Виртуальные экскурсии в детском саду
материал (подготовительная группа)

Егорова Татьяна Николаевна

Доклад об организации экскурсий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_virt_eksk.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №146» г. Чебоксары

Доклад на тему : Организация и проведение виртуальных экскурсий в детском саду

Автор:

                                                                                                 Егорова Татьяна  

                                                                                    Николаевна,

воспитатель

                                                                                                                                  1квал. катег

                                                                                                                                     

.

                                                                                                                                                         

                                                       г. Чебоксары 2022.

      Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.

Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.

Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с воспитанниками : его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.

Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий :

1. Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint («Живопись русских художников»«Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов»«Дорожная азбука» и т. д.);

2. Видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром»«Подводный мир»«Антарктида»«Шоколадная фабрика»«Где делают бумагу?»«Как создается книга, газета»«Можно ли жить в пустыне?»«Что внутри вулкана?»«Русский музей» и т. д.);

3. Интерактивное общение с помощью программы Skype позволило расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности старших дошкольников в процессе знакомства с профессиями. У детей появилась возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей (проект «Я у мамы (папы) на работе»); познакомить детей с жизнью детей Крайнего Севера (проект «Жить вместе здорово!», сформировать представления о школе (проект «Ура! Школа!») и т. д.

Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.

Однако такая форма обучения как виртуальная экскурсия требует длительной предварительной подготовки. В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Перечислим наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии - это

• определение цели и задач экскурсии;

• выбор темы;

• отбор литературы и составление библиографии;

• определение источников экскурсионного материала;

• отбор и изучение экскурсионных объектов;

• сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта,

• составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

• подготовка текста экскурсии;

• определение техники ведения виртуальной экскурсии;

• показ экскурсии.

Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с родителями. К примеру, семьям предлагается выполнить секретное задание, согласно теме проекта, в результате выполнения которого создается видеотека из личных семейных фотографии и видеозаписей.

Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, сканируем фотографии или рисунки, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарии) экскурсии.

Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Однако, важно учесть, что создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними. Поэтому, опираясь на свой опыт, мы рекомендуем подготавливать материал в текстовой форме.

Заключительный этап - проведение (показ) виртуальной экскурсии.

При подготовке к проведению виртуальной экскурсии важно обратить внимание на некоторый моменты, ценные с точки зрения нашей практики.

1. Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечения зрительной основы для раскрытия темы.

2. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсии играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.

3. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо помнить, что текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Текст составляется в той последовательности, в которой показываются объекты. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для использования рассказ.

4. Заканчиваем виртуальную экскурсию традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

Работа с педагогами по подготовке виртуальной экскурсии

Создание виртуальной экскурсии по желанию педагогов может осуществляться в индивидуальной деятельности или групповой, главное чтобы работа приносила удовольствие и способствовала качественному, продуктивному освоению материала, создавала ситуацию успеха для всех участвовавших в создании творческого продукта. Есть педагоги, которые любят работать от начала и до конца самостоятельно, они легко используют в своей деятельности современные компьютерные технологии, имея изначально качественную компьютерную подготовку. Другие педагоги (особенно, молодые специалисты) чувствуют неуверенность на начальном этапе вхождения в подобную деятельность и им более комфортно, когда есть кто-то рядом, более разбирающийся в решении поставленной задачи, поэтому они любят работать в группе. Для высокой продуктивности работы это не является камнем преткновения. Важно, чтобы все без исключения педагоги имели возможность поучаствовать в создании виртуальных экскурсионных проектов. Внутри групп участники проекта достаточно легко делят между собой обязанности. Каждый несет ответственность за свой участок работы и одновременно за всю работу в целом.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам проекта более организованно вести работу в дальнейшем.

Выбор темы диктуется, прежде всего, предпочтениями педагогов или от конкретной ситуации. Проект виртуальной экскурсии должен иметь свою четко определенную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбирая объекты, участники творческой группы постоянно сверяют их с темой проекта.

Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала. Количество проанализированных объектов может варьироваться от 10 до 20. После того как педагоги отобрали необходимый для виртуальной экскурсии визуальный ряд желательно на каждый их них составить карточку. В случае если во время выступления педагог забыл информацию, он может воспользоваться карточкой. Карточка отличается небольшими размерами (с ладошку) и в ней может быть представлена следующая информация:

• наименование объекта (первоначальное и современное, а также название, под которым памятник известен у населения;

• историческое событие, с которым связан памятник, дата события местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);

• описание памятника (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

• источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

• сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

• К карточке прикрепляется ксерокопия объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.

Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.

Кроме того, использование проектного метода в освоении предметов культурологического цикла способствует социализации педагогов, позволяет использовать в практической деятельности знания, умения, навыки, полученные при подготовке виртуальных экскурсий, воспитанию интереса к истории родного края и культуры горожанина, развитию эстетического вкуса, значительному расширению художественно-эстетического пространства педагогов в целом.

Не могу не остановиться еще на одном очень важном моменте, подтверждающем полезность использования такой формы работы как виртуальная экскурсия. Создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, педагоги углубляют свои знания, расширяют навыки поиска необходимой информации с помощью интернет - сайтов.

Таким образом, любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное - может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нём такого качества, как креативность.

Заключение

С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями :

• Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.

• Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов.

• Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями.

• Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

При этом освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяется. Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта. Вместе с тем разработка и проведение виртуальных экскурсий педагогами в аудитории способствует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям.

Создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, педагоги углубляют знания, полученные в процессе самообразования, расширяют навыки поиска необходимой информации используя все возможные пути - традиционно из книг, так и с помощью интернет-сайтов. Кроме того, использование проектного метода в освоении предметов культурологического цикла способствует социализации педагогов, позволяет использовать в практической деятельности знания, умения, навыки, полученные при подготовке виртуальных экскурсий, воспитанию интереса к истории родного края и культуры горожанина, развитию эстетического вкуса, значительному расширению художественно-эстетического пространства педагогов в целом.

Таким образом, подготовка и проведение виртуальных экскурсии для дошкольников, использование медиаматериалов успешно ведет к повышению компетентности педагогов ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Виртуальная экскурсия по детскому саду"

Презентация "Виртуальная экскурсия по детскому саду"...

Конспект по познавательному развитию для младшей группы на тему «виртуальная экскурсия по детскому саду».

Конспект по познавательному развитию для младшей группы на тему «виртуальная экскурсия по детскому саду»....

презентация «виртуальная экскурсия по детскому саду».

презентация «виртуальная экскурсия по детскому саду»....

Виртуальные экскурсии по детскому саду

Педагоги дошкольных образовательных учреждений активно включились в процесс создания виртуального пространства взаимодействия, в качестве одной из новых форм работы с родителями воспитанников. Поэтому...

Виртуальные экскурсии в детском саду

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ –   это организационная форма образовательнойдеятельности, отличающаяся от реальной экскурсиивиртуальным отображением реальносуществующих объектов...

Выступление на педсовете . "Виртуальная экскурсия в детском саду"

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ –   это организационная форма образовательной  деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реальносуществующих объектов....

Виртуальная экскурсия по Детскому саду

Знакомство с помещениями в детском саду, а также с прилегающей территорией...