«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
методическая разработка (младшая группа)

Богданова Галина Улифоровна

imageimageimageimageСенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых четырех лет

imageimageimageimage– наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio1.docx130.81 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Подготовила :воспитатель

Богданова Галина Улифоровна

                                                                                                                        

Проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Продолжительность проекта: сентябрь – май.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети  младшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых четырех лет

– наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной,

слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей младшего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель проекта:

обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Постановка проблемы.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем

показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и

реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей.

Задачи проекта:

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  •  способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • повышать уровень педагогической компетентности родителей по
  • формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  • оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

 

      Продукт проекта:

    Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.    Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.    Развлечение. «В гостях у лесных зверей».

    Фотовыставка «Учимся играя».

Содержание проекта. Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный; 2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

    Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.

    Проведение мониторинга.

    Анализ полученных результатов, выводы.

    Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".

    Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Практический этап:

Работа с детьми:
  1. Непосредственная образовательная деятельность.
  2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре

«Вода и песок».

  1. Дидактические игры с малышами:
  2. Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко»,

«Украсим елочку» и т. д.

  1. Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
  2. Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки,

крючки, молнии).

Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими

вкладышами и т. д.

  1. Мозаика: настольная и напольная.
  2. Настольно-печатные дидактические игры.
  3. Самостоятельные игры малышей.
  4. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Работа с родителями:
  1. Консультация «Развитие восприятия цвета детьми младшего дошкольного возраста».
  2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.
  3. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
  4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Заключительный этап.

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей

навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми

Тема

Задачи

Сроки

Д.и. «Соберем петушку» (пирамидка).

Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.

сентябрь

Д.и. «Вкладыши и башенки»

Знакомить с величиной в ходе практических действий.

Д.и. «Веселые матрешки»

Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Д.и. «Соберем пирамидку»

Учить собирать пирамидку из 3 -4

колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.

Д.и. «Огурчики и помидорчики».


Учить отличать круг от овала,

помещая формы в соответствующие пазлы.


октябрь

                                                                                

Д.и. «Цветные

колпачки»

Учить находить соответствующие

вкладыши при складывание и

раскладывание цветных колпачков.

Д.и. «Найди такую же фигуру»

.

Учить находить нужную форму

методом зрительного соотнесения.

Д.и. «Разложи фигурки по домикам»

Учить сортировать предметы в

соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.

Д.и. «Две коробки».

Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

ноябрь

Д.и. «Соберем пирамидку».

Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.

Д.и.

«Занимательная коробка».

Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы.

Д.и. «Грибы на поляне».

Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много.

Соотнесение предметов двух заданных форм и

величин при выборе из четырех.

Закреплять знания соотносить

разнородные предметы по форме и величине

Декабрь.

Соотнесение предметов двух

заданных форм при выборе из четырех.

Закреплять умения соотносить

разнородные предметы по форме.

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.

Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

Размещение грибов двух цветов в

отверстиях столиков


Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету,

соотносить по цвету разнородные предметы.

соответствующего

цвета

Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из

четырех.

Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных.

Январь

Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята».

Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.

Выкладывание из мозаики на тему

«Домики и флажки».

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Выкладывание из мозаики на тему

«Елочки и грибочки».

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов,

учить чередовать

Д. и. «Я пеку всем друзьям по

пирожку» (игры с песком).

Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями.

Февраль.

Д. и. «Сделаем

матрешки бусы».

Закрепить умение чередовать предметы по цвету.

Д. и. «Башенки для гномиков».

Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.

Д.и. «Забавные бутылочки».

Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.

Д. и. «Где Мишка?»

Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

Март.

Д. и. «Тут и там».        Знакомить с пространственными

отношениями, выраженными

                                        

Используемая литература:

  1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
  2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
  3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
  4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
  5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:        - в образовательной деятельности (включение задач сен...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)

Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

В данной работе рассматриваются особенности дидактических игр, структура дидактической игры и основные виды игр по сенсорике для малышей....

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игртема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»АктуальностьНа этапе раннего детства озн...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры в условиях ДОУ

В настоящее время в области дошкольного воспитания на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальны...