Психологическая «Яма»
консультация

Яшина Наталья Валериевна

Что такое "Психологическая Яма". Как понять, что находишься на краю психологической ямы? Что делать, если вы свалились в яму? Техника "Яма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_tehnika_yama.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая «Яма»

Яма — это особое психоэмоциональное состояние, которое возникает во время серьезных трудностей. Каждый из нас хоть раз чувствовал, что жизнь как будто бы проверяет тебя на прочность. Словно какая-то бескрайняя бездна тянет тебя вниз и одновременно оценивает, действительно ли ты достоин большего.

В конце концов, вы получаете удар, который нокаутом отправляет в психологическую яму.

Наступает эмоциональный спад, который может легко перейти в депрессию. И Вы сидите в яме, собирая выбитые зубы, не понимая, как такое произошло и что делать дальше.

И здесь ваша история подходит к концу. Потому что вы не прошли проверку на стойкость. Яма победила вас, оказавшись непосильным препятствием. Ведь яма — это уникальный фильтр, который пропускает через себя каждого, кто решился на что-то весомое в своей жизни.

Как понять, что находишься на краю психологической ямы?

Понять, что вы уже стоите на краю такой ямы, довольно просто. В какой-то момент вы осознаете, что, что бы вы ни делали, ситуация не меняется. Обороты и прибыль в бизнесе не растут. Отношения в семье не налаживаются. Карьерное повышение не светит. Вес стоит на месте и так далее. Так называемое плато неминуемо обвалится, и яма встретит в свои объятья.

Однажды все переворачивается вверх дном. Внезапно вы обнаруживаете, что то, что казалось непоколебимой крепостью, летит по швам. Понимаете, что, что бы вы ни делали, увязните еще глубже. Но количество задач, будто лавина, накрывает с головой. Вы понимаете, что жизнь собралась посмотреть, справитесь ли вы на этот раз.

В итоге вы оказываетесь в одной из трех ситуаций:

  • Понятно, что делать, но сил, времени, людей или денег (нужное подчеркнуть) на это нет;
  • Не понятно, что именно делать и как из этого хаоса выбраться;
  • В целом, ситуация прозрачна. Но что делать прямо сейчас, чтобы изменить ситуацию или хоть немного сдвинуть ее с мертвой точки, не ясно;
  • Депрессия. Не хочется ничего. Нет сил даже встать с кровати, не то чтобы начать работать.

Есть всего 2 пути. Первый — бросить начатое дело и сдаться. Второй — осознанно пройти несколько шагов, выбраться из ямы и двигаться дальше.

Что делать, если вы свалились в яму?

Понимаю: в эти моменты все, что хочется, это зарыть голову в песок. В худшем случае — уйти в запой. В лучшем — завалиться в кровать с любимым сериалом, не выходить из дома и жалеть себя, будто это как-то изменит ситуацию.

Первое, что нужно сделать, чтобы выйти из ямы, это признаться себе, что вы в яме и остановиться, то есть перестать эту самую яму копать. Просто сказать себе “стоп” и действительно замедлиться.

Второе — резко сменить картинку, вырвавшись из круга ежедневных дел. Уехать туда, где вы ни разу не были. В идеале — в другую страну или хотя бы город. Отдохнуть. Познакомиться с новыми людьми и отвлечься от текущих задач.

Третье, что нужно сделать — пообщаться с теми, кто уже был в подобной ситуации. Нет, не для того чтобы те пожалели и сказали “Я понимаю”. Нужно перенять опыт и на свежую голову продумать стратегию, которой вы будете следовать, чтобы изменить ситуацию. Найдите хотя бы 10 людей, чей опыт был бы полезен, и поговорите с ними о своей ситуации.

Четвертый шаг — провести анализ, что именно тянет вас на дно. Убыточные направления в бизнесе? Трудные клиенты? Неадекватные сотрудники? Да, чтобы сбросить груз, который не дает рвануть вверх, придется от чего-то отказаться:

  • Сотрудничество с неадекватными клиентами;
  • Бесполезные сотрудники;
  • Убыточные проекты;
  • Вредные привычки;
  • Общение с “вампирами”, “негативщиками” и “нытиками”;
  • Тупка в телевизор, бессмысленный серфинг в соцсетях, просмотр новостей и так далее.

Пятый этап — отряхнувшись от того, что вас тяготило и набравшись сил, работать над исправлением ситуации. Для этого необходимо заручиться поддержкой коуча, тренера или ментора. При этом вы должны быть готовы отдать руководство своими действиями во внешнее управление.

Да, страшно. Да, рискованно. Но, согласитесь, ваша логика и образ мышления направили вас прямиком в яму. Какой смысл менять лопату с одной на другую?

При этом в работе с наставником важно просто выполнять задания. Не оценивать, не думать, не выделываться и не задавать лишних вопросов. Просто делать, даже если в моменте совет наставника кажется бредовым.

Получили задание — выполнили — приняли обратную связь — сделали следующие действия. Без сопротивления, самодеятельности и гордости. Работа по чужим правилам и алгоритмам.

Эти 5 шагов — самый быстрый и простой способ выбраться из ситуации, в которой вы оказались.

И да, не бойтесь попасть в яму. Просто будьте готовы из нее выбраться.

Ведь только оттолкнувшись ото дна вы сможете начать настоящий рост вверх и перейти на новый уровень трансформации своей личности. Чего вам и желаю!

Техника «Яма»

Участники изображают себя в глубокой яме в лесу. Далее предложите им нарисовать свои переживания, мысли и дальнейшие действия. Анализируйте, какие чувства изображают воспитатели: страх, тревогу перед будущим, самообвинение, непонимание, гнев или усталость – они характеризуют наиболее тягостные переживания.

Обратите внимание, какой путь воспитатель использует для того, чтобы выбраться из неприятностей. Полагается только на себя, например, лезет вверх, делает ступеньки, цепляется за корни деревьев или зовет на помощь, обращается за поддержкой, сообщает о своих трудностях.

Если он ожидает помощь извне, то посмотрите от кого: от друзей и родных или случайных людей. Последний вариант указывает на то, что в реальности он не готов обратиться за помощью к близким. Помощь в рисунке от мужчины, например лесника, грибника, охотника или рыцаря, говорит о том, что в жизни воспитатель также ожидает деятельное участие мужчины. Если помощь приходит от чуда – значит, участник надеется на изменение ситуации без собственных усилий.

После каждой арт-техники обсуждайте с воспитателями пережитые чувства. Попросите озвучить идеи того, как повысить свое эмоциональное состояние с учетом собственных особенностей, например, научиться прямо просить о помощи и сообщать о своей усталости. В конце занятия поблагодарите участников за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения

Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...

Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...