«Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
статья (средняя группа)
На занятиях рисованием в нетрадиционных техниках должны выполняться развивающие и воспитательные задачи, соответствующие возрастным особенностям детей дошкольного возраста:
Развитие мелкой моторики рук. Выполнение действий различными инструментами разрабатывает кисть ребёнка, на кончиках пальцев и поверхности ладоней возбуждаются нервные окончания, которые посылают импульс в кору головного мозга — активируются мыслительные и речевой центры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нетрадиционное рисование, дошкольный возраст, статья | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
У детей дошкольного возраста часто наблюдается неуверенность перед занятиями по рисованию. Навык владения карандашом и кистью пока развивается, формообразующие движения редко получаются точными. На основных занятиях по рисованию воспитанники учатся проводить вертикальные и горизонтальные линии карандашом, непрерывную полосу кистью, рисуют простые фигуры и отрабатывают навык закрашивания в пределах контура. Внимание детей неустойчиво, они быстро устают, однообразная деятельность снижает интерес к выполняемой работе. Рисование нетрадиционными способами удивляет детей, активизирует их внимание на создание изображений на бумаге при помощи непривычных предметов и инструментов. Наблюдая, как педагог рисует вилкой или зубной щёткой, ребята испытывают восторг и желание нарисовать также.
На занятиях рисованием в нетрадиционных техниках должны выполняться развивающие и воспитательные задачи, соответствующие возрастным особенностям детей дошкольного возраста:
Развитие мелкой моторики рук. Выполнение действий различными инструментами разрабатывает кисть ребёнка, на кончиках пальцев и поверхности ладоней возбуждаются нервные окончания, которые посылают импульс в кору головного мозга — активируются мыслительные и речевой центры.
Развитие пространственного мышления и зрительного восприятия предметов.
- Обучение работы с разнообразным материалом. На занятиях ребята узнают, что изображения можно создать не только привычными красками и карандашами на белом листе бумаги. В творческую работу привлекаются бытовые предметы, природный и бросовый материал, в качестве основы используются картон и цветная бумага.
- Активизация фантазии и формирование интереса к самостоятельному продумыванию замысла.
- Создание хорошего настроения, развитие уверенности в собственных силах, снятие напряжения и страхов.
- Формирование интереса к коллективной деятельности.
- Развитие эстетического вкуса.
- На занятиях по рисованию в нетрадиционных техниках необходимо соблюдение принципа преемственности знаний.
Нетрадиционное рисование на отдельных занятиях помогает решить следующие задачи:
- расширить представления детей о способах изображения объектов;
- формировать заинтересованность в коллективной работе;
- практиковать работу с разными материалами — для воплощения творческой задумки дети рисуют с помощью ваты, ладошек, штампов и пр.;
- активизировать творческие способности малышей, фантазию;
- создание эмоционально положительного климата в коллективе (работа ребят выглядит игрой)
Нетрадиционное рисование — способ изобразительной деятельности, не опирающийся на традиции этого вида творчества в том, что касается выбора материалов для нанесения краски, а использующий ватные палочки, пальцы, поролон, скомканную бумагу и пр.
В детском саду нетрадиционное рисование примечательно тем, что у всех малышей картинки получаются разными. У ребят эти техники изобразительного творчества стимулируют развитие исследовательских способностей, так как открывают широкий простор для экспериментов: наносят красители на материалы природного происхождения, рисуют через марлю и пр. Кроме того, нетрадиционное рисование тренирует сенсомоторную координацию, мелкую моторику, что является ключевым фактором развития речи; развивает память, внимание; способствует развитию образного мышления; формирует предпосылки для гармоничного социально-коммуникативного развития — дети в процессе работы обращаются и друг к другу, и ко взрослому, задают вопросы; воспитывает эстетический вкус и представления о гармонии.
Нетрадиционные техники рисования
Пальцевая живопись (пальцеграфия)
Техника рисования кончиками пальцев:
- Ребёнок опускает в банку или мисочку с гуашью краску пальчик.
- На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
- Кончиками пальцев ребёнок рисует на листе бумаги, при необходимости вновь набирая краску нужного цвета.
- По окончании работы пальчики моют с мылом, гуашь легко смывается
Рисование ладошками
Техника рисования ладонями:
- Ребёнок опускает ладонь в блюдце с краской. В средней группе ребята должны учиться наносить краску на ладонь при помощи кисточки, которую держат другой рукой.
- Ладонь и пальцы плотно прижимаются к листу бумаги для получения отпечатка. Можно совершать кругообразные, вертикальное или горизонтальное движения ладонью по замыслу.
- По окончании работы руки моют с мылом
Рисование тычком
Техника рисования тычком:
- Сухая кисть опускается в баночку с гуашью, набирается краска.
- Держа кисть вертикально, ударяют ею по бумаге — получается тычок.
- Перед тем, как набрать краску другого цвета, кисть надо прополоскать в стаканчике и хорошо промокнуть салфеткой. Тычок получается только полусухой кистью.
- Тычками заполняется контур изображаемого предмета или объекта, необходимые по замыслу детали можно нарисовать обычной кисточкой
Монотипия
Техника монотипии:
- Лист бумаги складывается посередине.
- На одной части бумаги рисуются пятна красками разных цветов.
- Лист складывается и проглаживается ладонью.
- Лист раскрывается, полученное изображение можно оформить при помощи кисти и красок
Набрызг
Техника многослойного набрызга:
- Для создания изображения используются трафареты. На занятиях по знакомству с этой техникой трафареты крепятся канцелярскими скрепками к листу бумаги.
- На щётку набирается краска и делаются брызги поверх листа бумаги.
- Накладывается следующий по замыслу трафарет, делаются брызги другого оттенка.
- Трафареты снимаются, получается сложное изображение, имитирующее объём предмета или композицию с передним и задним планом.
Кляксография
Техника рисования кляксами:
- Хорошо смоченной в воде кисточкой набирается акварельная краска.
- На листе бумаги делается пятно или ставится капля.
- Выдувая из трубочки воздух рисуем краской кляксу
Граттаж (воскография)
Техника воскографии:
- Раскрасить поверхность листа восковыми мелками.
- Закрасить лист чёрной гуашью.
- Дать краске полностью высохнуть.
- Процарапывая краску, создать линиями рисунок
Рисование свечой
Техника рисования свечой:
- На листе свечой ребята рисуют детали по замыслу.
- Кистью закрашивают лист акварельной краской.
- Восковые изображения проступают сквозь акварель
Рисование через мокрую марлю
Техника рисования через марлю:
- Ватными тампонами набираем воду из стаканчика, хорошо смачиваем всю поверхность листа.
- Прикладываем к мокрому листу слой марли, расправляем её. Марля должна прилипнуть и быть неподвижной на бумаге.
- Поверх марли рисуем акварельными красками при помощи кисти, как обычно. Оставляем рисунок до полного высыхания.
- Снимаем марлю с высохшей работы — на бумаге остаётся рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани
Рисование зубной щёткой
- ребята набирают краску на щетину и проводят линии на листе бумаги в соответствии с замыслом.
Рекомендуется занятия по рисованию эти способом в средней группе сочетать с другими нетрадиционными техниками рисования (пальчиком, ватными палочками) или элементами аппликации
Рисование губкой или кусочком поролона
В основе техники рисования губкой или поролоном лежит формирование навыка печатания краской. Поролоновые отпечатки создают фактурность предмета, ими рисуется мех животного, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев и т. д. Для занятий могут быть закуплены спонжики для рисования в этой техники, а можно вместе с детьми сделать простой и удобный для печатания инструмент: кусочек поролона захватывается бельевой прищепкой, которая будет выполнять роль ручки.
Рисование ватными палочками
Рисование ватными дисками
Рисование вилкой
Рисование мятой бумагой
Рисование восковыми мелками
Сочетание техники пальцеграфии с рисованием ладошками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста.
Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования....
План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"
План работы по самообразованиюВоспитатель: Радионова Наталья АлексеевнаМБДОУ детский сад комбинированного вида №42Тема: Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возрастаЦель:Использование...
Методическая разработка по нетрадиционной технике рисования с детьми дошкольного возраста
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...
Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"
Цель: Использование педагогами методов и приемов нетрадиционных техник рисования....
Рисование восковыми карандашами и акварелью как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста.
Приобретение навыков работы различными графическими и живописными материалами....
Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста- рисование пальцами" 28.12.2020г.
quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев" В.А.Сухомлинский....