Мастер-класс "Подвижные игры в ДОО"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                                             В.А.Сухомлинский

 

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижная игра – это эмоционально окрашена двигательная деятельность, в которой происходит закрепление и совершенствование основных движений (основные движения должны быть заранее изучены).

Характерная её особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлечённые сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

В подвижных играх ребёнку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребёнку расширить и углублять свои представления об окружающей действительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_kanaeva.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги хотелось бы начать мастер класс со слов:

 «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                                             В.А.Сухомлинский

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижная игра – это эмоционально окрашена двигательная деятельность, в которой происходит закрепление и совершенствование основных движений (основные движения должны быть заранее изучены).

Характерная её особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлечённые сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

В подвижных играх ребёнку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребёнку расширить и углублять свои представления об окружающей действительности.

Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнений в счёте и т. д.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учат действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются  в нравственных поступках, учат дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувства ритма.

В подвижной игре происходит:

-совершенствование движений

-развитие психических качеств (воображения, памяти и т.д.)

-ориентировка в пространстве

-большой  положительный заряд, приучаются совместно играть, действовать

-подчинение и выполнение установленных правил

Структура:

  • Задача или цель
  • Правило (это то, что должны выполнять дети, педагог предусматривает запрещение или разрешение каких либо действий, если правила нарушаются, значит, не выполняется поставленная задача)
  • Игровые действия (зайчики, лисички и т.д.)
  • Итог или результат.

Таким образом, подвижная игра способствует удовлетворению детей в движениях, в создании положительных эмоций, обогащает его опыт.

В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр.

К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. Сюжетные подвижные игры имеют готовый сюжет и зафиксированные правила. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д. Сюжет отражает явления окружающей жизни , игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте

Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

      По использованию основных движений игры можно разделить:

- игры с ходьбой и бегом;

- игры с метанием;

- игры  на лазание;

- на ориентировку в пространстве.

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового). Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

         Таким образом, классификация подвижных игр позволяет распределить физическую нагрузку на занятие, прогулке и т.д., что способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка.
         И поэтому я хочу напомнить при выборе игры:

- для младшей и второй младшей группы – берется игра где одно действующее лицо и все дети выполняют одно и тоже движение , правил 1-2;

- средняя группа -  дети могут выполнять разные движения, правил может быть 2-3;

- старшая, подготовительная группы -  могут выполнять 3-4 движения, если 2-3 движения  то они сложные (бег с увертыванием), количество правил 3-4, ведущих 2-3.

Подготовка воспитателя:

1.должен выбрать игру согласно возрасту

2. выучить игру

3. владеть теми движениями, которые есть в данной игре

4. выучить слова если таковые имеются, для того чтобы активизировать деятельность детей и сохранять интерес к игре

5.выбрать место

6.продумать расстановку детей

7.подготовить атрибуты, зрительные ориентиры

Таким образом, от качественной подготовки воспитателя будет зависеть и само поведение игры.

Предлагаю Вам коллеги описания нескольких мордовских национальных игр. Возможно, Вы заинтересуетесь ими и предложите их для игр детям в детском саду.

С детьми 2-ой младшей группы региональный модуль программы «Мы в Мордовии живем» предусматривает организацию и проведение с детьми мордовских подвижных игр таких, как: «В зайчиков («Нумолнэсэ» - Эрз.), «В белочек» («Урнэсэ» - Эрз.), «В гусей и волка» («Галасо ды верьгизсэ» - Эрз.).

Все эти игры - сюжетные. Основным их содержанием является воспроизведение действий животных и птиц.

Основные задачи заключаются в следующем:

1) познакомить детей с мордовскими подвижными играми;

2) воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила,

согласовывать движения, ориентироваться в пространстве;

3) развивать активность детей и бег в подвижных играх.

Игра, в которую мы поиграем, называется:

 «В зайчиков» 

(«Нумолнэсэ» - Эрз.).

Для пробуждения интереса к игре я использую игрушки: зайчика и собаку.

Воспитатель просит детей встать в круг, показывает зайчика:

Ребята, скажите, кто это?

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Правильно. Те нумолнэ - так называют его на эрзянском языке. Где живет зайчик?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Да, в наших мордовских лесах живет много зайцев. А что умеют делать зайчики?

Дети: Прыгать, бегать.

Воспитатель: Правильно. (Показывает игрушку собаку)

А это кто?

Дети: Собака.

Воспитатель: Да. Те киска - так называют собаку на эрзянском языке.

Что она умеет делать?

Дети: Бегать, лаять.

Воспитатель: А как собака лает?

Дети: Гав-гав-гав!

Воспитатель: - Хотите поиграть «В зайчиков»?

Дети: Да!

Воспитатель: - Послушайте правила игры

Вы - зайчики, будете бегать по всей площадке врассыпную. Бегать нужно осторожно, никого не толкать. Я буду собакой. Буду за вами бегать, ловить. Но, чтобы собака не поймала зайчика, зайчики должны присесть (спрятаться под кустик). А если собака дотронется рукой до зайчика, тот зайчик считается пойманным, он выходит из игры.

Воспитатель надевает маску собаки. Дети играют. Воспитатель не прерывая игр, подсказывает, как нужно действовать. После игры воспитатель подводит итог.

Воспитатель: А сейчас на роль собаки я выберу Илью. Он быстро бегает, активный. Воспитатель надевает на ребенка маску собаки. Игра повторяется. В конце игры подводится итог.

Следующие игры рекомендованы для детей старшего дошкольного возраста программой «Мы в Мордовии живём».

«В ключи»

(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)

Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине.Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

Дядя (тётя), у тебя ключи?

Тот отвечает, указывая на соседа:

Вон у дяди (тёти) спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:

Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

«В курочек»

(«Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)

Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.

Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...