консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей 2 – 3 лет»
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №61»
Консультация для родителей:
«Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей 2 – 3 лет»
Воспитатель: Маслова Ольга Валентиновна
г.Ярославль, 2019 г
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это точные движения пальцев рук. Особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого - помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста и выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Работу по развитию мелкой моторики рук нужно проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). Чтобы улучшать мелкую моторику, не нужно выполнять утомительные тренировки и скучные занятия — все упражнения проводятся в легкой игровой и развлекательной форме, которая поможет скрасить досуг ребенка. Способы и средства развития мелкой моторики: крышки, шнурки, куклы, краски, игры с пластилином итд. Прежде чем приступить к основным упражнениям, желательно помассировать и размять руки. Разминка ладоней и кистей может проводиться без помощи посторонних предметов, для этого нужно просто помассировать, потереть и пощипать ладошки и загибать пальчики. При этом можно рассказывать различные стишки или просто проговаривать все действия. Также можно использовать подручные средства: карандаши, мячики, маленькие твердые игрушки. Предметы нужно катать между ладоней, просовывать между пальчиками и фиксировать в определенных положениях. Чтобы массаж проходил интереснее, в качестве ручных тренажеров можно использовать разнообразный природный материал - грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны. Сопровождать массаж можно стихотворением. Например, Я кручу в руках орех, Чтобы был круглее всех. Массажеры. Упражнения с массажерами: ¬ катать по столу от кончиков пальцев до локтя, ¬ между ладонями, ¬ по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди. Например, для развития мелкой моторики пальцев рук необходимо проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Например: ∙ «Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами. Бежит ежик по дорожке, У него кривые ножки, Весь иголками оброс, - Жалко ежика до слез. К. Шефер Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо - влево, между ладонями. ∙ «Ножницы». Изображая ножницы пальцами одной руки, малыш «разрезает» сначала мягкую ткань, а потом уже более твердые предметы. ∙ «Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу. ∙ «Лодочка». Ладони складываются пригоршней и «лодочка» начинает путешествовать, перевозить «пассажиров» — маленькие игрушки, которые нужно удержать или поймать. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Например: Все котятки мыли лапки, Вот так, вот так! Тереть ладошки друг о друга
Мыли ушки, мыли брюшки, Вот так, вот так! (тереть ладонями то уши, то живот)
А потом они устали, Вот так, вот так! (приложить ладони к лицу и потереть кулачками глаза) Сладко-сладко засыпали, вот так! (сложить ладони вместе под голову набок, положив ее на ладони)
Дом Молоточком я стучу, (постукивать кулачками друг о друга )
Дом построить я хочу (соединить кончики пальцев обеих рук)
Строю я высокий дом (поднять выпрямленные ладони вверх)
Буду жить я в доме том (похлопать в ладоши)
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Примеры игр с крупами: Пересыпаем крупу Прячем ручки Разложи по тарелочкам Найди игрушку Отгадай, какая крупа в мешочке «Сухой бассейн» из гороха и фасоли Игры с крышками от пластиковых бутылок Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, помогут решать логические задачи, разовьют творческие способности. Как играть: ∙ учить закрывать и открывать бутылки; ∙ сортировать по цветам (по коробочкам или баночкам); ∙ выкладывать цветные дорожки и ходить по ним; ∙ выкладывать ковры из крышек и ходить по ним босыми ногами; ∙ строить различные картины, узоры; ∙ нанизывать на нить. Шнуровки. Зачем они? Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. Все они делятся на три вида: 1. Шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается «незаконченная» картинка к которой нужно пришнуровать недостающие детали. 2. Пуговицы. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. 3. Изготовленные из ткани детали домиков, которые предлагается соединить с помощью шнурков. При желании такие пособия можно сделать самостоятельно. Работая со шнуровками, ребенок не только разовьет мелкую моторику, но и быстрее научится одеваться. Игры с прищепками Игры с прищепками – это отличная тренировка для пальчиков. Ведь нужно затратить достаточно стараний и усилий, чтобы прикрепить прищепку. Обычные бельевые прищепки — это незамысловатый и доступный материал, который есть в каждом доме. Расскажите ребенку, что держать прищепку надо тремя пальчиками, что при нажатии пальчиками на края прищепки – она «открывает ротик», а при ослаблении пальчиков прищепка – «закрывает ротик». Пальчиковый театр Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «куклы-марионетки. Рисование Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области на листе бумаги положительно влияют на развитие моторики, улучшают координацию. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. Игры с пластилином Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Игры с конструктором, мозаикой Игры с разным конструктором и мозаикой способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности, творческих способностей и произвольных действий ребёнка. Мозаика представляет собой перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно. Игры с природным материалом Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка. Игры с песком Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Уважаемые родители! Не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами! Желаю вам успехов в совместной деятельности с вашими малышами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики пальцев рук"
Данная консультация содержит интересный материал для развития мелкой моторики дома. Представлены занимательные игры с шариками, бусинками, прищепками, пластилином и многими другими материалами....
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"
Специалисты рекомендуется стимулировать умственное развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систе...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей в младшем возрасте"
Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проб...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста."
Специалисты рекомендуется стимулировать умственное развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систе...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей вторая младшая группа".".
Детям надо давать побольше развивать пальцы,мелкую моторику рук.Пластилин,Краски,игры и т.д....
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"
В консультации родителям даются рекомендации, как развивать мелкую моторику в домашних условиях....
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"
По мнению ученых, самый благоприятный период...