Консультация для воспитателей "Огород на подоконнике"
консультация (подготовительная группа)
Консультация для воспитателей
«Огород на подоконнике»
Материал подготовила воспитатель
Вишнева А.А.
Консультация для воспитателей «Огород на подоконнике»
С середины февраля начинается организация огорода на подоконнике. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок.
Организация огорода на подоконнике не только безумно весёлое дело, этот процесс развивает ребёнка во многих направлениях:
- Ребёнок видит, как формируется растение, усваивает логическую последовательность: семечко, росток, цветок, плод.
- Малыш учится ухаживать за растениями, выполнять определённые обязанности каждый день, нести ответственность: поливать, рыхлить, собирать.
- Мини-грядка помогает развить наблюдательность, т.к. ребёнок замечает мельчайшие изменения в посадках.
- Малыш выполняет полезное взрослое дело с воспитателем – сам делает бороздки, сам раскладывает семена, сам зарывает и поливает, это повышает его самооценку.
- Происходит развитие речи, т.к. воспитатель рассказывает про новые растения и при посадке всё комментирует и мотивирует ребёнка описывать свои действия.
Подготовка мини-огорода
Чтобы начать огородничать с дошколятами нужно подготовиться:
- Придумайте вместе с детьми, каким вы хотите видеть свой огород на подоконнике: классический огород с чучелом, птицами и бабочками; домик в деревне, а вокруг грядки, курочки, поросята; городок из лего-конструктора с клумбами и скверами; настоящую ферму... Вариантов множество. Потом можно предложить детям воплотить идею на бумаге - нарисовать будущий огород. Так ребята яснее представят общую композицию и детали.
- Подготовьте подходящую землю и семена.
- Подберите горшочки для посадки или сохраните несколько молочных пакетов (в них нужно проделать дырочки и найти поддоны). Горшочки можно украсить – приклеить глазки, носики и ротики, тогда сверху отрастёт зелёная шевелюра;
- Освободите безопасное место на подоконнике, чтобы дети имели к нему доступ;
- Не забудьте про маленькие инструменты и лейку;
- Приготовить строительный скотч и маркер для того, чтобы подписать горшки, или специальные таблички.
Какие растения выбрать для посадки?
Для детского мини-огорода нужно правильно выбрать растения, это ключевой момент мероприятия:
- Это должны быть представители флоры, у которых быстро появляются всходы, т.к. дети не будут наблюдать за пустым горшком две недели. Одновременно нельзя посадить, например, редиску, т.к. плодов на подоконнике она не даст, хоть и взойдёт в короткие сроки.
- Растения не должны нести потенциальную опасность для ребёнка – не вызывать аллергию и не быть ядовитыми (например, всеми любимая рассада томатов имеет острый запах и может вызвать сильную аллергическую реакцию; сажать с ребятами бархатцы тоже не стоит, т.к. у них ядовитый сок).
- Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями.
- Огород на подоконнике прежде всего должен помогать в развитии детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5. Предлагаю примерный перечень растений для посадки: лук-репку, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, горошка. А также во всех возрастных группах можно проращивать овес. Он быстро растет. И его можно отсевать несколько раз.
- Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне). Для старших и подготовительных – ветки нескольких пород (растущих на территории детского сада). А также веточки черной смородины. Красивые резные листочки украсят огород.
- Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни. Можно высаживать луковицы в землю и в баночки с водой (Где быстрее растет перо (листочки) у лука? Какой длинны корешки? Как вы, думаете, почему мы видим через банку какой длинны корешки? А через землю не видим?) Создавать для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя, с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука (перо, корешки) с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
- За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних группах – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины, делать выводы. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.
Работа по организации огорода на подоконнике будет успешнее, если ее проводить поэтапно.
1. Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.
2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Огород на подоконнике в домашних условиях"
Консультация для родителей "Огород на подоконнике в домашних условиях"....
Консультация для родителей "Огород на подоконнике"
Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, расширять знания детей о культурных и дикорастущих растениях.3накомить детей с особенностями выращивания культурных растений (кабачок, лук, од...
Консультация"Огород на подоконнике"
Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растени...
Консультация для родителей "Аптека на подоконнике" для старшего дошкольного возраста
вокруг нас много растений, красивых. нежных и полезных. Одни радуют глаз , поднимают настроение, а есть растения которые нам помогают сохранить и укрепить наше здоровье. Они рядом - на нашем окне....
Консультация для воспитателей Огород на подоконнике
Статья поможет правильно и поэтапно организовать работу с дошколятами по экологическому воспитанию...
Отчёт -описание по смотру -конкурсу на лучший учебно -опытный участок дошкольных образовательных учреждений в номинации «Огород на подоконнике» («Выращивание томатов Черри на подоконнике»)
Отчёт -описание экспериментальной деятельности...
Консультация для родителей "Огород на подоконнике в домашних условиях"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ...