Игровые упражнения для развития мелкой моторики
материал

Николаенко Анна Дмитриевна

Цель: Развивать ловкость пальцев рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые упражнения

для развития мелкой моторики  

№  п/п

Пальчиковые игры без предметов

1.

Игра «Пальчики знакомятся»

Цель. Развивать ловкость пальцев рук.

     В этой игре дети знакомятся с названиями пальцев. Педагог говорит: «Давайте познакомимся с удивительным народцем – пальчиками. Пальчики есть у всех: у вас, у меня. У всех пальчиков есть свои имена. Давайте с ними знакомиться.

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец - боковой –

Называется большой.

Палец второй – указчик    старательный,

Не зря называют его указательным.

Третий твой палец – как раз посредине,

Поэтому средний дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший – любимец.

По счету он пятый

Зовется мизинец.

Выполнять движение пальцами согласно тексту.

   

      «Пальчики были очень вежливым народцем. Как завидят кого, обязательно поздороваются и раскланяются. Вот так здоровался Большой палец, так здоровался Указательный палец» и т.д. (Педагог сгибает каждый палец в отдельности.) Дети повторяют за педагогом.

Примечание. Во всех вариантах упражнения сначала работает правая рука, затем – левая, а потом – обе руки.

2.

Игра «Дружные пальчики»

Цель: закрепить названия пальцев,  развивать их ловкость.

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца.

В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.

3.

Игра «Скакалка»

Цель. Тренировать большие пальцы рук.

     Игровое упражнение выполняется в положении сидя на стульчиках или стоя. Исходная позиция: руки опущены вниз, ладони сжаты в кулачки, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения (с напряжением). Дети крутят «скакалочку» сначала в одну сторону, потом в другую. Педагог сопровождает игру четверостишием:

Как у нашей Аллочки

Новая скакалочка.

Вертит быстро Аллочка

Ручки у скакалочки.

4.

Упражнение «Циркуль»

Цель. Развивать амплитуду движения кисти руки.

     Упражнение выполняется сидя за столом. Дети ставят большой палец на гладкую поверхность стола – это основа циркуля. Остальные пальцы попеременно выполняют функцию карандаша, двигающегося то влево, то вправо по окружности.

5.

Упражнение «Брызги»

Цель. Упражнять кисти рук в быстрой смене тонуса (кулачок – напряжение мускулатуры, стряхивание – расслабление мышц).

      Исходная позиция: руки сжаты в кулачки; указательные, средние, безымянные пальцы и мизинцы обеих рук прижаты к ладоням большими пальцами. При выполнении упражнения дети с силой выпрямляют пальцы, как бы стряхивая капли воды с мокрых пальцев, и снова сжимают в кулачки. Упражнение выполняется энергично. Можно использовать стихи, которые выразительно читает педагог.

Ах, как жарко во дворе!

Скучно нашей детворе.

Без воды и без купанья –

Это просто наказанье.

Мы не будем унывать,

Будем мы с водой играть.

Брызги вправо,

Брызги влево.

Мокрым стало наше тело.

Даже песика Трезора

Вымочили брызги скоро.

И веселый наш Трезор

Убежал в соседний двор.

6.

Упражнение «Складной ножичек»

Цель. Развивать подвижность суставов указательного пальца ведущей руки.

     Ребенок ставит указательный палец на край стола (как бы перпендикулярно плоскости стола). Первая фаланга осторожно сгибается и ложится на стол. Вторая фаланга при этом находится перпендикулярно первой, а третья фаланга ложится на первую. Упражнение можно выполнять под счет раз-два.

7.

Упражнение «Мальчик-осьминог»

Цель. Развивать содружество движения пальцев рук.

     Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и  двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом к себе. Движения пальцев имитируют игру на пианино (последовательное прикосновение пальцев к поверхности) с одновременным продвижением вперед-назад.

     

Упражнение сопровождается чтением стихотворения:

Это – мальчик-осьминог,

У него так много ног.

Успевает он везде:

И в учебе, и в труде,

Потому что осьминожка –

Это просто многоножка.

8.

Упражнение «Урожай»

Цель. Упражнять в умении чередовать напряжение с расслаблением.

     Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.

     Расслабленные пальцы (большие и указательные) образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются, образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови.

     При выполнении упражнения необходимо чередовать напряжение с расслаблением (репка – свекла – морковка – свекла – репка и т.п.).

     Выполнение упражнения можно сопровождать следующими стихами:

Вырастала репка

Желтая и крепкая.

Перед домом свекла

    Смотрит прямо в окна.

И моркови урожай,

Сладкой, сочной, собирай.

     Для многократного выполнения упражнения можно использовать стишок, позволяющий педагогу контролировать количество выполненных упражнений (попеременное чтение левого и правого столбиков).

Эй, ребята, не зевай!

Собираем урожай!

С этой грядки – репку,

С этой грядки – свеклу,

Здесь возьмем морковку.

Положили? И опять

Начинаем собирать.

Здесь возьмем морковку,

За морковкой – свеклу,

А теперь – и репку,

Что сидят так крепко.

Положили? И опять

     начинаем собирать…

     Повторив упражнение  необходимое количество раз, педагог заканчивает его следующими словами:

Хоть и пальчики устали,

Урожай мы весь собрали.

Пальчиковые игры с использованием атрибутики

9.

Игра «Физкультурник»

Цель. Развивать ловкость и дифференцированность движений рук.

     На основания среднего и безымянного пальцев (3-я фаланга) надевают головку (фигурку) человечка на резинке. Средний и безымянный пальцы – это ножки, указательный палец и мизинец – руки. Большой прижат к ладони.

     Педагог выразительно читает стихотворение, а дети в соответствии с текстом выполняют движения.

Физкультурник на дорожке

Тренирует свои ножки.

Высоко их поднимает,

Бодро, весело шагает.

Руки в стороны развел

И тихонечко пошел.

Руки вниз, затем вперед.

Прыгнул, сделал поворот.

Физкультурой заниматься

     Любит маленький народ.

Пальчики-ножки шагают по столу.

Человечек остановился, развел руки и тихонечко пошел по столу.

Руки – указательный палец и мизинец – ребенок старается поднять вперед.

Человечек снова шагает по столу.

Пальчиковые игры с предметами

10.

Упражнение «Горошина»

Цель. Развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.

     Ребенок выбирает в чашечке горошину и выполняет следующие манипуляции:

     а) кладет горошину на одну ладонь и раскатывает ее другой;

     б) берет горошину в щепоть и катает ее между пальцами;

     в) катает горошину двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:

     Мы горошину в двух пальцах помнем,

     О горошине зеленой мы споем.

     г) кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем.             Педагог сопровождает движения словами:

Катись, горошина, за окошко,

Катись, горошина, к нам в лукошко.

Ты катись, горошина, по столу,

Развлекай, горошина, детвору.

11.

Упражнение «Лыжник»

Цель. Упражнять в умении удерживать предмет, который скользит по гладкой поверхности, подушечками пальцев.

     Упражнение выполняется на гладкой поверхности стола, на которой находятся предметы, условно изображающие различные объекты (дерево, сугроб, горка и др.).

     Педагог дает ребенку две плоские счетные палочки. Указательный палец и мизинец – это ноги лыжника, которые стоят на лыжах (счетных палочках). При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.

     Ребенок, не отрывая пальцы от палочек, скользящими движениями ведет лыжника по разным маршрутам, задаваемым педагогом.

     Маршрут можно задавать в стихотворной форме:

     Мы на лыжах шли-шли

     И до дерева дошли.

     Дерево мы обошли

     И дальше пошли.

     Мы на лыжах шли-шли,

     До сугроба мы дошли.

     Мы сугроб обошли

     И дальше пошли…

Примечание. 

     Если ребенку на первых порах трудно выполнять упражнение для указательного     пальца и мизинца, то замените мизинец на средний палец.

12.

Упражнение «Вертушка» (с карандашом)

Цель. Развивать координацию движений.

      Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.

13.

Упражнение «Поставь точку»

Цель. Развивать ловкость пальцев рук, быструю смену тонуса мускулатуры.

     Ребенок держит мягкий карандаш за верхушку двумя пальцами: большим и указательным. Карандаш ставится перпендикулярно листу бумаги на строчку.

Ребенок ставит точку и, не отрывая карандаша от листа бумаги, начинает скользить пальцами вниз на 1,5 – 2 см к грифелю (поднимает карандаш  ставит точку   пальцы скользят вниз и т.д.)

14.

Упражнение «Змейка»

Цель. Развивать содружество движений и моторную ловкость.

     Ребенок берет карандаш за верхушку тремя пальцами – щепотью. Вращая карандаш по часовой стрелке, ребенок начинает опускать пальцы (щепоть) вниз (карандаш извивается, как змейка). Карандаш при этом проходит между большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется сначала в воздухе, а затем с упором в лист бумаги.

Литература:

  1. Большакова С.Е.

Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  1. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е.

Развитие речи детей 4-5 лет: Методическое пособие для воспитателей    дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

консультация для родителей. игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук дома. Легкие упражнения, подручные материалы заинтересуют ребенка и принесут не мало пользы ребенку....

картотека игровых упражнений для развития мелкой моторики.

Рука постепенно развивается от хватательных и ощупывательных  движений до сложного навыка письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, недостаточное развит...

Игровые упражнения по развитию мелкой моторики

« Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» ...

Использование игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

Использование игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста»...

Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием шарика Су- Джок

Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием шарика Су- Джок...