«Точка, точка, запятая» Цель: выработка у ребенка умения ориентироваться на листе картона; развитие ловкости пальцев; активизация словаря: «точка», «запятая», «рожица», «огуречик», «человечек». Оснащение: разноцветные пуговки; красный полукруг из картона; картонный овал; две счетные палочки; схематичное изображение лица на листе бумаги. Ход игры. Прочтите стихотворение: Точка, точка, запятая, Вышла рожица кривая, Палка, палка, огуречик, Вот и вышел человечек. Предложите ребенку рассмотреть схематичное изображение лица, выделите все его части — глаза, рот, нос, брови. Попросите ребенка выложить такое же лицо на наборном полотне из мозаики (рот — полукруг, глаза пуговки, брови — счетные палочки). Усложнение задания. Предложите ребенку выложить любимого человека (маму, папу...). | «Наш дом» Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев; активизация словаря: «дом», «окно», «труба». Оснащение: шесть счетных палочек (при повторении игры вместо счетных палочек возьмите спички); картонный квадрат («окно»), картонный прямоугольник («труба»). Ход игры. Прочтите ребенку стишок: Посмотрите, дом какой, Он с окошком и с трубой. Выложите из счетных палочек «дом» (из двух палочек сделайте «крышу», положите «окно» в середину квадрата, поставьте «трубу» на «крышу»). Выполняя работу, рассказывайте ребенку, что вы берете и куда кладете. Разберите «дом» и предложите ребенку снова его «построить». |
«Соберу пирамидку» Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости; освоение геометрически фигур (круг) и размеров (трех по возрастающей); развитие умения различать и называть формы и цвета предметов (пуговиц); активизация словаря: «пирамидка», «соберу», «пуговица. Оснащение: четыре пуговицы разных размеров, нарисованный на листе картона образец для выкладывания. Ход игры. Прочитайте ребенку стихотворение: Я сегодня с Катей, Олей Пирамидку вам построю. Пуговку на пуговку... Ай-ай-ай, Пирамидка, милая, Вырастай! Выложите из пуговок пирамидку. Расскажите ребенку, какого цвета и величины «колечки» у пирамидки (пуговки). Разберите пирамидку, положите перед ребенком образец с контурной прорисовкой пирамидки и предложите ему самостоятельно собрать такую же из пуговиц.
| «Я по садику гуляла» Цель: формирование у ребенка умения выполнять задания по образцу; дальнейшее развитие умения ориентироваться на плоскости и определять местонахождение предметов; активизация словаря: «корзинка», «яблоки», «сливы», «гуляла», «собирала». Оснащение: нарисованная на картоне корзинка; геометрическая мозаика: пять маленьких овалов синего цвета (сливы), пять больших красных кругов (яблоки); вырезанная по контуру из картона корзинка. Ход игры. Покажите ребенку нарисованную корзину с яблоками и сливами и предложите рассказать о том, что лежит в корзине, какого цвета и формы фрукты. Положите перед ребенком вырезанную по контуру корзину и попросите сложить в нее фрукты так же, как они лежат в корзинке на рисунке. Прочтите стихотворение: Я по садику гуляла И в корзинку собирала Яблоки и сливы, Вышло так красиво. Предложите ребенку самостоятельно сложить «фрукты» в корзину. |
«Выкладывание дорожки в осеннем парке» Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие умения ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу); активизация словаря: «дорожка», «ладошка», «грожу», «стыжу», «деревья», «вверху», «внизу». Оснащение: лист картона с пластилиновой «дорожкой»; нарисованные и вырезанные из картона «осенние деревья»; горох на блюдце. Ход игры. Проведите пальцем ребенка по пластилиновой «дорожке». Попросите ребенка выложить горох по всей длине «дорожки» и проведите по гороховой «дорожке» указательным пальцем слева направо. Скажите: «дорожка длинная, вот такая». Прочтите стихотворение: Трудно пальчик мне вести Прямо по дорожке, Так и хочется ему Спрятаться в ладошке. Я ему грожу, грожу, Я его стыжу, стыжу, Пальчик постыдился, Взял и научился. Б. Заходер Разместите сверху и снизу от «дорожки» «деревья» и попросите ребенка сказать, где они находятся. | «Платье для кошки» Цель: дальнейшее развитие умения ребенка ориентироваться на листе бумаги; развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «шью», «одела», «семья». Оснащение: нарисованное на бумаге или сделанное в виде аппликации платье; пуговки синего и желтого цветов. Ход игры. Предложите ребенку выложить на платье («пришить») синие (при повторении игры — желтые) пуговки. Сопровождайте его действия чтением стихотворения: Кукле платье буду шить, Синее в горошек. Пуговок пришью рядок, Беленьких, хороших. Усложнение задания. Можно предложить ребенку «пришить» пуговки другого размера (большие или маленькие), «пришить» пуговки к другой одежде (рубашке, кофте и т. д.).
|
«Ежик потерял колючки» Цель: дальнейшее совершенствование мелкой моторики пальцев рук; развитие зрительного внимания; активизация словаря: «колючий», «соседи», «волки», «зайцы», «медведи», «еж». Оснащение: счетные палочки для выкладывания колючек на спине ежика. Ход игры. Покажите ребенку, вырезанный из картона силуэт ежика с точками на спине. Рассмотрите силуэт и попросите ребенка найти то, что потерял ежик (колючки). Прочтите стихотворение: Что ж ты, еж, такой колючий? — Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи Лисы, волки и медведи. В. Заходер Попросите ребенка помочь ежику найти все его колючки и вернуть на свое место (на спину ежа). При повторении игры счетные палочки можно заменить зубочистками. | «Елка из лесу пришла» Цель: совершенствование мелкой моторики пальцев рук; развитие зрительного внимания и пространственной ориентации; активизация словаря: «елка», «иголки», «лапы». Оснащение: счетные палочки зеленого цвета; контурная прорисовка елки (из трех треугольников разной величины); три зеленых картонных треугольника (маленький, средний, большой). Ход игры. Выложите на листе белой бумаги елку из трех треугольников. Рассмотрите ее и попросите ребенка выложить на листе бумаги такую же елку из зеленых счетных палочек. Если ребенку трудно выполнить эту работу, попросите его сначала наложить палочки сверху на контурную прорисовку елки и только после этого выложить елку из счетных палочек рядом с образцом. Прочтите стихотворение: Как у нашей елки Колючие иголки. Ветки — лапы называются, Дети удивляются! При повторном проведении игры замените счетные палочки спичками или зубочистками. |
«Соберу пирамидку» Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости; освоение геометрически фигур (круг) и размеров (трех по возрастающей); развитие умения различать и называть формы и цвета предметов (пуговиц); активизация словаря: «пирамидка», «соберу», «пуговица. Оснащение: четыре пуговицы разных размеров, нарисованный на листе картона образец для выкладывания. Ход игры. Прочитайте ребенку стихотворение: Я сегодня с Катей, Олей Пирамидку вам построю. Пуговку на пуговку... Ай-ай-ай, Пирамидка, милая, Вырастай! Выложите из пуговок пирамидку. Расскажите ребенку, какого цвета и величины «колечки» у пирамидки (пуговки). Разберите пирамидку, положите перед ребенком образец с контурной прорисовкой пирамидки и предложите ему самостоятельно собрать такую же из пуговиц. | «Наш дом» Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев; активизация словаря: «дом», «окно», «труба». Оснащение: шесть счетных палочек (при повторении игры вместо счетных палочек возьмите спички); картонный квадрат («окно»), картонный прямоугольник («труба»). Ход игры. Прочтите ребенку стишок: Посмотрите, дом какой, Он с окошком и с трубой. Выложите из счетных палочек «дом» (из двух палочек сделайте «крышу», положите «окно» в середину квадрата, поставьте «трубу» на «крышу»). Выполняя работу, рассказывайте ребенку, что вы берете и куда кладете. Разберите «дом» и предложите ребенку снова его «построить».
|
«Трое» Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; выработка умения ориентироваться на листе бумаги; активизация словаря: «полянка», «санки», «зима», «покроет», «веселимся». Оснащение: нарисованный на листе бумаги мальчик, держащий за веревочку контурное изображение сапок; мелкие пуговки; счетные палочки. Ход игры. Покажите ребенку рисунок, рассмотрите санки, назовите их части (полозья, сиденье). Попросите ребенка выложить «веревочку» для санок, чтобы мальчик мог везти их за собой. Положите первую пуговку и попросите ребенка продолжить работу. После того как он выложит пуговками «веревочку», попросите его выложить из палочек «санки». Когда ребенок закончит работу, прочтите стихотворение: На заснеженной полянке Я, зима и санки. Только землю снег покроет, Собираемся мы трое. Веселимся на полянке — Я, зима и санки. А. Восев При повторном выкладывании «санок» усложните задание, попросите ребенка выложить их на листе бумаги по памяти, поменяйте материал для выкладывания (спички, зубочистки). | «Я по садику гуляла» Цель: формирование у ребенка умения выполнять задания по образцу; дальнейшее развитие умения ориентироваться на плоскости и определять местонахождение предметов; активизация словаря: «корзинка», «яблоки», «сливы», «гуляла», «собирала». Оснащение: нарисованная на картоне корзинка; геометрическая мозаика: пять маленьких овалов синего цвета (сливы), пять больших красных кругов (яблоки); вырезанная по контуру из картона корзинка. Ход игры. Покажите ребенку нарисованную корзину с яблоками и сливами и предложите рассказать о том, что лежит в корзине, какого цвета и формы фрукты. Положите перед ребенком вырезанную по контуру корзину и попросите сложить в нее фрукты так же, как они лежат в корзинке на рисунке. Прочтите стихотворение: Я по садику гуляла И в корзинку собирала Яблоки и сливы, Вышло так красиво. Предложите ребенку самостоятельно сложить «фрукты» в корзину. |
«Снеговик» Цель: развитие умения выкладывать несложные плоскостные предметы в горизонтальной плоскости; дальнейшая выработка умения ориентироваться на листе бумаги; развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «снеговик», «нос», «рот», «голова», «ведро», «появился». Оснащение: вырезанные из белой бумаги круги разных размеров; две черные пуговки («глаза»); картонный треугольник красного цвета («нос»); образец для выкладывания — контурная прорисовка снеговика на бумаге или картоне. Ход игры. Прочтите стихотворение: Снеговик, снеговик, Появился во дворе, Нос — морковкой, Рот — морковкой, И ведро на голове. Попросите малыша сделать «снеговика» — наложить детали на его контурную прорисовку. Когда ребенок закончит работу, спросите его, какого размера круги, из которых выложен «снеговик» (большой, средний, маленький). Усложнение задания. Возможны разные варианты усложненных заданий: а) выкладывание «снеговика» по представлению; б) выкладывание большого «снеговика» и маленького «снеговичка». | «Рукавичка» Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; выработка умения ориентироваться на листе бумаги; активизация словаря: «рукавичка», «связала», «потеряла», «гуляла», «помогите». Оснащение: шесть красных счетных палочек; «пальчик рукавички», вырезанный из плотного картона или бумаги; полукруг из картона или бумаги (для выкладывания передней части «рукавички»). Ход игры. Прочтите стихотворение: Рукавичку мама мне Красную связала. Я гуляла во дворе И где-то потеряла. Ой, ребята, помогите, Рукавичку мне сложите! Положите перед ребенком лист бумаги со схематичным изображением рукавички, попросите рассмотреть ее и назвать все части. На листе бумаги выложите из палочек и бумажных деталей «рукавичку». Попросите ребенка выложить рядом с ней вторую такую же.
|
«Подарок маме» Цель: развитие пространственной ориентации; дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; выработка умения составлять цветок по образцу и представлению; активизация словаря: «цветок», «ромашка», «мак», «лепестки», «подарю». Оснащение: вырезанные из бумаги лепестки цветов (белые — лепестки ромашки, красные — мака); желтая салфетка; черная толстая нитка; клей; лист картона для приклеивания цветов (цвета картона ребенок выбирает по желанию); картинка с изображением цветов (ромашки и мака). Ход игры. Покажите ребенку картинку с изображением цветов. Спросите, как они называются. Если ребенок затрудняется сказать, назовите сами. Рассмотрите цветок и скажите: «У цветка есть лепестки. У ромашки лепестки белые, а у мака — красные. Цветок стоит на ножке, и эта ножка называется ,,стебелек”. У цветов есть листья. Они зеленые — вот какие». Предложите ребенку сделать для мамы (бабушки, сестры) цветок. Спросите, какой цветок он хочет выложить. Если ребенок захотел выложить ромашку, покажите, как выкладывать ее желтую серединку. Большим и указательным пальцами оторвите от желтой салфетки маленькие кусочки и скатайте их между ладонями, чтобы получились маленькие шарики. Нарисуйте на листе бумаги кружок — середину ромашки — и наклейте на него шарики из салфетки. Предложите ребенку приклеить к выложенной желтой серединке все лепестки. Когда ромашка будет готова, нарисуйте стебелек и листочки или предложите сделать это ребенку. Прочтите стихотворение: Маму я свою люблю, Ей цветочек подарю. Мой цветок не простой Самый ей он дорогой. Усложнение задания. Возможно за счет выкладывания другого цветка по образцу (красного мака); за счет выкладывания цветка по представлению. | «Кот-мурлыка» Цель: дальнейшее развитие умения ориентироваться на листе бумаги; развитие умения составлять мордочку кота из различного материала для выкладывания; активизация словаря: «кот», «гулял», «потерял». Оснащение: большой серый картонный круг («мордочка кота»); две зеленые пуговицы («глаза»); два треугольника из геометрической мозаики («уши»); шесть кусочков тонкой проволочки («усы»); красная толстая нитка (рот»). Ход игры. Прочтите двустишие: Кот по улице гулял И усищи потерял. Ребенка двух лет шести месяцев попросите наложить только усы, остальные части мордочки выложите сами. Назовите их и определите назначение. («Это глаза, глазами кот смотрит»). Усложнение задания. Возможны разные варианты усложненных заданий: а) выложить мордочку из деталей по образцу; б) выложить мордочку из деталей по памяти; в) выложить мордочку кошки и котенка.
|
«Грузовая машина» Цель: развитие зрительного внимания, умения воссоздавать изображение по представлению, образцу; дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «машина», «мотор», «качу», «лечу». Оснащение: пуговки или картонные кружочки — на выбор (для выкладывания колес); четыре счетные палочки (для выкладывания окна в кабине машины); контурная прорисовка грузовой машины на листе бумаги или картона. Ход игры. Прочтите ребенку четверостишие: Качу, лечу во весь опор. Я сам мотор. Нажимаю на педаль, И машина мчится вдаль. Б.Заходер Положите перед ребенком лист бумаги с контурной прорисовкой грузовой машины. Спросите: «Что здесь нарисовано?» Рассмотрите грузовую машину, назовите все ее части. Спросите ребенка, что забыл нарисовать художник (окно в кабине). Вспомните, какое оно. Предложите малышу выложить окно в кабине из счетных палочек. Попросите ребенка посмотреть внимательно, что еще забыл нарисовать художник (нет колес). Спросите, зачем машине колеса, и попросите выложить их из пуговок или картонных кружков. Усложнение задания. Возможно за счет выкладывания по образцу и по памяти кузова грузовой машины; за счет выкладывания недостающих частей к легковой машине.
| «Зайка танки потеряла» Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук (пинцетного захватывания мелких предметов — гороха, фасоли); активизация словаря: «зайка», «попляши», «посмеши», «топа», «тапки». Оснащение: изображение зайца, стоящего босиком на проталинке; фасоль (пуговицы, горох). Ход игры. Положите перед ребенком картинку и рассмотрите ее. Спросите ребенка, можно ли ранней весной ходить на улице босым. Почему нельзя? Предложите помочь зайцу и выложить для него туфли (или тапки). Прочитайте стихотворение: Зайка, зайка, попляши! Нашу Машу посмеши! Топай, топай лапками, Серенькими тапками. И. Лагэдынь Во время работы называйте части тапок: «носок», «подошва», «пятка».
|
«Почки-листочки» Цель: дальнейшее развитие зрительного внимания; совершенствование мелкой моторики пальцев рук (пинцетного захвата мелких крупинок гречи), совершенствование ориентации ребенка на листе бумаги (вверху, внизу); активизация словаря «почки», «листочки», «ветка», «вверху», «внизу». Оснащение: гречневая крупа (крупинки будут «почками на дереве»), листочки из тонкой зеленой бумаги, нарисованное на картоне дерево Ход игры. Прочтите ребенку стихотворение: Я по улице гуляю, Все на свете замечаю На березе почки, А еще — листочки! Почки, словно детки, Спрятались на ветке, А листочки — вот краса, Зеленые чудеса. Положите перед малышом лист бумаги с нарисованным деревом. Спросите его: «Что здесь нарисовано?» Вспомните, что вы видели на дереве (почки и листочки). Попросите ребенка рассказать, какие почки (маленькие, коричневые). Вспомните, какие листочки (побольше, зеленые). Предложите ребенку выложить на ветках «почки» и «листочки» там, где он захочет. Усложнение задания. Возможны различные варианты усложненных заданий: а) ребенок выкладывает листочки и почки по просьбе взрослого (на верхней ветке, на нижней ветке); б) ребенок выкладывает только коричневые почки и только на нижних ветках дерева; в) ребенок выкладывает только зеленые листочки и только на верхних ветках дерева. | «Тюльпан — ромашка» Цель: закрепление умения ребенка составлять узор из деталей (по образцу, по памяти); развитие моторной ловкости пальцев рук; развитие умения ребенка ориентироваться на листе бумаги; активизация словаря: «ромашка», «тюльпан», «цветы», «собираю». Оснащение: два листа картона (на одном контурная прорисовка ромашки, на втором — тюльпана); белый шнур для выкладывания лепестков ромашки; красный шнур для выкладывания лепестков тюльпана; короткий кусок желтого шнура для выкладывания серединки ромашки; зеленый фломастер. Ход игры. Прочитайте ребенку стихотворение: По полянке я шагаю И цветочки собираю. Белую ромашку — много лепестков. Красненький тюльпанчик — Шляпа, как тюрбанчик. |
«Маша пьет чай» Цель: дальнейшее развитие умения ориентироваться на листе картона; развитие зрительного внимания; закрепление навыка работы с разрезными картинками; дальнейшее формирование мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «чай», «пить», «красавица», «нравится». Оснащение: вырезанные из картона части чайника (корпус, носик, ручка, крышка); образец для выкладывания чашки; счетные палочки. Ход игры. Покажите ребенку красивую куклу и прочитайте двустишие: Машенька — красавица, Чай ей очень нравится. Предложите ему рассмотреть рисунок, на котором изображены чайник и чашка. Назовите части чайника и расскажите об их назначении (за ручку держим, из носика течет вода и т. д.). Попросите ребенка найти называемые вами детали и лишь затем наложить их на контурное изображение чайника. Так же рассмотрите чашку, но выложите из счетных палочек. Усложнение задания. Возможно за счет увеличения заданий: а) выложить тарелку из фасоли; б) выложить чайный сервиз из счетных палочек по образцу и по памяти. |
|