№ п/п | Пальчиковые игры без предметов |
1. |
Игра «Пальчики знакомятся» Цель. Развивать ловкость пальцев рук. В этой игре дети знакомятся с названиями пальцев. Педагог говорит: «Давайте познакомимся с удивительным народцем – пальчиками. Пальчики есть у всех: у вас, у меня. У всех пальчиков есть свои имена. Давайте с ними знакомиться.
Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей. Первый палец - боковой – Называется большой. Палец второй – указчик старательный, Не зря называют его указательным. Третий твой палец – как раз посредине, Поэтому средний дано ему имя. Палец четвертый зовут безымянный, Неповоротливый он и упрямый. Совсем как в семье, Братец младший – любимец. По счету он пятый Зовется мизинец. | Выполнять движение пальцами согласно тексту. |
«Пальчики были очень вежливым народцем. Как завидят кого, обязательно поздороваются и раскланяются. Вот так здоровался Большой палец, так здоровался Указательный палец» и т.д. (Педагог сгибает каждый палец в отдельности.) Дети повторяют за педагогом. Примечание. Во всех вариантах упражнения сначала работает правая рука, затем – левая, а потом – обе руки.
|
2. |
Игра «Дружные пальчики» Цель: закрепить названия пальцев, развивать их ловкость.
Этот пальчик маленький, Мизинчик удаленький. Безымянный – кольцо носит, Никогда его не бросит. Ну а этот – средний, длинный, Он как раз посередине. Этот указательный, Пальчик замечательный. Большой палец, хоть не длинный, Среди братьев самый сильный. Пальчики не ссорятся Вместе дело спорится.
| Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху. |
|
|
|
3. |
Игра «Скакалка» Цель. Тренировать большие пальцы рук. Игровое упражнение выполняется в положении сидя на стульчиках или стоя. Исходная позиция: руки опущены вниз, ладони сжаты в кулачки, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения (с напряжением). Дети крутят «скакалочку» сначала в одну сторону, потом в другую. Педагог сопровождает игру четверостишием: Как у нашей Аллочки Новая скакалочка. Вертит быстро Аллочка Ручки у скакалочки.
|
4. |
Упражнение «Циркуль» Цель. Развивать амплитуду движения кисти руки. Упражнение выполняется сидя за столом. Дети ставят большой палец на гладкую поверхность стола – это основа циркуля. Остальные пальцы попеременно выполняют функцию карандаша, двигающегося то влево, то вправо по окружности.
|
5. |
Упражнение «Брызги» Цель. Упражнять кисти рук в быстрой смене тонуса (кулачок – напряжение мускулатуры, стряхивание – расслабление мышц). Исходная позиция: руки сжаты в кулачки; указательные, средние, безымянные пальцы и мизинцы обеих рук прижаты к ладоням большими пальцами. При выполнении упражнения дети с силой выпрямляют пальцы, как бы стряхивая капли воды с мокрых пальцев, и снова сжимают в кулачки. Упражнение выполняется энергично. Можно использовать стихи, которые выразительно читает педагог.
Ах, как жарко во дворе! Скучно нашей детворе. Без воды и без купанья – Это просто наказанье. Мы не будем унывать, Будем мы с водой играть. | Брызги вправо, Брызги влево. Мокрым стало наше тело. Даже песика Трезора Вымочили брызги скоро. И веселый наш Трезор Убежал в соседний двор. |
|
6. |
Упражнение «Складной ножичек» Цель. Развивать подвижность суставов указательного пальца ведущей руки. Ребенок ставит указательный палец на край стола (как бы перпендикулярно плоскости стола). Первая фаланга осторожно сгибается и ложится на стол. Вторая фаланга при этом находится перпендикулярно первой, а третья фаланга ложится на первую. Упражнение можно выполнять под счет раз-два.
|
7. |
Упражнение «Мальчик-осьминог» Цель. Развивать содружество движения пальцев рук. Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом к себе. Движения пальцев имитируют игру на пианино (последовательное прикосновение пальцев к поверхности) с одновременным продвижением вперед-назад. Упражнение сопровождается чтением стихотворения: Это – мальчик-осьминог, У него так много ног. Успевает он везде: И в учебе, и в труде, Потому что осьминожка – Это просто многоножка.
|
8. |
Упражнение «Урожай» Цель. Упражнять в умении чередовать напряжение с расслаблением. Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням. Расслабленные пальцы (большие и указательные) образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются, образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови. При выполнении упражнения необходимо чередовать напряжение с расслаблением (репка – свекла – морковка – свекла – репка и т.п.). Выполнение упражнения можно сопровождать следующими стихами: Вырастала репка Желтая и крепкая. Перед домом свекла Смотрит прямо в окна. | И моркови урожай, Сладкой, сочной, собирай.
|
Для многократного выполнения упражнения можно использовать стишок, позволяющий педагогу контролировать количество выполненных упражнений (попеременное чтение левого и правого столбиков). Эй, ребята, не зевай! Собираем урожай! | С этой грядки – репку, С этой грядки – свеклу, Здесь возьмем морковку. Положили? И опять Начинаем собирать.
| Здесь возьмем морковку, За морковкой – свеклу, А теперь – и репку, Что сидят так крепко. Положили? И опять начинаем собирать… |
Повторив упражнение необходимое количество раз, педагог заканчивает его следующими словами: Хоть и пальчики устали, Урожай мы весь собрали.
|
Пальчиковые игры с использованием атрибутики |
9. |
Игра «Физкультурник» Цель. Развивать ловкость и дифференцированность движений рук. На основания среднего и безымянного пальцев (3-я фаланга) надевают головку (фигурку) человечка на резинке. Средний и безымянный пальцы – это ножки, указательный палец и мизинец – руки. Большой прижат к ладони. Педагог выразительно читает стихотворение, а дети в соответствии с текстом выполняют движения.
Физкультурник на дорожке Тренирует свои ножки. Высоко их поднимает, Бодро, весело шагает. Руки в стороны развел И тихонечко пошел. Руки вниз, затем вперед. Прыгнул, сделал поворот. Физкультурой заниматься Любит маленький народ. | Пальчики-ножки шагают по столу.
Человечек остановился, развел руки и тихонечко пошел по столу. Руки – указательный палец и мизинец – ребенок старается поднять вперед. Человечек снова шагает по столу. |
|
Пальчиковые игры с предметами |
10. |
Упражнение «Горошина» Цель. Развивать ловкость, содружество движений и переключаемость. Ребенок выбирает в чашечке горошину и выполняет следующие манипуляции: а) кладет горошину на одну ладонь и раскатывает ее другой; б) берет горошину в щепоть и катает ее между пальцами; в) катает горошину двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:
Мы горошину в двух пальцах помнем, О горошине зеленой мы споем.
г) кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает движения словами:
Катись, горошина, за окошко, Катись, горошина, к нам в лукошко. Ты катись, горошина, по столу, Развлекай, горошина, детвору.
|
11. |
Упражнение «Лыжник» Цель. Упражнять в умении удерживать предмет, который скользит по гладкой поверхности, подушечками пальцев. Упражнение выполняется на гладкой поверхности стола, на которой находятся предметы, условно изображающие различные объекты (дерево, сугроб, горка и др.). Педагог дает ребенку две плоские счетные палочки. Указательный палец и мизинец – это ноги лыжника, которые стоят на лыжах (счетных палочках). При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. Ребенок, не отрывая пальцы от палочек, скользящими движениями ведет лыжника по разным маршрутам, задаваемым педагогом. Маршрут можно задавать в стихотворной форме: Мы на лыжах шли-шли И до дерева дошли. Дерево мы обошли И дальше пошли. Мы на лыжах шли-шли, До сугроба мы дошли. Мы сугроб обошли И дальше пошли… Примечание. Если ребенку на первых порах трудно выполнять упражнение для указательного пальца и мизинца, то замените мизинец на средний палец.
|
12. |
Упражнение «Вертушка» (с карандашом) Цель. Развивать координацию движений. Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.
|
13. |
Упражнение «Поставь точку» Цель. Развивать ловкость пальцев рук, быструю смену тонуса мускулатуры. Ребенок держит мягкий карандаш за верхушку двумя пальцами: большим и указательным. Карандаш ставится перпендикулярно листу бумаги на строчку. Ребенок ставит точку и, не отрывая карандаша от листа бумаги, начинает скользить пальцами вниз на 1,5 – 2 см к грифелю (поднимает карандаш → ставит точку → пальцы скользят вниз и т.д.)
|
14. |
Упражнение «Змейка» Цель. Развивать содружество движений и моторную ловкость.
Ребенок берет карандаш за верхушку тремя пальцами – щепотью. Вращая карандаш по часовой стрелке, ребенок начинает опускать пальцы (щепоть) вниз (карандаш извивается, как змейка). Карандаш при этом проходит между большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется сначала в воздухе, а затем с упором в лист бумаги.
|