Рабочая программа компенсирующей направленности
рабочая программа
Рабочая программа компенсирующей направленности музыкального руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prog_tnr.docx | 85.26 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.Пояснительная записка 3
1.1. Цели и задачи программы. 4
1.2.Принципы и подходы к формированию программы: 4
1.3.Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников в группах коррекционной направленности 5
Приоритетные направления работы.
1.4. Планируемые результаты освоения программы. 8
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1 Описание образовательной деятельности детей в комбинированной группе в "Художественно -эстетической области" Музыка. 9
2.2. Описание вариативных форм, способов методов и средств реализации программы.11
2.3.Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 12
2.4. коррекционная работа 12
2.5. воспитательные задачи 18
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Традиционные праздники и развлечения. 23
3.2. Взаимодействие с родителями и законными представителями. 25
3.3. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды.25
3.4.Описание материально- технического обеспечения Программы. 25
3.5. Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания. 26
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по реализации образовательной области "художественно - эстетическое развитие" музыка (далее Программа) разработана для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на основе:
- "Адаптированной основной образовательной программы МБДОУ д.с. №43 "Теремок"
- Рабочей программы воспитания МБДОУ д.с. № 43 «Теремок»
- Календарного плана воспитательной работы на новый учебный год
В соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28.
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2.
- Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
«Программа» направлена на обеспечение образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, адаптированной для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья .
«Программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
1.1 Цели и задачи программы.
Цель реализации "Программы" это - создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала. Развития личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья, уважение к традиционным ценностям.
Задачи "Программы:
-способствовать общему развитию дошкольников с ТРН, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
- создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми,
взрослыми и миром;
-способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
- приобщить воспитанников к мировой и национальной культуре, посредствам музыкального искусства.
-максимально использовать разнообразные виды деятельности и их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе,
реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии с требованиями СанПина:
Группа | Возраст | Длительность занятия (минут) |
Старшая | 5 до 6 | 25 |
Подготовительная | 6 до 7 | 30 |
Учебно-тематический план программы
Программа рассчитана на 56 часов.
№ | Возрастная группа Вид деятельности | старшая | подготовительная | ИТОГ |
1 | Восприятие | 4,8 | 6, | 12,8 |
2 | Пение | 9,6 | 12,0 | 21,6 |
3 | Музыкально-ритмические движения | 6,0 | 7,2 | 13,2 |
4 | Игра на детских муз. инструментах | 3,6 | 4,8 | 8,4 |
ИТОГО | 24 | 30 | 56 |
Формы педагогического взаимодействия | |||||||
Различные формы деятельности | НОД | Музыка в повседневной жизни | |||||
Консультации для воспитателей | Праздники | Развлечения | Групповая | Подгрупповая | Индивидуальная | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
1.2. Принципы и подходы к формированию "Программы"
Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями
речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые об-
разовательные потребности), индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;
2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
4) возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;
5) специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и
дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции
нарушений их развития.
«Программа» строится на основе принципов дошкольного образования
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений в рамках НОД .
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей
-принцип непрерывности образования. В программе предусмотрено решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
-принцип системности. Основная образовательная программа представляет собой целостную систему : все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
1.3.Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников в группах коррекционной направленности.
Приоритетные направления работы.
МБДОУ детский сад "Теремок" функционирует в режиме 12 часового пребывания детей при 5 дневной рабочей неделе в период с 7 00ч-до 19 00. Данная программа реализуется в течении всего времени пребывания воспитанников в детском саду.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи—это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С.Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики. Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов.
У детей старшего возраста 5 - 6 лет, поступающих в дошкольное учреждение нарушены: коммуникативная функция речи; слуховое внимание, звуковысотный и фонематический слух; слабо развит артикуляционный аппарат, нечеткая дикция; большинство не владеют правильным речевым и певческим дыханием, а также нарушена координация движений и ориентация в пространстве. Голосовой аппарат не сформирован,
голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие.
Поэтому основой задачей музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.
Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения. Воспринимая музыкальное произведение в целом, ребенок постепенно начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты и подбирать с помощью педагога одно-два определения для описания характера и выразительных особенностей произведения, обогащая словарный запас.
Особого внимания в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи требует работа над артикуляционным аппаратом и формированием правильного певческого и речевого дыхания, а также ритмико-мелодической стороны исполнения, использование артикуляционных и дыхательных гимнастик дает положительный результат.
Коммуникативные танцы-игры – это основной источник овладения невербальных коммуникативных навыков и приобщения к ритуалам, способствующим успешной социализации ребенка и позволяющим помочь решать задачи гендерного воспитания. В процессе разучивания дети учатся координировать свои движения и движения с партнером, следить за осанкой, взаимосвязью своих движений с музыкой и передачей движениями характера музыки, соблюдая правила. Все это способствует развитию произвольности и преодолению своего эгоцентризма.
В среднем дошкольном возрасте (к 5 годам) складывается психологический портрет личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в
особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.
Креативность наиболее ярко проявляется в специфических видах детской деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, музицировании, а также в речи.
Социальная компетентность ребенка к концу младшего дошкольного возраста характеризуется возросшим интересом и потребностью в общении, особенно со сверстниками, осознанием своего положения среди них.
Пятилетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменениями в живой и неживой природе, происхождением человека и т.д.), профессиональной деятельностью взрослых. Ребенок владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.
В области овладения родным языком для него характерны многообразные игры со звуками, рифмами, смыслами.
Физическая компетентность связана с возникновением интереса к выполнению необходимых гигиенических процедур, режиму дня, регулированию
двигательной активности, совершенствованию движений.
Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия.
Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которые лежат в основе нравственных поступков.
Произвольность проявляется в том, что ребенок начинает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет
довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, запомнить стихотворение, слова песни, правила игры и т.д.).
Самостоятельность проявляется в элементарном самообслуживании (одевании, раздевании, умывании), выполнении отдельных поручений.
Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки, выбирать ту или иную деятельность, ее средства, партнеров (как детей, так и взрослых).
Приоритетным направлением в работе по музыкальному воспитанию детей с ТНР является восприятия музыки, эмоциональная отзывчивости на произведения.
Воспринимая музыкальное произведение в целом, ребенок постепенно начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты и подбирать с помощью педагога одно-два определения для описания характера и выразительных особенностей произведения, обогащая словарный запас.
У детей старшего возраста 6-7 лет, поступающих в дошкольное учреждение с ТНР нарушены: коммуникативная функция, низкий познавательный интерес и произвольность. Не сформирована координация элементарных движений, ориентация в пространстве на уровне соответствующем этому возрасту. В связи с этим, основная цель, стоящая перед педагогом, помочь освоить ребенку не только программу, соответствующую возрасту, но и овладеть всеми навыками и умениями, которые были не усвоены ранее.
Поэтому основной задачей музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.
Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения, формированию умения воспринимать и сравнивать различные музыкальные произведения.
Двигательные, инструментальные импровизации, ритмодекламации, рисование музыки, изображение характера произведения в цвете, позволяют в легкой игровой форме освоить и закрепить навыки музыкального восприятия.
Дети данной возрастной группы, уже могут чисто интонировать мелодию, и способны освоить ряд певческих навыков. Первоосновой вокального
воспитания является подражательное пение, поэтому ребенку нужно показывать хорошие образцы пения, продолжать учить слушать исполнение
других, сравнивать свое пение с оригиналом и исправлять недостатки.
Особого внимания в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи требует работа над артикуляционным аппаратом и формированием правильного певческого и речевого дыхания, а также ритмико-мелодической стороны исполнения.
Песенное акапельное творчество, представленное в виде игры, позволяет детям данного возраста развивать свои вокальные навыки, мимику, помогают активизировать слуховое внимание и развить умение сравнивать свое, чужое пение с предложенными графическими моделями.
Все игры для детей с тяжелыми нарушениями речи несут коммуникативную направленность и способствуют формированию вербальных и
невербальных навыков. Коммуникативные танцы-игры – это основной источник овладения невербальных коммуникативных навыков и приобщения
к ритуалам, способствующим успешной социализации ребенка и позволяющим помочь решать задачи гендерного воспитания
Все основные разделы области «Музыка» невозможно представить без исполнительства на детских музыкальных инструментах, которое в каждом разделе решает свои коррекционные задачи. Это и обязательное развитие ощущения ребенком метрической пульсации, развитие тембрового, звуковысотного слуха, а также активизация поисковой, экспериментальной деятельности с созданием новых инструментов и поиску способов и приемов игры на них. Создание инструментальных импровизаций позволяет повысить интерес к деятельности, а также побуждает детей к творчеству, развивает связную речь в процессе оценки выступления других.
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку: передача словами, цветом, инструментальной и двигательной импровизацией характера и выразительных
особенностей произведения, умение сравнить характер и выразительные особенности двух произведений.
Формирование координации музыки-слова-движения, навыков невербальной коммуникации с партнером и соблюдения правил игры, передача в инструментальных, двигательных и песенных импровизациях характера, настроения и выразительных особенностей произведения. Проявление желания, активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
К 6 годам существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование) и стойкая мотивация достижения.
Он умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей, способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью
речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию.
Ребенок свободно владеет родным языком (его словарным составом, грамматическим строем, фонетической системой) и имеет элементарные
представления о языковой действительности (звуке, слове, предложении и др.)
Компетентность в плане физического развития выражается в более совершенном владении своим телом, различными видами движений. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Ребенок 6 лет отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Эмпатия в этом возрасте проявляется не только в сочувствии и сопереживании другому человеку, но и в содействии ему.
Креативность. Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения, отличающихся оригинальностью,
вариативностью, гибкостью и подвижностью.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. он может
выбирать по своему желанию, включиться в разговор, продолжить интересное занятие.
Самостоятельность проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, возникающие в повседневной жизни для реализации своего замысла. Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку
Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения, формированию умения
воспринимать и сравнивать различные музыкальные произведения. Развитие познавательного интереса происходит через знакомство с жанрами,
характером музыки, ее выразительными особенностями, основными и сопутствующими художественными средствами, позволяющими ребенку
осознать и воспринять произведение в целом. Двигательные, инструментальные импровизации, ритмодекламации, рисование музыки, изображение
характера произведения в цвете, позволяют в легкой игровой форме освоить и закрепить навыки музыкального восприятия, повысить интерес и
создать условия для его устойчивого характера к музыкальной деятельности.
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей.
Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы и исходя из ФГОС ДО предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности .
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок 5-6 лет:
- Внимательно слушает музыкальное произведение, чувствует его характер; выражает свои чувства словами, рисунком, движением.
-Узнает песню по мелодии.
- Поет протяжно, произносит слова; вместе со взрослым начинает и заканчивает пение.
-Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального
произведения; выполняет танцевальные движения: пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах; движения с предметами (с
куклами, игрушками, ленточками).
- Инсценирует (совместно с воспитателем) песни, хороводы. Играет на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Содержание образовательной области „Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально
воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Ребенок 6-7 лет:
- Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
-Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
- Поет без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносит слова, своевременно начинает и заканчивает песню; поет в
сопровождении музыкального инструмента.
-Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
- Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на
всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
- Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует не подражая другому ребенку.
- Играет мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1.Описание образовательной деятельности детей в области " художественно - эстетическое развитие"
Музыкальная деятельность.
Содержательный раздел программы разработан и сформирован с учетом "Адаптированной основной образовательной программы" Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 43 "Теремок", рабочей программы воспитания МБДОУ д.с. № 43 «Теремок» календарного плана воспитательной работы на новый учебный год.
Содержание образовательной работы по ОО «Художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность ориентировано на
разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по
формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных
областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальное развития детей с ТНР 5-6лет
Заложить основы гармоничного развития: способствовать развитию музыкально-сенсорных и творческих способностей. Воспитывать у детей желание заниматься различной музыкальной деятельностью. Развивать активное отношение к музыке на основе различных видов музыкальной деятельности, обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Формировать начала музыкальной культуры.
Слушание (восприятие) музыки
-Знакомить с многообразием музыкальных форм и жанров.
-Совершенствовать навыки культурного слушания музыки, умение дослушивать произведение до конца, узнавать и запоминать его, рассказывать с помощью педагога, о чем это произведение.
-Совершенствовать умение различать громкую и тихую музыку, звучание детских музыкальных инструментов. Помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них тембровый и динамический слух, чувство ритма.
Пение
-Учить детей получать радость от занятия пением.
-Развивать умение петь выразительно, без напряжения в голосе, протяжно, согласованно, чисто интонируя мелодию, в едином темпе, четко произнося слова.
-Практиковать коллективное и индивидуальное пение, с аккомпанементом и без него.
-Учить детей самостоятельно отвечать на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?», «Кто как поет?» (кошка, петушок, корова, щенок).
Музыкально-ритмические движения
-Формировать умение передавать характер музыки в движениях, отражать в движении развитие музыкального образа.
-Учить детей двигаться ритмично, в умеренном и быстром темпе, менять движения в соответствии с двухчастной и трехчастной формой музыкального произведения.
-Учить освоению танцевальных движений: прямой галоп, поскоки, пружинка, притопы; выставление ноги на носок, на пятку; кружение по одному, в парах.
-Учить хлопать в ладоши, перестраиваться из круга врассыпную и обратно; двигаться в и хороводах и парами по кругу
в танцах; выполнять различные плавные движения руками.
-Учить выполнять действия с предметами (флажками, шарами, ложками, кубиками, ленточками, султанчиками,
платочками, погремушками, куклами) в соответствии с музыкальным сопровождением.
-Учить детей инсценировать песни, выполнять образные движения в музыкальных играх и спектаклях.
Игра на детских музыкальных инструментах
-Обучать детей правильным приемам игры на детских музыкальных инструментах
(ложках, погремушках, треугольнике, колокольчиках, барабане, бубне, металлофоне).
Музыкальное развитие детей с ТНР детей 6-7 лет
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней. Формировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов. Продолжать развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.
Слушание (восприятие) музыки
-Учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии.
-Учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян).
-Развивать умение слушать и оценивать качество пения и игру на музыкальных инструментах других детей.
Пение
-Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера.
-Совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы;
-Точно интонировать мелодию, ритмический рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными фразами, четко произносить слова,
петь умеренно громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него.
- Продолжать формирование навыков сольного пения.
Музыкально-ритмические движения
-Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой, темпом.
-Учить менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.
-Развивать умение слышать сильную долю такта, ритмический рисунок.
- Формировать навыки выполнения танцевальных движений под музыку (кружение,«ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг).
- Учить плавно поднимать руки вперед и в стороны и опускать их, двигаться в парах, отходить вперед от своего
партнера.
-Учить пляскам, в которых используются эти элементы.
-Прививать умение самостоятельно исполнять танцы и пляски, запоминая последовательность танцевальных движений.
-Учить отражать в движении и игровых ситуациях образы животных и птиц, выразительно, ритмично выполнять движения с предметами, согласовывая их с характером музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах
-Отрабатывать навыки игры в ансамбле.
-Совершенствовать приемы игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность.
-Учить точно передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру.
-Совершенствовать навык самостоятельного инструментального музи
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Содержание образовательных процессов осуществляется с учетом основных видов деятельности. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Вариативность форм образовательной деятельности.
Виды деятельности | Возможные формы работы. |
Игровая | Сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры. |
Коммуникативная | Беседы, ситуативный разговор, отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами, коммуникативные танцы. |
Продуктивная | Мастерская по изготовлению муз.инструментов, реализация проектов, изготовление атрибутов |
Музыкально-художественная. | Импровизация, муз. дидактические игры, слушание, подвижные игры с сопровождением, имитационные движения, разучивание. |
Двигательная. | Подвижные игры с правилами, игровые упражнения, танцевальные движения. |
Восприятие худ. литературы. | Чтение, разучивание, театрализация, обсуждение, постановка проблемной ситуации. |
2.3. Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Организация образовательного процесса в ДОУ строится с учетом национально-культурных, демографических, климатических особенностей. В процессе организации различных видов детской деятельности дети получают информацию о климатических особенностях региона, об особенностях растительного и животного мира, знакомятся с традициями и обычаями своего народа, историей родного края.
Группы общеразвивающей и компенсирующей направленности сформированы по возрастному принципу. Особенности реализации образовательного процесса находят свое отражение в выборе модели соотношения основной и вариативной части образовательной программы.
В группах общеразвивающей направленности используется обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражающая деятельность образовательного учреждения с приоритетным осуществлением деятельности для детей старшего дошкольного возраста, направленной на обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих ООП.
В группах компенсирующей направленности используется модель, включающая обязательную часть для детей с ТНР. Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, ориентирована на обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.
В части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в группах общеразвивающей и комбинированной направленности введено содержание с учетом региональных особенностей. Дети получают информацию об особенностях природы, истории и культуры родного края.
2.4. Коррекционная работа
Роль музыкального руководителя и учителя-логопеда имеет особое значение. На музыкальных занятиях развивается у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формируется правильное фразовое дыхание; развивается сила и тембр голоса и т.д.
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программы и всего комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Заложить основы гармоничного развития: способствовать развитию музыкально-сенсорных и творческих способностей
Воспитывать у детей желание заниматься различной музыкальной деятельностью.
Развивать активное отношение к музыке на основе различных видов музыкальной деятельности, обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт.
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Формировать начала музыкальной культуры.
Слушание. Знакомить с многообразием музыкальных форм и жанров. Совершенствовать навыки культурного слушания музыки, умение дослушивать произведение до конца, узнавать и запоминать его, рассказывать с помощью педагога, о чем это произведение. Совершенствовать умение различать громкую и тихую музыку, звучание детских музыкальных инструментов. Помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них тембровый и динамический слух, чувство ритма.
Пение. Учить детей получать радость от занятия пением. Развивать умение петь выразительно, без напряжения в голосе, протяжно, согласованно, чисто интонируя мелодию, в едином темпе, четко произнося слова. Практиковать коллективное и индивидуальное пение, с аккомпанементом и без него.
Песенное творчество. Учить детей самостоятельно отвечать на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?», «Кто как поет?» (кошка, петушок, корова, щенок).
Музыкально-ритмические движения. Формировать умение передавать характер музыки в движениях, отражать в движении развитие музыкального образа. Учить детей двигаться ритмично, в умеренном и быстром темпе, менять движения в соответствии с двухчастной и трехчастной формой музыкального произведения. Учить освоению танцевальных движений: прямой галоп, поскоки, «пружинка», притопы; выставление
ноги на носок, на пятку; кружение по одному, и парах. Учить хлопать в ладоши, перестраиваться из круга врассыпную и обратно; двигаться в хороводах и парами по кругу в танцах; выполнять различные плавные движения руками. Учить выполнять действия с предметами (флажками, шарами, ложками, кубиками, ленточками, султанчиками, платочками, погремушками, куклами) в соответствии с музыкальным сопровождением. Учить детей инсценировать песни, выполнять образные движения в музыкальных играх и спектаклях.
Игра на детских музыкальных инструментах. Обучать детей правильным приемам игры на детских музыкальных инструментах (ложках, погремушках, треугольнике, колокольчиках, барабане, бубне, металлофоне).
Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР
Замятия с детьми
Учебный год в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май, июнь.
Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики, сбора анамнеза, индивидуальных занятий с детьми, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления и обсуждения плана работы на первый период работы. В конце сентября специалисты, работающие в логопедической группе, на медико-психолого-педагогическом совещании обсуждают результаты обследования детей и проведенной диагностики и утверждают план работы группы на первый период работы.
С первого октября начинаются занятия с детьми во всех возрастных логопедических группах в соответствии с утвержденным планом работы.
Основным принципом построения занятий является тесная связь слова, движения и музыки. Нами разработаны комплексные логоритмические занятия с детьми с ОНР. Они составлены с опорой на лексические темы. Структура занятий отвечает основным требованиям проведения игр-занятий с детьми раннего возраста с ОНР:
— последовательность;
— повторяемость;
— доступность;
— эмоциональность;
— создание единых игровых ситуаций.
Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, непосредствен-ность его восприятия облегчают поставленную задачу. Музыкальный ритм использовался как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.
Содержание музыки (темп, ритм, высотное восприятие) используются нами для упорядочения характера и темпа движения ребенка. Ребенок самостоятельно выбирает нужное движение, характерное для данной музыки.
Музыкально-двигательные игры помогают ребенку корригировать общую моторику. Это благотворно влияет на появление экспрессивной речи.
Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических занятий необходимо следующее:
— тесный контакт специалистов и музыкального руководителя;
— знание особенностей развития детей с ОНР;
— знание психо-моторного и речевого уровня развития каждого ребенка;
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его психомоторного развития и речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными.
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.
3. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.
4. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10.
5. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
6. Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
7. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
8. Игра на музыкальных инструментах. Музыцирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
9. Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Пальчиковые игры проводятся с пением и с проговариванием текста. Учитывая нашу категорию детей эти упражнения проводятся либо по подражанию, либо совместно с ребёнком
Музыкальное развитие
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней.
Формировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов.
Продолжать развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.
СЛУШАНИЕ
Учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии.
Учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян).
Развивать умение слушать и оценивать качество пения и игру на музыкальных инструментах других детей.
ПЕНИЕ
Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. Совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; точно интонировать мелодию, ритмический рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными фразами, четко произносить слова, петь умеренно громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него. Продолжать формирование навыков сольного пения.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой, темпом. Учить менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Развивать умение слышать сильную долю такта, ритмический рисунок. Формировать навыки выполнения танцевальных движений под музыку (кружение, «ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг). Учить плавно поднимать руки вперед и в стороны и опускать их, двигаться в парах, отходить вперед от своего партнера. Учить пляскам, в которых используются эти элементы.
Прививать умение самостоятельно исполнять танцы и пляски, запоминая последовательность танцевальных движений.
Учить отражать в движении и игровых ситуациях образы животных и птиц, выразительно, ритмично выполнять движения с предметами, согласовывая их с характером музыки.
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Отрабатывать навыки игры в ансамбле. Совершенствовать приемы игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность. Учить точно передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру. Совершенствовать навык самостоятельного инструментального музицирования.
2.5. Воспитательные задачи.
Реализация рабочей программы воспитания МБДОУ в старшей группе
В центре Программы воспитания находится личностное развитие воспитанников МБДОУ и их приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Цель и задачи Рабочей программы воспитания
Цель воспитания - формирование общей культуры личности, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, ценностей здорового образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Цель рабочей программы воспитания – усилить воспитательный компонент образовательной деятельности детского сада. Воспитательная работа с детьми - неотъемлемая часть образовательного процесса. Педагоги должны решать воспитательные задачи в интеграции с обучающими и развивающими задачами, а также в течение учебного года осуществлять педагогическую диагностику посредством наблюдения за поведением детей.
Задачи реализации Программы воспитания:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, осознание себя гражданином России – продолжателем традиций предков;
- воспитание экологической культуры и потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры, приобщение к культурному наследию Донского края.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. – 1 год,
1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитанияи реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.
Принципы программы:
Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей̆ ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие.
Принцип субъектности. Развитие и воспитание личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности; воспитание самоуважения, привычки к заботе о себе, формирование адекватной самооценки и самосознания.
Принцип интеграции. Комплексный и системный подходы к содержанию
и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.
Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
Принцип учета возрастных особенностей. Содержание и методы воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.
Принципы индивидуального и дифференцированного подходов. Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т.п.
Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности
и безопасного поведения.
Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.
Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Цель рабочей программы воспитания – усилить воспитательный компонент образовательной деятельности детского сада. Воспитательная работа с детьми - неотъемлемая часть образовательного процесса. Воспитательные задачи необходимо решать в интеграции с обучающими и развивающими задачами.
Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.
Направления воспитательной работы:
Формирование личности ребенка, его социализация, нравственное воспитание, развитие общения.
Формирование любви к своему краю, к Родине.
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу.
Формирование позитивных установок к труду и творчеству.
Формирование основ экологического сознания.
Формирование основ безопасности и здорового образа жизни.
Программа воспитания в старшей группе реализуется в ходе освоения детьми всех образовательных областей
Организация предметно-пространственной развивающей среды
Музыкальный центр в групповом помещении
1. Музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино, лесенка).
2. Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, румба, трещотка, треугольник, валдайские колокольчики).
3. «Поющие» игрушки.
4. Звучащие предметы-заместители.
5. Ложки, палочки, молоточки, кубики.
6. Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей, «голосов природы».
7. Музыкально-дидактические игры («Спой песенку по картинке», «Отгадай, на чем играю», «Ритмические полоски»).
8. Портреты композиторов (П. Чайковский, Д. Шостакович, М. Глинка, Д. Кабалевский и др.).
Музыкальное развитие
Формировать у детей музыкальный вкус, знакомя их с классической, народной и современной музыкой. Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную восприимчивость, музыкальный слух. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, звуковысотный, тембровый и динамический слух, чувство ритма. Формировать певческий голос и выразительность движений. Развивать умение музицировать на детских музыкальных инструментах. Продолжать формировать творческую активность, самостоятельность и стремление применять в жизни знакомый музыкальный репертуар.
СЛУШАНИЕ
Формировать умение вслушиваться, осмысливать музыку и собственные чувства и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ. Продолжать учить различать и правильно называть песню, танец, марш; определять части произведения. Знакомить детей с вокальной, инструментальной, оркестровой музыкой. Прививать любовь к слушанию произведений русских, советских и зарубежных композиторов-классиков (М. Глинка, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, В. Моцарт, Р. Шуман, Л. Бетховен, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Д. Кабалевский).
ПЕНИЕ
Совершенствовать сформированные ранее певческие навыки (навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования, сольного и ансамблевого пения). Добиваться выразительного исполнения песен различного характера в диапазоне от «до» первой октавы до «ре» второй октавы. Развивать умение самостоятельно начинать и заканчивать песню. Учить самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный и самостоятельно придуманный текст.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ Учить самостоятельно придумывать и находить интересные танцевальные движения на предложенную музыку, импровизировать под музыку различного характера, передавать в движении образы животных.
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Воспитывать потребность в музицировании и чувство радости и удовлетворения от исполнения на слух знакомой мелодии.
Продолжать развивать умение играть в ансамбле, небольшие попевки, русские народные песни, произведения композиторов-классиков.
3. Организационный раздел.
3.1Традиционные праздники и развлечения.
Проведение праздников и развлечений в ДОУ формирует у воспитанников положительные эмоций.
Задачи:
Формирование мотивации к музыкальной деятельности через пение, движение, игру, творчество и музицирование.
Формирование у детей мотивации к творчеству через театрализацию.
Формирование мотивации к музыкальной деятельности через знакомство с художественно-выразительными особенностями народных инструментов.
Знакомство детей с особенностями русских традиций и народных праздничных гуляний.
Знакомство детей с традициями игры на народных инструментах.
Обогащение словарного запаса ребёнка
Задачи музыкального развития воспитанников пятого года жизни с ТНР:
-Вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально – эстетические потребности, начало вкуса. Побуждать к оценке музыки (эмоциональной, словесной).
- Учить внимательно, слушать музыкальное произведение, чувствуя его характер.
-Петь протяжно, подвижно, чётко произносить слова. Чисто интонировать мелодию песни, вместе начинать и заканчивать пение.
-Выполнять движения отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двух частной формой музыкального произведения.
-Выполнять танцевальные движения: пружинку, поскоки, движения парами по кругу, кружиться по одному и парах, притопы и пере топы, выставление каблучка, носочка.
-Воспитывать интерес к музицированию.
-Уметь играть на металлофоне на одном или двух звуках, играть в шумовом оркестре на различных инструментах (деревянные ложки, бубны, треугольники, трещотки, коробочки и т.д.).
-Развивать творческую активность детей, уметь инсценировать совместно с воспитателем песни, игровые образы.
Ожидаемый результат усвоения программы:
К концу года дети должны уметь:
Музыкально-ритмические движения: уметь выполнять знакомые движения под незнакомую музыку, тем самым проявляя творчество.
Развитие чувства ритма, музицирование: уметь пропеть простейший ритмический рисунок .
Слушание: уметь различать двухчастную форму, уметь определять простыми словами характер произведения.
Распевание, пение: узнавать песню по вступлению, по мелодии, сыгранной или спетой без слов, уметь начинать и заканчивать пение с музыкой, аккомпанировать себе на музыкальных инструментах.
Пляски, игры, хороводы: дети должны хорошо усвоить простейшие танцевальные движения и уметь самостоятельно их выполнять в творческих плясках, уметь выразить в движении образы героев игр и хороводов. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки.
Задачи музыкального развития детей шестого года жизни с ТНР.
-Расширять знания детей о музыке. Накапливать опыт восприятия произведений мировой культуры разных эпох и стилей, народной музыке. Вызывать сопереживания музыке, проявления эмоциональной отзывчивости.
- Различать жанры музыки: марш, песня, танец. Различать части музыкального произведения: вступление, проигрыш, заключение, припев, запев.
-Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.
-Петь выразительно без напряжения плавно, лёгким звуком в диапазоне ре 1 октавы – ля(до) 2 октавы, брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, точно вступать и заканчивать песню.
-Уметь ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух, трёх частной формой музыки и музыкальными фразами.
-Выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении, боковой галоп, переменный шаг, приставной шаг.
-Развивать интерес к игре на музыкальных инструментах. Играть в оркестре на различных инструментах. Закрепить навык игры на металлофоне (сольное, ансамблевое исполнение).
-Развивать творческое воображение при игре на музыкальных инструментах.
-Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов.
-Действовать самостоятельно, не подражая, друг другу, развивать творческую активность детей.
Ожидаемый результат усвоения программы:
К концу года дети должны уметь:
Музыкально- ритмические движения:
-Уметь различать двух частную неконтрастную музыку
-Самостоятельно менять движения по частям и музыкальным фразам
-Уметь энергично ходить, легко бегать, ритмично прыгать, выполнять различные махи руками и выбрасывание ног, кружиться под руку, выполнять «ковырялочку», притопы.
-Уметь использовать знакомые движения в творческих плясках, оценивать качество выполняемых движений.
Развитие чувства ритма, музицирование:
-Дети должны узнавать песню, выложенную графически
-Самостоятельно выложить и сыграть ритмический рисунок, изобразить ритмически свое имя.
-Исполнять простейшие импровизации на музыкальных инструментах.
Слушание музыки:
-Усвоить понятие «жанровая музыка» и определять на слух танец, марш, песню.
-Различать трехчастную контрастную и неконтрастную музыку.
-Уметь охарактеризовать музыкальное произведение по динамике, тембровой окраске, ритму, темпу.
-Уметь отображать свои впечатления в рисунке.
Пение:
-Узнавать знакомые песни по вступлению, по мелодии. Петь, соблюдая ритмический рисунок песни.
-Петь эмоционально, выразительно, передавая характер песни. Петь с динамическими оттенками
-Петь согласованно, всем вместе, подгруппами, по цепочке, соло, дуэтом. Правильно брать дыхание.
-Уметь слушать вступление и начинать петь сразу после его окончания.
3.2. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
Взаимодействие с семьями детей строятся на основе сотрудничества и направлено на осуществление полноценного развития ребенк. Родители являются участниками всех проектов, независимо от того какая деятельность в них доминирует.
Основными формами взаимодействия с родителями воспитанников по реализации образовательных областей являются:
-Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
-Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
-Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей.
-Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка.
-Участие родителей и детей в театрализованной деятельности: совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
-Проведение музыкальных праздников, досугов с привлечением родителей.
-Организация совместных посидел
3.3. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предметно - пространственная среда музыкального зала обеспечивает возможность общения детей и взрослых во время совместной деятельности, не препятствует двигательной активности, как всей группы, так и малых групп.
Оснащена средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Развивающая предметно-пространственная среда трансформируется в зависимости от времени и года и предстоящих событий, полифункциональна , доступна и безопасна. Соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
3.4.Описание материально- технического обеспечения Программы.
Музыкальный центр
Персональный компьютер.
Колонки
Проектор
Набор CD – дисков
Музыкальные инструменты (фортепиано, детские ударные, шумовые инструменты)
Декорации
Наглядные пособия
Костюмерная
Разноцветные шарфы - 5 штук.
Разноцветны платочки – 20 штук.
Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка.
Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, пет
3.5. Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания.
Вид музыкальной деятельности | Учебно-методический комплекс. |
1. Восприятие: | 1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999. 2. О.П. Радынова. Конспекты занятий и развлечений в 12 частях (2-х томах). – М., 2000. 3. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект из 7 аудиокассет. 4. Портреты русских и зарубежных композиторов 5. Наглядно - иллюстративный материал: - сюжетные картины; - пейзажи (времена года); - комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаика-синтез»). |
2. Пение: музыкально-слуховые представления (наглядность) | «Птица и птенчики»; «Мишка и мышка»; «Чудесный мешочек»; «Курица и цыплята»; «Петушок большой и маленький»; «Угадай-ка»; «Кто как идет?» «Музыкальное лото «До, ре, ми»; «Лестница»; «Угадай колокольчик»; «Три поросенка»; «На чем играю?»; «Громкая и тихая музыка»; «Узнай какой инструмент» |
- ладовое чувство | «Колпачки»; «Солнышко и тучка»; «Грустно-весело» |
- чувство ритма | «Прогулка»; «Что делают дети»; «Зайцы» «Ритмическое эхо»; «Наше путешествие ; «Определи по ритму» |
3. Музыкально-ритмические движения | 1. Усова О.В. Методическое пособие «Театр танца» (приложение к программе О.В. Усовой .«Развитие личности ребенка средствами хореографии»), 2000. 2. Усова О.В. «Театр танца» комплект из 6 дисков. |
Перечень парциальных программ и технологий | 1. «Камертон» программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. 2. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999. 3. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: / Музыка и музыкальная деятельность / В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – («Росинка»). 4. Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 1999. 5. Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., 1999. 6. Петрова В.А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). – М.: «Виоланта», 1998. 7. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.) 8. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001. театрального искусства. – М.: МИПКРО, 1995. 9. Тарасова К.В. , Нестеренко Т.В. , Рубан Т.Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. – М.: Центр «Гармония», 1993. 10. Трубникова М.А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.
|
Перечень пособий | 1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет.сада). 2. Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. пособие. (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты. 3. Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. 4. Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003. 5. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. (Воспитание и доп. образование детей) 6. Т.Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. Учеб.-метод. Пособие. (Воспитание и дополнительное образование детей). (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2001. – ч 1. – 112с.: ноты. Методическое обеспечение программы В.А. Петровой «Малыш»: В .А . Петрова МУЗЫКа -МАЛЫШАМ. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. В .А . Петрова «Мы танцуем и поем ». – М.: «Карапуз», 1998. Пособия для педагогов Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»: О .П . Р а д ы н о в а «Музыкальное развитие детей » в 2 частях. – М.: «Владос», 1997. «Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997. Методическое обеспечение программы К.В. Тарасовой «Синтез»: «Хрестоматия музыкального репертуара». Пятый год жизни. – М.: Центр «Гармония», 1993. «Хрестоматия музкального репертуара ».6 год жизни. – М.: «Виоланта», 1998. Пособия для педагогов Тютюнникова Т.Э., «Элементарное музицирование с дошкольниками». Методическое обеспечение технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»: А л е к с е е в а Л .Н . , Т ю т ю н н и к о в а Т .Э . «Музыка ». Учебно -наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 1998. Методическое обеспечение технологии Е.Железновой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа компенсирующей направленности для детей 6-7лет
Рабочая учебная программа создана на основе программы Г.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», второй год обучен...
программа от 5-6 лет, программа компенсирующей направленности от 6-8 лет, паспорт группы
программа от 5-6 лет , от 6-8 лет группы компенсирующей направленности, паспорт группы...
Рабочая образовательная программа компенсирующей направленности для детей ТНР старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа,6-7лет) учителя-логопеда Рытовой И.В
Рабочая образовательная программа компенсирующей направленности (РОП КН) для детей с ТНР старшего дошкольного возраста(подготовительная к школе группа ,от 6до7лет) Муниципального каз...
Рабочая программа компенсирующей направленности детей 7- го года жизни
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целе...
Рабочая программа компенсирующей направленности детей 6 - го года жизни 2022 - 2023 год
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целе...
Рабочая программа компенсирующей направленности старшей группы "РАДУГА" 5-6 лет на 2024-2025 уч.год
Рабочая программа компенсирующей напрвленности старшей группы "Радуга" 5-6 лет на 2024 -2025 уч.год...
Рабочая программа компенсирующей направленности старшей группы "РАДУГА" 5-6 лет на 2024-2025 уч.год
Рабочая программа компенсирующей напрвленности старшей группы "Радуга" 5-6 лет на 2024 -2025 уч.год...