Прогулка "Осень"
картотека (старшая группа)

Ловягина Светлана Викторовна

Картотека прогулка "осень", подходит для Санкт-Петербурга, Ленинградской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Прогулка старшая группа37.24 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь

Карточка 1

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

•        учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;

•        формировать представление об осенних месяцах.

•         Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Какое сейчас время года?

•        Как вы догадались, что осень?

•        Перечислите характерные признаки осени.

•        Почему осенью стало холоднее?

•        Что делает человек осенью?

Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?

(Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.)

Трудовая деятельность

Уборка площадки и беседки.

Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;

—воспитывать экологическую культуру.

Подвижные игры

«Третий  лишний». Цели:

•        учить соблюдать правила игры;

•        развивать ловкость и быстроту бега.

«Совушка».

Цели:

•        учить ориентироваться в пространстве;

•        развивать интерес к игре.

Индивидуальная работа  Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.

Самостоятельные игры с выносным материалом. Развитие движений.

Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).

Прыжки на двух ногах до флажка и обратно

Сентябрь

Карточка 2

Наблюдение за пауком./ Наблюдение за сезонными изменениями(1 карточка)

Цели:

— расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях;

— формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет,

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец. (Паук.)

На кусты туман набросил Золотистые шелка, На опушке, возле сосен, Слышу прялку паука. Он без устали и рьяно Нить прядет, сплетая сеть, Чтоб над стеблями бурьяна Вместе с ветром пролететь.

•        Как выглядит паук?

•        Как он передвигается?

•        Где живет и чем питается?

•        Как паук ловит насекомых?

•        Есть ли враги у паука?

Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?

Где зимуют пауки? Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.

Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.

Трудовая деятельность

Сбор гербария

Цель: закреплять умение аккуратно собирать гербарий цветов, трав, листьев и правильно их хранить.

Подвижные игры

«Добеги и прыгни», «Попрыгунчики». Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком).

Сентябрь

Карточка 3

Наблюдение: Разные виды транспорта/  Наблюдение за сезонными изменениями(1 карточка)

Цели:- расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении;

•        формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.

Ход наблюдения

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Как выглядит автобус?

•        Что находится внутри автобуса?

•        Для чего нужны поручни?

•        Какие автобусы ездят по нашему городу?

•        Как едет автобус?

Через определенные отрезки пути автобус останавливается. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки.

На остановке столпотворенье:

Люди автобуса ждут с нетерпеньем,

Надо народу успеть на работу —

Всем поместиться в автобус охота.

Только обидно,

Что в транспорт бензиновый,

Все не войдут: он, увы, не резиновый!

Трудовая деятельность

Уборка площадки и беседки.

Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;

—воспитывать экологическую культуру.

Подвижные игры

«Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок».

 Цели:

•        учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил;

•        развивать быстроту и реакцию; воспитывать смелость.

Индивидуальная работа Развитие прыжков

Сентябрь

Карточка 4

 Наблюдение за муравьем/ Наблюдение за сезонными изменениями(1 карточка)

Цели:

—расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях;

—вызывать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Он — работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Сладко пахнут сосновой смолой Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои Строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой Ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, Будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети Мирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей.

•        Как выглядят муравьи?

•        Как они передвигаются?

•        Чем питаются?

•        Как называется муравьиный дом?

•        Из чего муравьи строят свой дом?

Какие враги есть у муравьев?

♦        Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете?

♦        Как готовятся муравьи к зиме?

Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.

Трудовая деятельность

Уборка площадки и беседки.

Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;

—воспитывать экологическую культуру.

Подвижные игры

«Один — двое», «Пройди бесшумно».

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).

Индивидуальная работа

Развитие движений. Цель: воспитывать выносливость.

Сентябрь

Карточка 5

Наблюдение за кошкой/ Наблюдение за сезонными изменениями(1 карточка)

Цели:

-закреплять знания о том, что кошка —домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки;

-воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью. (Кошка.)

Рыжий кот осенними

Листьями шуршит,

Возле стога с сеном

Мышек сторожит.

 Тихо притаился

Он в траве густой

И с кустами слился

Шубкой золотой.

•        Почему кошка — домашнее животное?

•        Как выглядит домашняя кошка?

•        Чем питаются кошки?

•        Как называются детеныши кошки?

•        Какие породы кошек вы знаете?

•        Какую пользу людям приносят кошки?

•        Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?

•        Докажите, что кошка — хищное животное.

•        Сравните способности и характеры собак и кошек.

♦ Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете?

Трудовая деятельность

Уборка площадки и беседки.

Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;

—воспитывать экологическую культуру.

Подвижные игры

«Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки». Цель:учить быстро действовать при потере равновесия.

Индивидуальная работа

 Развитие движений.

Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).

Октябрь

Карточка 1

Наблюдение за работой дворника

Цели:

•        расширять знания о труде взрослых осенью;

•        воспитывать уважение к труду.

Ход наблюдения

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает,

Листья желтые летят

Прямо на руки ребят.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Какие орудия труда нужны дворнику для работы?

•        Какую работу выполняет дворник осенью?

•        Для чего нужна работа дворника?

•        Как мы можем помочь дворнику?

Трудовая деятельность

Уборка площадки и беседки.

Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;

—воспитывать экологическую культуру.

Подвижные игры

«Кот и мыши».

Цели:

•        продолжать учить соблюдать правила игры;

•        активизировать двигательную активность.

«Уголки».

Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Октябрь

Карточка 2

Прогулка 3 . Наблюдение за ветром.

Цели: закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях;

дать понятие о ветре, его свойствах; продолжать учить определять направление ветра.

Ход наблюдения:

Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т.п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт. Помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям.

Воспитатель загадывает детям загадку.

***Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер.)

Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья.

Настой листьев подорожника используют как отхаркивающее средство.

Трудовая деятельность

Уборка участка от сухих веток.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

 Подвижные игры

«Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

«Прыгай выше».

Цель: учить действовать по сигналу.

«Волк во рву».

Цель: учить прыжкам.

 Индивидуальная работа

Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком):

«С кочки на кочку», «Перейди речку».

 Цель: вырабатывать координацию движений.

Октябрь

Прогулка 3

 Наблюдение за легковым автомобилем

Цели:

•        научить понимать значение и функции автомобиля;

•        закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло).

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина.)

•        Для чего нужна машина?

•        Какие машины едут по нашей улице?

•        Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы? (Людей.)

•        Как эта машина называется? (Легковая.)

•        А кто ведет ее?

У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя.

Трудовая деятельность

Очистка участка от веток и камней;

Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.

Подвижные игры

«Мы — шоферы», «Послушные листья».

Цели:

•        учить внимательно слушать команды воспитателя;

•        развивать внимание.

Индивидуальная работа

Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.

Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.

Октябрь

Карточка 4

Наблюдение за грузовым автомобилем

Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового.

Ход наблюдения

Мощный транспорт — грузовик Тяжести возить привык. Для чего машине кузов? Чтобы в нем возили грузы!

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Для чего нужны грузовые автомобили?

•        Что они перевозят?

•        Назовите некоторые виды грузовых автомобилей и объясните, для чего они нужны?

•        Каким автомобилем сложнее управлять — грузовым или легковым?

Трудовая деятельность

Уборка опавших листьев.

Цели:

—        приучать доводить начатое дело до конца;

—        воспитывать аккуратность, ответственность.

 Подвижные игры

«Горелки», «Волк во рву». Цели:

— учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя;

—        развивать ловкость.

 Индивидуальная работа

Ходьба по бревну.

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие.

Октябрь

Карточка 5

Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

  О. Высотская

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Как выглядит рябина?

•        Где она растет?

•        Какие звери любят ягоды рябины?

•        Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?

•        Что дает рябина людям?

Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские        дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Трудовая деятельность

Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок.

 Цель: учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев.

Подвижные игры

«Коршун и наседка», «Кто дальше?».

Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.

Индивидуальная работа

 Развитие движений.

Цель: учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге.

Октябрь

Карточка 6

Наблюдение за светофором

Цель: закреплять знания о работе светофора и назначении цветовых сигналов.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю,

И тебе хочу помочь. (Светофор.)

Подвести детей к перекрестку, где действует светофор. Рассказать, что мы живем в красивом городе с широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, автобусы, и никто не мешает друг другу. Это потому, что есть четкие и строгие правила для машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую сложно. Помогают нам в этом три сигнала светофора: красный, желтый, зеленый.

Хоть у вас терпенья нет, Подождите — красный свет! Желтый свет на пути — Приготовьтесь идти! Свет зеленый впереди — Вот теперь переходи!

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Для чего нужен светофор?

•        На какой сигнал светофора переходят пешеходы?

•        На какой сигнал светофора нельзя переходить? Что может произойти? Почему?

•        Если сломался светофор, то кем можно его заменить? (Регулировщиком.)

Там, где шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

 Пусть запомнят твердо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!

Трудовая деятельность

Уборка площадки и беседки.

Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;

—воспитывать экологическую культуру.

Подвижная игра «Светофор».

Цель: закреплять знания о значении светофора.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки равновесия в ходьбе по бум

Октябрь

Карточка 7

 Наблюдение за самосвалом

Цели:  

— формировать представления о видах грузовых машин; учить рассказывать о них.

Ход наблюдения

Предложить детям рассмотреть машину — самосвал.

Эта машина с железным открытым кузовом.

Вот машина,

Так машина —

 Высотою с дом кабина

И колеса высотою

Выше нас с тобою вдвое.

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

* Для каких грузов предназначен самосвал?

•        Как происходит разгрузка машины?

•        Как машина помогает человеку?

•        Может ли самосвал работать без человека?

Трудовая деятельность

  уборка остатков сухой травы, листьев.

Цели: учить правильно собирать семена; воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе.

Подвижная игра

«Ловишки с приседаниями».

Цель: учить соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа Бег, прыжки.

Цель: упражнять в беге с заданием на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направления), в прыжках (подскок на двух ногах).

Ноябрь

Карточка 1

Наблюдение за трудом взрослого на огороде(Соседний дом)

Цели:

•        активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям;

•        побуждать принимать активное участие в сборе урожая.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Летом в огороде — Свежие, зеленые, А зимой в бочке — Крепкие, соленые. (Огурец.)

Он никого и никогда Не обижал на свете. Так что же плачут от него И взрослые и дети? (Лук.)

Какие овощи растут на нашем огороде?

Какую работу вы выполняли вместе с воспитателями на0городе?

Что делают взрослые на огороде?

Трудовая деятельность

Уборка площадки и беседки.

Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;

—воспитывать экологическую культуру.

Подвижная игра

«Горелки».

Цель: закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение отстукивать мяч об пол двумя руками.

Ноябрь

Карточка 2

Наблюдение за перелетными птицами

Цели:

•        закреплять знания о перелетных птицах;

•        воспитывать интерес и любовь к пернатым;

•        уметь выделять признаки живого организма.

Ход наблюдения

Листья осенью облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми березками, ивами,

Долго кружат они над лесами,        

Над крутыми речными обрывами.        

Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают птицы, питающиеся насекомыми,         затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы перелетные.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Каких птиц называют перелетными?

•        Почему птицы выводят птенцов летом?

Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые страны?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Трудовая деятельность

Уборка площадки и беседки.

Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;

—воспитывать экологическую культуру.

Подвижные игры

 «Шишка-камешек».

Цель: учить четко и быстро выполнять повороты, не останавливаясь.

 «Часовой».

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений.

Индивидуальная работа

 Развитие движений.

 Цели:

•        улучшать технику ходьбы (переход с пятки на носок, активные движения рук);

•        воспитывать выносливость.

Ноябрь

Карточка 3

Наблюдение за работой шофера (виде беседы проходя мимо автомобилей)

Цели:

•        уточнять представления о работе водителей, управляющих разными видами машин;

•        развивать познавательную деятельность;

— воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

 Ход наблюдения

Встаем мы очень рано.

 Ведь наша забота —

 Всех отвозить

По утрам на работу.

Воспитатель задает детям вопросы.

 Для чего нужна такая профессия?

•        Должен ли водитель знать правила дорожного движения?

•        Что должен знать водитель, чтобы хорошо водить машину?

Какими машинами могут управлять водители?

 Трудовая деятельность

Уборка площадки и беседки.

Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;

—воспитывать экологическую культуру.

 Подвижные игры

« Перебежки-догонялки ».

Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.

«Обезьянки».

Цель: учить уверенно, взбираться по канату.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.

Ноябрь

Карточка 4

Наблюдение за собакой (виде беседы, если за территорией сада нет гуляющих собачек)

Цели:

•        закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде;

•        воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Ход наблюдения

Я хозяину служу —

Дом хозяйский сторожу.

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Почему собака домашнее животное?

•        Как выглядит собака?

•        Чем питается?

•        Какие породы собак вы знаете?

•        Как называются детеныши собаки?

•        Какую пользу людям приносят собаки?

•        Как готовятся собаки к зиме?

К зиме шерсть у собак меняется.  Летняя линяет, и животные покрываются более густой и темной.

Трудовая деятельность

Уборка площадки и беседки.

Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;

—воспитывать экологическую культуру.

 Подвижные игры    

«Дружные пары», «Разойдись — не упади».

Цель: учить при ходьбе соблюдать непринужденность движений и хорошую осанку.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжков.

Ноябрь

Прогулка 5

Наблюдение за березой

Цели:

•        продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;

•        воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем —

Березка облетает,

Тоскует под дождем.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

•        Почему листья на березе стали желтые?

•        Что происходит с деревьями осенью?

•        Как деревья готовятся к зиме?

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу.

Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек, уборка мусора в беседке

Цели:

—        воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща;

—        убирать инвентарь после труда в определенное место.

Подвижные игры

«Мы — веселые ребята», «Затейники».

 Цели:  учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; упражняться в беге.

Индивидуальная работа

«Удочка», «С кочки на кочку».

Цели: упражнять в прыжках;

воспитывать уверенность в своих силах.

Ноябрь

Прогулка 6

Наблюдение за тополем

Цель: знакомить с тополем осенью (какую пользу он приносит людям; когда и почему бывает тополиная метель).Ход наблюдения

Воспитатель.  В народе говорят: «Если с дерева лист не чисто опадает, будет строгая зима». Как вы понимаете это выражение? Почему? Наблюдается ли у нас на участке это явление?

Дети отвечают.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

•        Кто знает, почему осенью листья становятся желтыми, красными, багряными?

•        Многие думают, что причина листопада — заморозки, убивающие нежные незащищенные листья. Но так ли это? Если совершить прогулку в лес или парк, то можно заметить, что у разных листьев деревьев листопад бывает в разное время. Мы с вами будем вести наблюдение, когда же начнется листопад у тополя.

•        Что производят из древесины тополя? Прежде всего, бумагу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов.

•        Когда бывает тополиный пух, тополиная метель? Почему?

♦ Что такое тополиный пух?

Трудовая деятельность

Сбор листьев для гербария и поделок, их засушка; наведение порядка в песочнице и на участке.

Цель: продолжать прививать трудовые умения и навыки.

Подвижные игры

«Краски», «Коршун и наседка».

Цели:

—        учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слушать сигнал ведущего;

—        развивать внимание, быстроту, ловкость.

Индивидуальная работа

Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать двумя руками.

Цель: развивать координацию движений.

Ноябрь

Прогулка 7

Наблюдение за специальным транспортом — «скорой помощью»

Цели:   —  расширять знания о специальном транспорте — «скорой помощи», роли водителя в спасении жизни людей;

— закреплять умение находить нужную машину по описанию.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, задает вопросы.

Что за зверь по мостовой мчит, Как ветер удалой. По зову больных

Рычит, пыхтит. («Скорая помощь».)

На красный свет машина мчится, — Везу больного я лечиться! И всех, кто вызовет меня,

К врачам доставлю быстро я! («Скорая помощь».)

•        Какая это машина?

•        Как вы догадались?

•        Для чего нужны такие машины?

♦  Какие водители должны управлять такими машинами? Автомобиль с красной полосой и красным крестом немедленно выезжает по указанному адресу на помощь больному. Мигающий маячок и воющая сирена словно говорят остальному транспорту и пешеходам: «Пропустите нас, пожалуйста, мы очень спешим!»

Трудовая деятельность:  

Сбор мусора на участке.

Цели:

•        добиваться выполнения задания общими усилиями;

•        воспитывать взаимопомощь.

Подвижные игры:  «Перелет птиц», «Не попадись».

Цели:  упражнять в беге в разных направлениях;

•        развивать медленный и быстрый бег.

Индивидуальная работа:  Метание мяча вдаль.

Цель: закреплять навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой.

Ноябрь

Прогулка 8

Наблюдение за ивой

Цель: продолжать знакомство с кустарниками и деревья нашей местности, их разновидностями.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Ива — куст или дерево? Почему?

*        Как выглядит ива?

•        Какую почву любит?

•        Какие есть разновидности ивы?

•        Что дает ива людям?

•        Что происходит с ивой осенью?

У ивы гладкий серебристый ствол, гибкие ветви, украшенные узкими, продолговатыми листьями. Дерево любит влажную почву и растет по берегам рек, озер и ручьев. У ивы много разновидностей: ветла — белая серебристая ива, и краснотал, и ракита, и лоза. Издавна люди ценят иву за ранний целебный ивовый мед, за цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов, да за гибкие ивовые ветви — прекрасный материал для плетения корзин и коробов. Осенью ивушка роняет золотые листья в темную виду, и они, словно маленькие кораблики, плывут вниз по течению.

Трудовая деятельность

Обрезание поломанных веток секатором вместе с воспитателем.

Цель: учить пользоваться секатором, убирать только ненужные ветки.

Подвижные игры: «Краски», «Догони пару».

Цели:

•        учить запоминать цвет краски, быстро бегать по сигналу воспитателя, быть внимательным;

•        упражнять в беге в нужном направлении до определенного места.

Индивидуальная работа

Игровые упражнения с короткой скакалкой.

 Цель: учить прыгать через скакалку, вращая ее вперед и назад.