Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе.
методическая разработка (подготовительная группа)
Алгоритм проведения родительского собрания в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе. | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе.
Задачи:
Ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе.
Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.
Анализ диагностики в целом по группе, и каждому из родителей
индивидуально даются результаты диагностики своего ребёнка,
Анализ стереотипов родительского поведения.
Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к
школе.
Алгоритм проведения родительского собрания в подготовительной группе
Доклад педагога.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о подготовке наших детей к школе. Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.
Быть готовым к школе — не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе —значит быть готовым всему этому научиться.
Начало обучения в школе — новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учится (мотивационная готовность). Но и это еще не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать
полученную информацию. Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы,
пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Критерии готовности:
1 физическая
2 интеллектуальная
З. социальная
4 мотивационная.
1 Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка (Хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли спокойно посидеть в течение некоторого времени, выглядит ли ребенок здоровым, бодрым).
2 Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него
специальных умений и навыков (умения сравнивать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
3 Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими
людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
4 Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В
психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом (” Там много ребят, и можно будет играть с ними”) не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив — самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы. Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни — серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
• к новому педагогу;
• к новому коллективу;
• к новым требованиям;
• к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс
адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим, с какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание. Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Причины: родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:
•не так часто обращают внимание на развитие малыша «да успеет еще научиться, для этого школа есть!»;
•не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и
сверстниками «со временем пройдет... »;
•на наличие или отсутствие желания учиться «втянется, повзрослеет, глядишь, и все
пройдет»;
•не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.
В результате чего у детей оказываются, не сформированы важные компоненты школьной
готовности. Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект некоторых фраз для ребенка — будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания: «Вот пойдешь в школу, там тебе..» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
• «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских
надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
• «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их
собственное самоуважение зависит от оценок ребенка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.)
• «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не
ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана)
• «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребенка под постоянной
тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваются комплекс неполноценности).
Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а
лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и
похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в
интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью. Каждому из родителей выдается информация:
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬРЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.
1Своё имя, отчество и фамилию.
2Свой возраст (желательно дату рождения).
3Свой домашний адрес,
4Свой город, его главные достопримечательности.
5Страну, в которой живёт.
6Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени
года, загадки и стихи о временах года).
8Домашних животных и их детенышей.
9Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.
10Транспорт наземный, водный, воздушный.
11Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи,
фрукты и ягоды.
123нать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая левая сторона,
верх - низ и т.д.)
15Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный
рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
163апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17Различать гласные и согласные звуки.
18Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19Хорошо владеть ножницами: резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники,
треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.
20Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии,
рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на
геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры
предметов.
21Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10
22Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 — 35 минут).
23Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе
в помощь родителям будущих первоклассников...
«Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе»
Родительское собрание в начале учебного года...
«Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе».
Несколько советов для родителей. Как помочь будущему первокласнику подготовиться к школе....
Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». ...
Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе.
Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе....
Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе"
Беседа «Виды готовности к школе» Вопросы- ответы на тему: «Подготовка детей к школе Кризис 7 лет. Советы родителям будущих первоклассников Памятка для родителей будущих школьников. ...
Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе.
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе"...