Картотека игр по экологии
картотека (младшая группа)

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_ekologii.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

                Дидактическая игра

                      «Кто, что ест?»

 Цель: формировать у детей знания о том, чем питаются домашние и дикие животные; развивать внимание, мышление, речь, а также развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность; воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: вырезанные из картона изображения животных (мордочки), картонный круг с изображением еды животных.

Ход игры:

Воспитатель выдает детям прищепки с мордочками и круг с различными видами пищи. Ребенку необходимо прикрепить прищепку с картинкой животного на круг около пищи, которое употребляет данное животное.

Картотека

игр

по экологии 

Дидактическая игра

«Кто, где живет?»

Цель:

- создать условия для освоения детьми элементарных знаний о диких и домашних животных;

-создать условия для активизации словаря ребенка (звукоподражание);

- воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование: картинки с изображением дома и леса, карточки с домашними и дикими животными.

Ход игры:

Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Дети должны определить, где оно обитает, и положить картинку на нужное изображение.

Дидактическая игра

«Чья это тень?»

Цель: 

- формировать умение находить заданные силуэты путем наложения;

- учить различать животных по особенностям строения тела;

- развивать познавательную деятельность;

- воспитывать бережное отношение к животным;

Оборудование: коробочка с силуэтами животных темного цвета, цветные карточки с изображением животных.

Ход игры:

1 вариант.

Воспитатель раздает детям цветные карточки с изображением животных. Предлагает детям рассмотреть их. Далее воспитатель показывает тень (черно-белую) какого-либо животного. Дети должны найди среди имеющихся карточек, ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.

Дидактическая игра

«Чья это тень?»

Цель: 

- формировать умение находить заданные силуэты путем наложения;

- учить различать животных по особенностям строения тела;

- развивать познавательную деятельность;

- воспитывать бережное отношение к животным;

Оборудование: коробочка с силуэтами животных темного цвета, цветные карточки с изображением животных.

2 вариант.

На одной стороне стола раскладывают силуэты (тени), на другой цветные изображения животных. Воспитатель предлагает детям разложить цветные картинки на тени.

Дидактическая игра

«Посади цветок в горшок»

Цель: формировать умение у детей подбирать и соединять воедино все части (цветок, горшок, подставка под горшок, лейка) одного цвета. научить соотносить детали по цветовой гамме; прививать любовь к природе; развивать экологическое мировоззрение;

Оборудование:

вырезанные из картона формы цветка, горшка, подставки под цветок и лейки (четыре основных цвета).

Ход игры:

Детям предлагается задание:

Ребята, посмотрите, у нас случилась беда, ночью был сильный ветер и наши цветочки потеряли свои домики, давайте поможем им найти их. Посадим наши цветочки в горшочки подходящего цвета. Чтобы наши цветочки росли красивые их нужно полить из лейки.

 

Дидактическая игра

«Угадай, чей хвост»

Цель: 

-развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных;

- воспитывать бережное отношение к животным;

Оборудование: карточки с изображением мордочек и хвостов различных животных.

Ход игры: 

Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.

                            

Дидактическая игра

«С какого дерева лист?»

Цель:

- познакомить детей с лексической темой «Осень»;

- формировать умение соотносить основные цвета;

- прививать любовь к природе;

Оборудование:

деревья с коробочками, сделанные из картона трех цветов (красный, зеленый, желтый), листочки из картона тех же цветов, что и деревья.

Ход игры: 

Предложить ребенку разложить листочки к деревьям соответствующего цвета, чтобы листочки были одинакового цвета с деревом.

Дидактическая игра

«Во саду ли, во городе…»

Цель:

- расширять представление детей о многообразии мира растений, в частности об овощах и фруктах;

- учить узнавать их и правильно называть;

- закреплять знания детей о том, что растет в саду или в огороде;

- развивать логическое мышление, память и речь детей;

- воспитывать дружелюбное взаимоотношение в ходе игры;

Оборудование:

картинки с изображением сада и огорода, карточки с изображением разных фруктов и овощей.

Ход игры:

Воспитатель показывает картинку с изображением фрукта или овоща. Дети должны определить, где он растет, и положить картинку на нужное изображение.

Дидактическая игра

«Фрукты. Овощи»

Цель:

- познакомить детей с простейшей классификацией;

- продолжать формировать умение самостоятельно узнавать их и правильно называть;

- формировать элементарные экологические знания;

Оборудование: две куклы, две корзины, набор карточек с изображением овощей и фруктов.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на кукол, которые пришли в гости. Куклы просят помочь им и разложить продукты по разным корзинам.

Дети с помощью воспитателя раскладывают овощи и фрукты по корзинам.

Дидактическая игра

«Разрезные картинки»

Цель:

- формировать у детей представление в целостном образе предмета, складывать картинку, разрезанную на 2-3 части;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать любовь к природе;

Оборудование: разрезные картинки из 2-3 частей (фрукты, овощи) или (домашние, дикие животные).

Ход игры:

Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, груша, апельсин). Детям предлагается внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей, путем прикладывания одной половинки к другой, чтобы получился целый предмет. По завершению игры, воспитатель побуждает детей к названию полученного предмета (фрукты и т.д.).

Дидактическая игра

«Найди маму детеныша»

Цель:

- учить детей узнавать по картинке диких и домашних животных, соотносить их по величине и характерным признакам;

- воспитывать любовь к природе;

- развивать моторику рук;

Оборудование:

 Картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы, поросенка.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы, поросенка. Ребёнок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает детям, подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.

Дидактическая игра

«Чей домик»

Цель: познакомить с местами, где живут некоторые животные, развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование:

Обклеить цветной бумагой спичечные коробки. Наклеить с внешней стороны коробков рисунки с животными и внутри домики животных.

Ход игры: В игре могут 2 и более игрока участвовать или по количеству домиков.

Показываем ребенку верхнюю часть коробка, на которой изображено животное.

Ребенок должен найти коробочку, на которой изображен домик для этого животного.

2 вариант игры:

Ход игры: Показываем ребенку нижнюю часть коробка, на которой изображен домик животного.

Ребенок должен найти коробочку, на которой изображено животное, которое живет в данном домике.

Дидактическая игра

«Кто едет в поезде»

Цель:

- формировать умение называть животных;

- обобщить знания о домашних и диких животных, умение их различать по классификации и звукоподражанию.

- Воспитывать интерес и добрые чувства к животным.

Ход игры:

1вариант игры:

Ребенку предлагается узнать по голосу, кто едет в поезде.

2вариант:

Ребенку предлагается в желтый вагон посадить диких животных, а в зеленый вагон домашних животных.

Игра «Съедобное – не съедобное»

Цель: Создавать и укреплять багаж знаний детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, реакцию и координацию.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Ведущий говорит название овоща, фрукта, ягоды или произвольный предмет, бросает мяч одному из детей, если предмет относится к заданным, то он ловит.

Можно играть со всеми сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Создавать, укреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т. д.). Формировать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Материал: Красивый мешочек, игрушки животных, макеты овощей и фруктов.

Ход игры:

Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному приблизиться и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет присущие предмету признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

Игра «Собери грибы в лукошко»

Цель: Создавать и укреплять знания детей о грибах, местах их произрастания; и правилах сбора в лесу.

Материал: Плоские корзинки, произвольный макет леса, стенд для карточек, карточки с грибами.

Ход игры:

Детям выдаются карточки с грибами. Дети должны назвать гриб, описать его, и место, где его можно найти (на макете, какой он: съедобный положить в корзинку, не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

Игра «С какой ветки детки»

Цель: Создавать и укреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Листья, семена, плоды разных деревьев.

Ход игры:

Игру предпочтительно проводить осенью. Перед прогулкой с детьми повторяют правила поведения в парке. Дети гуляют по парку, каждому участнику воспитатель выдает листья и плоды, растущие в парке, по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сопоставляют свои листья и т. д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

Игра «Времена года»

Цель: Создавать и укреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Материал: Плакаты времен года. Карточки с моделями примет разных времен года.

Ход игры:

Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свой плакат. Игра продолжается пока все участники не закроют свои плакаты.

Игра «Угадай по описанию»

Цель: Формировать и укреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Материал: Карточки с различными видами животных, птиц, насекомых, рыб.

Ход игры:

Карточки раздаются детям. Их задача не показывая карточку, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.

Игра «Рассели животных по домам»

Цель: Формировать и укреплять знания детей о местах обитания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.

Материал: Стенд для карточек, картинки с природными зонами земли. Маленькие карточки с изображением животных, птиц, и т. д.

Ход игры:

На стенде расположены картинки с природными зонами земли. У детей маленькие карточки с изображением животных, птиц, и т. д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зоны на стенде.

Игра «Подводное путешествие»

Цель: Формировать и укреплять знания о водных обитателях: рыбах; животных, растениях, и их месте обитания.

Материал: Большие карты с картинками какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т. д.

Ход игры:

Ведущий предлагает пуститься в путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда уходит в путешествие к установленному водоему. Далее дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения своего водоема.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: Формировать и укреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логику и речь.

Материал: карточки с всевозможными предметами.

Ход игры:

Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.

Игра «Соберем урожай»

Цель: Формировать и укреплять знания детей о садовых и огородных культурах. Их месте произрастания (сад, огород).

Материал: Корзинки с муляжами овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.

Ход игры:

В определенных местах помещения ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу воспитателя команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.

Игра «Заготовки на зиму»

Цель: Формировать и укреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признаков и способах их заготовления.

Материал: Изображения банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.

Ход игры:

У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды. Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.

Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды

Игра «Зоопарк»

Цель: Формировать и расширять представления детей о домашних и диких животных, воспитывать заботливое отношение и любовь к ним.

Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.

Ход игры:

Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.

Игра «Где спрятался зайчик!»

Цель: Формировать и расширять представления детей об окружающей среде (растениях). Составлять загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака.

Ход игры: Игру проводят в парке, в сквере. Детей делят на две группы. Водящий прячет зайчика под какое-либо дерево или кустарник так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й группе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й группы, 2-й группе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т. д. Игра ведется, пока не догадается одна из групп.

Игра «Сад - огород»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Материал: муляжи овощей и фруктов, картинки сада и огорода

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад.

Ход игры:

Детей делят на две команды: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим картинкам.

Выигрывает та команда, которая быстро и правильно разберет все предметы по местам.

Игра «Домашние животные»

Цель: Формировать представления детей о домашних животных (рыбы, птицы, животные, об уходе за ними, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки с изображением домашних животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т. д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т. д., корма.

Ход игры: Карточки раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.

Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.

Игра «Магазин»

Цель: Формировать знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых, закреплять умение находить нужное растение по описанию. Обучить группировать растения по виду.

Материал: карточки с изображением растений.

Ход игры:

Выбирается ведущий, он продавец (для примера ведущий – взрослый, потом можно по считалке, остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный, порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.

Покупаем «Семена»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.

Материал: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов по экологии

Опыты с почвой и ветром Опыт №1 Цель опыта        Содержание опыта Показать, что в почве есть воздух.     Напомнить о том, что в Подземном царстве — по...

Картотека опытов по экологии

Картотека опытов по экологии...

Картотека игр по экологии

Подборка по темам....

Картотека игр по экологии

Подборка по темам....

картотека игр по экологии

подборка по темам...