Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования.
статья

Варяница Дарья

  Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл !17.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детская музыкальная школа в системе дополнительного                                   образования.    

«Система образования в Российской Федерации представляет собой Совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности» - так записано  в « Законе Российской Федерации об образовании». В систему образования входит группа разнообразных учреждений дополнительного образования. Среди них есть школы по «различным видам искусства», в том числе – детские музыкальные школы.

  Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Установлено, что школьники, отлично занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам.

  Концепция музыкального образования в стране предполагает создание системы массового музыкального воспитания и образования, которое делится на общехудожественное и профессиональное. Первое осуществляется на уроках музыки в общеобразовательных школах, немузыкальных вузах. Второе - в специальных учебных заведениях, где приобретает исключительно профессиональный характер.

  Крайними плюсами в системе детского музыкального образования оказываются специальные музыкальные школы для одаренных детей и общеобразовательные школы, а между  ними – детские музыкальные школы (ДМШ) общего музыкального образования и школы искусств (ДШИ). Их назначение - общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ. Реальная же функция ДМШ состоит в том, чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор.

  Термин «общее музыкальное образование» включает: во-первых, музыкальное образование в систему общего образования, куда оно и должно входить, как неотъемлемая составная часть ; во-вторых, эта часть термина отличает музыкальное образование от специального, которое ставит своей задачей подготовку музыкантов-практиков, исполнителей, композиторов, певцов и как таковое выходит за пределы общего образования. Вторая часть , термин «образование» включает в себя не только образование в узком смысле, но и воспитание, которое в музыкальной школе не является дополнением к процессу обучения, а составляет гармоническое единство с учебным процессом.

  В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель школы общего музыкального образования - сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе; ведь серьезное музыкальное воспитание должны получить и средние дети.

    Д.Б. Кабалевский говорил. Что главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.

    Нельзя забывать , что учитель-педагог-воспитатель несет всю полноту ответственности за духовную жизнь детей. Учитель музыки должен живо ощущать музыкальные пристрастия детей и, опираясь на это, вести их за собой, мгновенно реагировать на все позитивные изменения вкусов в обществе.

  В детской среде за последние года произошли кардинальные изменения, вызванные новыми реалиями общественной жизни. Они видят мир иным. Чем предыдущие поколения. А ведь воспитание личности есть ее поэтапная и непрерывная подготовка к регуляции всех видов отношений, в ходе которых личность осваивает общественную шкалу ценностей, норы, позиции, организацию, способы участия в конфликтах.

  В процессе же обучения  и воспитания должна быть обеспечена социализация личности, то есть: личностное гражданское и профессиональное самоопределение подростков. Это предполагает освоение новых реалий, подготовку к экономически самостоятельной жизни, формирование базового минимума культуры, что означает некоторые внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового существования человека и окружающей его среды, условия их гармонического развития.

  Опираясь на перечисленные современные задачи и направления системы воспитания с позиции единства образовательного пространства, детская музыкальная школа должна быть очагом массового музыкально-эстетического воспитания, поскольку оно является частью модели воспитательной системы образовательных учреждений разного типа. Успехи, достигнутые за последние годы в решении проблем музыкального воспитания, говорят о большой работе и серьезном внимании, которое уделяют педагоги-музыканты гармоническому развитию учащихся. Не ограничиваясь обучением игре на инструменте, педагоги стремятся воплотить идеи комплексного подхода в разностороннем воспитании детей.

  Занимая специфическое место в системе дополнительного образования, ДШМ имеет и специфические особенности образовательного процесса.

  Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе едины для вех предметов. Единство и взаимосвязь обусловлены особенность музыкальных занятий, в которых музыка выступает и как объект познания и как средство воспитания, а также нормами общения мс ней и достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других.

    Система эстетического воспитания детей и молодежи направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения. При все ее разнообразии, система эстетического воспитания сводится к нескольким основным направлениям, актуальным именно в музыкальном образовании:

- расширение музыкального кругозора;

- воспитание мировоззрения и моральных качеств;

- воспитание воли и характера;

-воспитание интереса к творческому труду и умения работать;

- воспитание дисциплины;

- воспитание открытости, приветливости и осанки;

- воспитание уважения к старшим и чувства товарищества;

- воспитание культуры речи.

Повышение эффективности и качества общего музыкального образования ставит перед преподавателями детских музыкальных школ сложные и ответственные задачи. Принципы развивающего обучения и воспитания, все шире проникающие в занятия по специальности и все формы обучения ДМШ, призваны воспитывать грамотных музыкантов-любителей и профессионалов, дать им навыки творческого подхода к музыке и инструменту, ликвидировать или сократить до минимума психологический барьер «боязни» концертных выступлений, развить, возможность практически реализовать творческие способности и потребности самовыражения.

     Таким образом, являясь начальным звеном в музыкальном образовании, ДШМ не ставит своей задачей подготовку каждого учащегося к профессиональной деятельности. Ее значение- музыкально-эстетическое воспитание широкого круга детей и подростков, но кроме того, музыкальная школа должна выявлять наиболее способных учеников и готовить их для поступления в специальные учебные заведения.

 

                                                                         2020г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования в детском саду.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой ребёнком. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности от которого во многом зависит последующ...

Презентация для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»

Танец – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей. Танец является один из видов музык...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел танец и ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский пе...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел танец и ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский пе...

Игра в системе дополнительного образования в детском саду.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Т...

Статья: "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ"

Статья предполагает описание работы системы дополнительного образования с использованием педагогических инноваций в дошкольной образовательной организации.Написана в соавторстве (Труфанова А.Д., Трифо...