрировать содержание образовательных областей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Программно - методическое обеспечение 1.Безопасность на дороге: Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ. Бордачевап И.Ю. 2.Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Саулина Т.Ф. |
3. Развитие игровой деятельности. /Губанова Н. Ф. Мозаика-Синтез, 2014 г. - Младшая группа (3–4 года) - Средняя группа (4–5 лет) - Старшая группа (5–6 лет) - Подготовительная группа (6–7 лет) 3. Социально-нравственное воспитание дошкольников. /Буре Р. С. Мозаика-Синтез, 2014 г. 4. Трудовое воспитание в детском саду. / Куцакова Л. В. Мозаика-Синтез, 2014 г. 5. Формирование основ безопасности у дошкольников. /Белая К. Ю. Мозаика-Синтез, 2014 г. 6. Этические беседы с детьми 4-7 лет Петрова В.И., Стульник Т.Д. Образовательная область «Познавательное развитие» Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Программно - методическое обеспечение
- Средняя группа (4–5 лет) - Старшая группа (5–6 лет) - Подготовительная к школе группа (6–7 лет) 2. Ознакомление с природой в детском саду. /Соломенникова О. А. Мозаика-Синтез, 2014 г. - Младшая группа (3–4 года) - Средняя группа(4–5 лет) - Старшая группа (5–6 лет) 3. Ознакомление с предметным и социальным окружением. /Дыбина О. В. Мозаика-Синтез, 2014 г. - Младшая группа (3–4 года) - Средняя группа (4–5 лет) - Старшая группа (5–6 лет) - Подготовительная к школе группа (6–7 лет) 3. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. 4-7 лет /Павлова Л. Ю. Мозаика-Синтез, 2014 г. 4. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. 4-7 лет/Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Мозаика-Синтез, 2014 г. 5. Проектная деятельность дошкольников. 5-7 лет/Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Мозаика-Синтез, 2014 г. 6. Развитие познавательных способностей дошкольников. 4-7 лет/Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Мозаика-Синтез, 2014 г. 7. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. /Шиян О. А. Мозаика-Синтез, 2013 г. 8. Формирование элементарных математических представлений. /Помораева И. А., Позина В. А. Мозаика-Синтез, 2014 г. - Вторая группа раннего возраста (2–3 года) - Младшая группа (3–4 года) - Средняя группа(4–5 лет) - Старшая группа (5–6 лет) - Подготовительная к школе группа (6–7 лет) Образовательная область «Речевое развитие» Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. |
Программно - методическое обеспечение
1. Обучение дошкольников грамоте. Варанцова Н.С.
2. Развитие речи в детском саду. диск/Гербова В. В.
- Младшая группа (3–4 года)
- Средняя группа (4–5 лет)
- Старшая группа (5–6 лет)
- Подготовительная к школе группа (6–7 лет)
3. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3–4 лет. Наглядно-дидактическое пособие. /Гербова В.В.
4. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 4–6 лет. Наглядно-дидактическое пособие. Гербова В.В.
5. Серия наглядно-дидактических пособий «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы», «Антонимы. Прилагательные», «Один – много», «Словообразование», «Ударение», «Множественное число», «Говори правильно», «Многозначные слова».
6. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи у малышей. Младшая группа.
7. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи у малышей. Средняя группа.
8. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи у дошкольников. Старшая группа.
9. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи у дошкольников. Подготовительная к школе группа. Мозаика-Синтез, 2014 г.
10. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Уроки грамоты для малышей: Младшая группа. Мозаика-Синтез.
11. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Уроки грамоты для малышей: Средняя группа. Мозаика-Синтез.
12. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Уроки грамоты для дошкольников: Старшая группа. Мозаика-Синтез, 2014 г.
13. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Уроки грамоты для дошкольников: Подготовительная к школе группа.
14. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Прописи для малышей: Младшая группа.
15. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Прописи для малышей: Средняя группа.
16. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Прописи для дошкольников: Старшая группа.
17. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Прописи для дошкольников: Подготовительная к школе группа.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений
Содержательная часть парциальной образовательной Программы представлена в виде ссылки на соответствующую парциальную образовательную Программу «Игра в театр!».
III Организационный раздел
III.1. Описание материально-технического обеспечения
В соответствии с ФГОС ДО, материально - техническое обеспечение Программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
В дошкольных группах созданы условия для разностороннего развития детей с учётом возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей. Наряду с отдельными групповыми ячейками для реализации образовательной программы используются следующие помещения:
|
| ||
Объединены музыкальный зал и физкультурный зал в одном помещении | Предназначен для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, физкультурных досугов, соревнований, а так же для проведения музыкальных занятий с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы, праздников, развлечений, спектаклей. В музыкальном зале в достаточном количестве имеются качественные музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия. Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: музыкальный зал оснащен электронным пианино, микрофоны, акустическая система, микшер, микрофоны на стойках, проекторы. Комплекс детских тренажеров, в наличии имеются батуты, велотренажеры, разнообразный спортивный инвентарь и спортивные атрибуты для физического развития детей. | ||
Кабинет педагога-психолога | Созданы условия для коррекционно-развивающей, профилактической и консультативной деятельности: имеется диагностический, коррекционный, развивающий материал, элементы сенсорной комнаты, разные технические средства. |
Повысить качество образовательного процесса позволяет использование информационных компьютерных технологий. В дошкольных группах имеется 5 телевизоров , 4 DVD-проигрывателя, цифровое пианино, 5 проекторов и 2 экрана, 2 интерактивных доски, 8 принтеров, стереосистема с колонками, беспроводными микрофонами и микшерским пультом, 9 ноутбуков, в каждой группе имеются принтеры, создана локальная сеть.
III.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках организованной образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. Большое внимание уделяется созданию условий для профессионального роста педагогов, оснащению методкабинета, воспитатели имеют доступ ко всем информационным и методическим ресурсам кабинета.
Методическое обеспечение образовательного процесса отвечает требованиям комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования. Методическое обеспечение включает в себя:
- методические пособия для педагогов ДОУ по всем направлениям развития детей в возрасте от 3 до 7 лет (по образовательным областям),
- методические рекомендации для педагогов по планированию образовательного процесса в разных возрастных группах,
- методические рекомендации для педагогов по организации жизни детей в разных возрастных группах,
- комплекты развивающих пособий для детей по направлениям образования и по возрастным группам,
- комплекты дидактических и демонстрационных материалов,
- электронные образовательные ресурсы,
- детская художественная литература.
Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания, в том числе технические, визуальные и аудиовизуальные.
В учреждении имеются следующие технические средства обучения и воспитания: музыкальный центр, магнитофоны, телевизоры, интерактивная доска, проектор, персональные компьютеры, многофункциональные устройства, к использованию которых предъявляется ряд требований, а именно, необходимо избегать длительного применения ТСО в целях предотвращения утомления детей и рационально сочетать их с другими средствами обучения.
Визуальные и аудиовизуальные средства обучения и воспитания, представленные в учреждении, включают: иллюстрации, наглядные пособия, схемы, предметы и объекты природной и искусственной среды, а также мультфильмы, кино- и видеофильмы, презентации.
Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания парциальной образовательной Программы «Игра в театр» представлено в виде ссылки на соответствующую парциальную образовательную Программу «Игра в театр».
Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания по обеспечению равных возможностей для развития отдельных категорий детей в условиях инклюзивной практики представлено в п. 2.3. настоящей Программы
III.3. Распорядок и/или режим дня
Календарный учебный график
Режим работы учреждения: 12 месяцев, круглогодично.
Режим работы групп:
- полного дня (12-часового пребывания) – 4 группы
Формы организации воспитательно-образовательного процесса
Периоды | Название периода | Количество недель | Примечание | ||||
| Учебный | 37 недель | Реализуется учебный план, который разработан в соответствии с образовательной программой и СанПиН 2.4.1.3049-13 | ||||
| Летний оздоровительный |
| В дни летних каникул реализуется план летних оздоровительных мероприятий (увеличивается продолжительность прогулки, проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии) |
Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. В режиме дня указана общая длительность
образовательной деятельности, включая перерывы между их различными видами, режим двигательной активности. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. Приложение 9.
Осуществляя режимные моменты, учитываются индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Приближенный к индивидуальным особенностям ребенка распорядок дня детского сада способствует его комфорту, хорошему настроению и активности.
Прием пищи. Учитывая, что дети едят с разной скоростью, им предоставляется возможность принимать пищу в своем темпе. Недопустимо заставлять ребенка сидеть за столом в ожидании еды или после ее приема. Поев, ребенок может поблагодарить и заняться самостоятельными играми.
Прогулка. Для укрепления здоровья детей, удовлетворения их потребности в двигательной активности, профилактики утомления организуются ежедневные прогулки.
Сокращение продолжительности прогулки зависит только от погодных условий. Важно обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в течение дня.
Ежедневное чтение. В режиме дня выделяется постоянное время для ежедневного чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. Чтение книг и обсуждение прочитанного помогает на примере литературных героев воспитывать в детях социально-нравственные качества, избегая нудных и бесполезных поучений и нотаций. При этом нельзя превращать чтение в занятие — у ребенка всегда должен быть выбор: слушать или заниматься своими делами. Задача педагога — сделать процесс чтения увлекательным и интересным для всех детей.
Дневной сон. Создание условий для полноценного дневного сна детей. Для этого в помещении, где спят дети, создается спокойная, тихая обстановка, обеспечивающая постоянный приток свежего воздуха. Кроме того, быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют полноценная двигательная активность в течение дня и спокойные тихие игры, снимающие перевозбуждение.
III.4. Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий
Особенностью воспитательно-образовательного процесса является организация культурно-смысловой деятельности детей на основе традиций, праздников и значимых событий в жизни детского сада.
Образовательный процесс строится вокруг одной центральной темы, что дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для культурных практик. Приложение 10.
Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и центрах активности.
Необходимым условием для реализации модели является взаимодействие с учреждениями и организациями города и края, в результате которого воспитанники приобретают опыт через освоения культуры города, края, страны.
Наличие традиционных событий, праздников, мероприятий в детском саду - является неотъемлемой частью в деятельности дошкольного учреждения, поскольку способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Традиции направлены прежде всего на сплочение коллектива детей, родителей и педагогов ДОУ, они играют большую роль в формировании и укреплении дружеских отношений между всеми участниками образовательных отношений.
Традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников - необходимая и нужная работа. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие вместе с родителями и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем.
В учреждении в качестве традиционных определены следующие мероприятия:
- Детско- взрослый проект «Как я провел это лето» проводится ежегодно в первых числах сентября, когда дети переходят из одной возрастной группы в другую. Становясь на год старше, дети предъявляют свои летние проекты, демонстрируют их сверстникам и родителям. В этот день проводятся выставка летних фотографий.
- «Отчетный концерт», он проводится в конце каждого учебного года, дети показывают родителям чему они научились за год. Проходит поздравление ребят, родителей, педагогов.
- «День рождения Детского сада» отмечается ежегодно в апреле месяце. В этот день планируются мероприятия, направленные на изучение истории детского сада, его прошлого и настоящего.
- «День семьи», посвящено повышению статуса семьи. В этот день организуются семейные спортивные веселые старты. Работу организует семейный клуб «Светлячок».
Каждая группа имеет свои традиции.
III.5. Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды
Образовательная среда в учреждении предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Это определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом, обеспечения активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Среда организуется на основе интегрированного подхода и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организующую, коммуникативную функции. Но самое главное – она способствует развитию самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно-насыщенной - среда должна включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением
- возможность самовыражения детей,
- трансформируемой - среда должна обеспечивать возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей,
- полифункциональной - возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности; наличие полифункциональных предметов, не обладающих жёстко закреплённым способом употребления и пригодных для использования в разных видах детской активности,
- вариативной - наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
- доступной - свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) во все помещения, где осуществляется образовательная деятельность, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования,
- безопасной - все элементы среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Гибкое и вариативное использование пространства служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
При организации предметной среды в групповом помещении учитываются закономерности психического развития детей, их индивидуальные особенности, ведущий вид деятельности, центральная тема.
Организация предметно-пространственной среды
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
• Спокойная зона: «Центр развития речи АБВГДЕЙКА», «Библиотечный центр «В гостях у книжки», «Патриотический цент Моя Родина», «Азбука безопасности», «Центр уединения Секретики»
• Зона средней активности: «Центр конструирования Самоделкин», «Центр познавательно-исследовательский Галилео», «Творческая мастерская Вернисаж», «Академия музыки и театра Игра в театр»,
• Зона насыщенного движения: «Центр сюжетно-ролевой игры Затейники», «Физкультурно-оздоровительный центр Здоровячек»
Для лучшей ориентации детей в групповом помещении используются символические обозначения.
При организации предметно-пространственной среды используем методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О.А. Карабановой, Э.Ф. Алиевой, О.Р. Радионовой, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
Описание части Программы, формируемой участниками
образовательных отношений
Описание условий реализации парциальной образовательной программы представлены в Организационном разделе Программы, в полной мере позволяют осуществлять образовательную деятельность по парциальной образовательной программе.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Для реализации парциальной образовательной программы используются как методические материалы и средства обучения и воспитания, представленные в Организационном разделе в Программы, так и дополнительные методические материалы, в том числе разработанные педагогическим коллективом учреждения самостоятельно.
Режим работы учреждения и режим дня
Реализация парциальной образовательной программы не выходит за рамки режима работы учреждения, представленного в Организационном разделе Программы осуществляется в течение всего времени пребывания детей в учреждении через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность и при проведении режимных моментов и представлена в виде ссылки на соответствующую парциальную образовательную Программу «Игра в театр!».
Реализация направления по обеспечению равных возможностей для развития отдельных категорий детей в условиях инклюзивной практики не выходит за рамки режима работы учреждения, представленного в Организационном разделе Программы, учитывает индивидуальные особенности детей и представлена в п. 2.3. настоящей Программы.
Краткая презентация Программы представлена в Дополнительном разделе Программы. Она ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
IV. Дополнительный раздел
Краткая презентация Программы
Программа ориентирована на детей от 3 до 7 лет, учитывает индивидуальные особенности детей и их семей и обеспечивает равные условия для получения дошкольного образования детьми.
Программа направлена на приобретение опыта детей в различных видах деятельности: игра, общение, труд, познание, рисование, аппликация, лепка, музыкальная деятельность, чтение художественной литературы и вхождение в мир человеческой культуры.
Отличительной особенностью образовательной программы является знакомство детей с театральным творчеством. Работа в данном направлении нашла отражение в программе «Игра в театр» которая разработана педагогам дополнительного учреждения ДДТ и направлена на формирование ценностного, ответственного отношения ребенка к миру исскуства.
В образовательной программе определены необходимые условия для её реализации. Это, прежде всего, пространство группы и участка, безопасная мебель, игрушки разного назначения, игры, удовлетворяющие потребности детей в движении, познании окружающего мира, профессиональные кадры и взаимодействие с семьями детей.
Основными направлениями взаимодействия являются взаимопознание и взаимоинформирование, совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Взаимодействие с родителями осуществляется через индивидуальные и групповые формы работы. Инициатором взаимодействия могут выступать как педагоги, так и родители. Только совместная работа семьи и детского сада способна обеспечить создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования общей культуры личности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...
Рабочая программа По освоению детьми образовательной области " Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность )Основной общеобразовательной программ-образовательной программы дошкольного образования для детей 3-7 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо освоению детьми образовательной области- «Художественно – эстетическое развитие»...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет ( старшая группа № 2) «КОЛОКОЛЬЧИК» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, образовательной программы МКД
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование о...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден
Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...
Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...