Статья "Привязанность ребенка со значимым взрослым - уровни и способы развития"
статья
Статья об уровнях привязанности - взгляд со стороны теории Г. Ньюфелда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnova_krepkih_otnosheniy_s_rebenkom.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Основа крепких отношений с ребенком - привязанность. А что это такое?
Слово «привязанность» часто носит негативную окраску. Говорят: ребёнок слишком сильно привязан к маме, не даёт сделать и шагу, сложно адаптируется к детскому саду и плохо социализируется.
Но давайте взглянем на этот термин с другой стороны. И рассмотрим, что же нам дарит привязанность.
Под привязанностью будем понимать глубокую и сильную связь со значимым взрослым.
Привязанность даёт нам: ощущение важности, собственной значимости, спокойствие. Знание, что нас принимают любыми - плохими и хорошими. Чувство, что мы интересны - нас хотят слышать и слушать. Привязанность - как нить, которая связывает нас с другим человеком. И сопровождается она такими чувствами как любовь, вера, забота, чуткость, внимательность.
Для ребёнка, для его своевременного эмоционального и физического развития привязанность к значимому взрослому необходима. Чувство надёжной опоры даёт ребенку энергию дерзновения, которая толкает его исследовать мир, играть, проводить эксперименты. Ребёнок не боится учиться и рисковать, не боится сделать ошибку.
Впервые заговорил о привязанности Д. Боулби. Он выделял 4 стиля привязанности. Далее с этой темой работали и другие психиатры и психологи. В том числе Р. Шэффер и П. Эмерсон- которые в своих исследованиях разделили привязанность на фазы. Канадский психолог Г. Ньюфелд расширил понимание привязанности и сравнивает её с растением и его корнями. С ростом ребёнка растёт и уровень (сила) его привязанности. И каждый уровень можно характеризовать новыми качествами отношений. Эту модель и рассмотрим подробнее, как наиболее описанную и популярную на данный момент.
1 этап. Первый год жизни. Ощущения.
Физический контакт. Ребёнок желает быть рядом.
Как напитать? Ребенку важно слышать нас, чувствовать запах, быть в объятиях.
2 этап. Появляется на втором году жизни. Похожесть.
Как напитать? Ребёнку важно быть похожим, он ищет одинаковые черты со своими значимыми взрослыми. Глазки как у мамы, нос как у папы. Отмечаем одинаковое в нас. Позволяем нас копировать- вытирать пыль как мама, чистить машину как папа и т.д. У нас с ребёнком одинаковые взгляды и интересы.
3 этап. Появляется в 2-3 года. Принадлежность и преданность.
Желание обладать значимыми людьми и вещами.
Как напитать? Разрешаем обладать нами- «я твоя мама (папа, бабушка)». «Ты МОЙ малыш».
4 этап. Появляется в 3-4 года. Значимость.
Как напитать? Говорим, как нам важен нам ребенок. К примеру: « Как мне повезло, что у меня такой чудесный малыш, ты для меня самый лучший!». «Никакого другого ребёнка я бы не смогла так полюбить!». «Ты для меня так важен!». Транслируем ребёнку: «Если это важно для тебя, то и для меня тоже». Если в семье несколько детей- разделяем внимание. Выделяем время только для одного ребёнка (планируем игры, поход в магазин или прогулку вдвоём). Можно приготовить что-то для ребёнка и отметить, что сделали это специально для него, так как знаете, что он это любит.
5 этап. Появляется в 4-5 лет. Любовь.
Признаемся ребенку в любви. Дарим наши вещи- к примеру медальон-сердечко. Сопровождаем историей о том, что это наше сердце, будет всегда рядом с малышом, в нем наша любовь. Дарим наши фотографии. Приносим с работы блокнот- сопровождаем словами- думала о тебе, скучала, дарю тебе мой блокнот, чтобы ты в нём рисовал. Люблю просто так, просто за то, что ты есть.
6 этап. Появляется в 5-6 лет. Быть познанным. Душевный контакт.
Что это значит? Ребёнок понимает, что он- отдельная от нас личность. И его мысли - нам не открыты, он сам принимает решение- показать их нам или нет. У ребёнка есть порыв быть открытым и мы принимаем его со всеми недостатками. И открываемся сами. У нас нет тайн - появляются секреты, которые мы шепчем друг другу на ушко. И которые, уже ни в коем случае нельзя рассказывать другим взрослым/детям. Особенно высмеивая при этом ребёнка. Ведь часто секреты и тайны детей нам кажутся несущественными.
Пока не пройдены первые этапы, мы не можем перейти к следующему! И, к сожалению, даже не все взрослые владеют возможностью привязываться глубоко, проходя все уровни. При идеальных условиях роста и развития ребёнок приходит к шестому уровню (этапу) привязанности к семи годам.
И теперь коротко о том, что даёт нам крепкая привязанность.
Ребёнок, зная, что его принимают - открывается. Он наполняется эмоцией дерзновения - и вот малыш готов исследовать мир, экспериментировать, находить друзей. Ребёнок не боится показывать свои эмоции - делится с нами радостями. И грустью. Уменьшается количество вспышек агрессии, истерик - ведь ребёнок может прожить с нами свои неудачи, выразить их словами и слезами. А у дошкольников неудач огромное количество - сломанное печенье, не та футболка, друг не поделился игрушкой, не получается башня до потолка и тд.
Итог. Для полноценного развития: эмоционального, физического и умственного - ребенку необходима крепкая опора, в виде значимого взрослого. Взрослого, который его принимает и любит, транслируя эту любовь ребёнку.
Подумайте, на каком уровне привязанности вы с ребёнком. И как вы могли бы ее укрепить.
Любите своих детей!❤
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности
Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...
Консультация для родителей - Значимость взрослого, важность родительского авторитета
Важным условием воспитания является родительский авторитет — влияние отца и матери на детей. Он основан на знаниях, нравственных достоинствах. Воспитывает уважение к родителям и взрослым людям вообще....
РАБОТА С СЕМЬЕЙ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ УКРЕПЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДИАДЕ РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА-ЗНАЧИМЫЙ ВЗРОСЛЫЙ В РАМКАХ ПОДХОДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Эссе для фестиваля о работе в ЦИПРе (нане ГКП "Вместе с мамой") как возможность укрепления взаимоотношений ребенка в семье, как одной из важнеший задач этой формы групп кратковременного пребывания....
Значимость реализации образовательной области «Физическое развитие» для развития личности ребенка дошкольного возраста
Выступление на педагогическом совете...
Сегодня дошкольник - завтра успешный взрослый. Способы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизн...
Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...
Педагогическое взаимодействие с детьми раннего возраста в зависимости от типа привязанности к значимому взрослому
Данный материал позволяет педагогам расширить свои представления о типах привязанности, провести самоэкспертизу осуществляемого педагогическ...