Моя педагогическая находка (видео выступление можно увидеть в разделе видео)
опыты и эксперименты
Моя педагогическая находка.
Представление опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_pedagogicheskaya_nahodka.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Измалковского муниципального района Липецкой области «Детский сад «Теремок» с.Быково»
Моя педагогическая находка
«Метод экспериментирования,
как средство познавательного развития дошкольников»
Составил: воспитатель
первой квалификационной категории
Шелякина Галина Александровна
с.Быково, 2022 год.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребёнку захотелось ещё
и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Василий Александрович Сухомлинский
Детский сад – удивительный мир! Его обитатели – дети - удивительные и неповторимые создания! Они не предсказуемы, они всегда разные, и в тоже время самые дорогие и любимые. Жизнь без детей была бы серой и пустой. Как можно жить без звонкого детского смеха, без горящих глаз, без тысячи «почему»?! И именно поэтому воспитателю необходимо много знать об окружающем мире, о том, что происходит в стране, интересоваться литературой, искусством. Стремление к самосовершенствованию – путь к профессиональному мастерству воспитателя, и этот путь бесконечен. Педагогические находки воспитателя свидетельствуют о творческом подходе к процессу воспитания.
Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска и саморазвития. Мой путь в педагогике – это постоянный поиск, это счастливые находки и желание поделиться педагогическим опытом с другими. Поэтому большое внимание уделяю изучению инновационных технологий, нетрадиционных форм работы и современных методов обучения и воспитания.
Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду и опытно-экспериментальная деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Учитывая практическую значимость для всестороннего развития ребёнка, нами были выделены цель и следующие задачи, призванные восполнить данный пробел в образовательной деятельности дошкольников.
Цель опытно-экспериментальной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения поставленной цели мною были определены задачи:
1. Создать условия для экспериментальной деятельности;
2. Способствовать развитию психических процессов
3. Развивать умение детей следовать определённой структуре проведения эксперимента: постановка, формулирование проблемы, выдвижение предположений, отбор способов проверки предложений, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов, выводы, фиксация результатов.
4. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов
6. Развивать социально - личностные качества: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль.
В своей работе по опытно-экспериментальной деятельности я выдвинула три основных направления:
1. Создание предметно-развивающей среды по экспериментированию.
2. Организация работы с детьми.
3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
В группе для опытно-экспериментальной деятельности мною был создан центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
Организация работы с детьми в данном направлении реализую в следующих трёх блоках педагогического процесса:
• Использование опытно-экспериментальной деятельности в образовательных областях (НОД);
• Свободная самостоятельная деятельность детей.
• Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребёнка со сверстниками.
При проведении НОД у детей вызываю интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.
В процессе самостоятельной деятельности привлекаю детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?
А затем в совместной деятельности – закрепляем полученные ранее представления.
При проведении экспериментальной деятельности использую как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
· Наглядные (наблюдения, иллюстрации);
· Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов);
· Практические методы (игры-опыты, игры – эксперименты, дидактические игры, сюжетно ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры).
Инновационные методы:
· Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
· Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования возможно применение ноутбука, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаем в словесной форме, а иногда избираем другие способы, например, формирование результатов графически, т. е. оформление в рисунках, схемах. Оформляем огороды на окне, коллекции семян, дневники наблюдения.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём. И именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
Я составила картотеку элементарных опытов, которые дети могут проводить самостоятельно, а также совместно со взрослым. Опыты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты и был активным участником обсуждения. По результатам проведения опытов маленькие исследователи делают свои умозаключения в виде рисунков. Таким образом, в детской лаборатории, найденные ответы на вопросы с помощью опытов собираются, обсуждаются с детьми.
В процессе экспериментирования я применяю ноутбук, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Я проводила с детьми опытно-экспериментальные исследования с применением следующих методик (Приложение 1):
1. Авторская методика В.С. Юркевича «Древо желаний».
2. Ситуативная методика Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности».
Применение данных методик положительно сказалось на развитии познавательного интереса детей к экспериментальной деятельности.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как опытно-экспериментальная деятельность, достаточно сильно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. Я убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить свою любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому необходимо стараться учить не всему, а главному.
Подводя итог в своей работе, могу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания и направляя детей в активную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Только через собственные действия дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 320 с.
3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240 с.
4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240 с.
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.:ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011. – 128 с.
Приложение 1
Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич
Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)
Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Диагностическая ситуация «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)
Цель — исследовать предпочитаемый вид деятельности, выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Содержание ситуации. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1 — игровая;
2 — чтение книг;
3 — изобразительная;
4 — детское экспериментирование;
5 — труд в природе;
6 — конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.
Вес три выбора фиксируются в протоколе цифрами. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй — 2 балла, за третий — 1 балл.
Вывод делается по сумме предпочитаемых выборов в целом по группе.
№ | Ф.И. ребенка | Выбор деятельности (1, 2, 3, 4, 5, 6) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В разделе видео можно просмотреть образовательную ситуацию в средней группе №8, воспитатель Прихидько Н.А.
Образовательная ситуация...
Визитную карточку к конкурсу "Педагог года - 2020"можно посмотреть в разделе "видео" или перейти по ссылке, которая расположена во вложении
Визитную карточку к конкурсу "Педагог года - 2020"можно посмотреть в разделе "видео" или перейти по ссылке, которая расположена во вложении...
Конспект НОД по теме: Использование ритмодекламации при заучивании стихов (см. видео НОД в разделе "Видео")
НОД "По следам космических пиратов"...
Конспект НОД по теме: «Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОО, библиотеки и семьи» (см. видео НОД в разделе "Видео" по ссылке)
НОД "Путешествие в библиотеку"...
Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)
Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....
Консультация для родителей " Оригами" видео оригами можно посмотреть в разделе Видео на странице сайта.
Видео изготовления "Оригами" можно посмотреть а разделе "Видео" на странице сайта....
Аппликация с элементами рисования. Подробный мастер класс можно посмотреть в разделе Видео на странице сайта
Аппликация ко Дню Семьи 15 мая. Для средней группы - уровень сложности лёгкий. Видео на странице сайта в разделе Видео....