«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
методическая разработка (старшая группа)
Эмоции являются показателем общего состояния ребенка. Программа кружка направлена на всестороннее развитие ребенка –дошкольника с ЗПР, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий Структура занятий позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzh.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эмоции являются показателем общего состояния ребенка. Программа кружка направлена на всестороннее развитие ребенка –дошкольника с ЗПР, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий Структура занятий позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Таким образом, воздействуя на сенсорную сферу ребенка, обогащая его сенсорный опыт, развивается эмоциональная сфера.
Цели обучения:
- развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, удовлетворение его потребности в возможности близкого контакта
- обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы
- личностно-ориентированная передача ребенку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире
Задачи:
- формирование умений адекватно реагировать на прикосновения человека, соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;
- стимулирование развития коммуникации посредством установления эмоционально-положительного контакта с ребенком и повышение степени его доверия к окружающей среде через совместную деятельность со взрослым;
- развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия;
- развитие ручной умелости, мелкой моторики пальцев рук;
- формирование первичных представлений о теле через кожу и движения;
- формирование умения адекватно реагировать на изменение положения тела, вибрацию;
- получение удовольствия от сенсорных ощущений;
Сроки реализации курса
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма и режим занятий
Форма работы индивидуальная или групповая (в группах по 2- 3 ребенка). Кружок предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность занятия 25 минут.
Методические приемы
- Беседа
- Показ
- Дидактическая игра
- Рассматривание иллюстраций
- Демонстрация действий и др.
На каждом занятии проводятся упражнения по развитию памяти, внимания, связной и грамматически правильной речи.
Учебно-тематический план
Тема | Количество занятий |
Формирование положительного эмоционального контакта со взрослым | 33 |
Воспитание умения наблюдать за действиями взрослого с предметами и подражать ему | |
Формирование положительного эмоционального настроения | |
Формирование умения реагировать и откликаться на свое имя | |
Развитие мелкой моторики | |
Развитие кинестетических ощущений | |
Формирование навыков сотрудничества со взрослым | |
Формирование у ребенка представления о себе | |
Обучение ребенка здороваться и прощаться (доступными ему способами) | |
Развитие потребности в эмоционально-тактильном общении со взрослым | |
Обучение умению локализовать звук в пространстве | |
Обучение способности прислушиваться к песенкам, позитивно реагировать на них | |
Обогащение чувственного опыта ребенка через действия с различными предметами и контрастными материалами | |
Повышение степени доверия ребенка к окружающему миру | |
Формирование первичных представлений о теле через кожу и движения | |
Развитие слухового восприятия (знакомить с различными звуками окружающего мира, слушать музыку, читать книги), позитивно реагировать на них | |
Активизация ощущения собственных движений |
Содержание занятий
№ | Тема и цель занятия | Дата занятия | Примерное число часов | Виды деятельности |
1 | ||||
2 | Формирование положительного эмоционального контакта со взрослым. Формирование навыков сотрудничества со взрослым Цели:1. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, удовлетворение его потребности в возможности близкого контакта 2.Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы | Фиксация взгляда на лице педагога Установка тактильного контакта через прикосновения, покачивания, перебор пальчиков ребенка Напевание песенок и потешек Игра «Кто спрятался?» Зрительная гимнастика Пальчиковая игра «Здравствуй» Действия с предметами (разрывание, сминание, перемещение, складывание/выкладывание) | ||
3 | Формирование положительного эмоционального контакта со взрослым. Развитие мелкой моторики. Развитие кинестетических ощущений. Цели:1. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, удовлетворение его потребности в возможности близкого контакта 2. Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы | Фиксация взгляда на лице педагога Установка тактильного контакта через прикосновения, покачивания, переборы пальчиков ребенка. Массаж рук, ног, тела ребенка с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера и др. Складывание предметов в емкость и выкладывание из нее Игры с мячом Действия с предметами (разрывание, сминание, размазывание), манипулирование предметами одной, двумя руками Реакция на давление на поверхность тела Реакция на вибрацию, исходящую от предметов Пальчиковая игра «Колючий еж» | ||
4 | Формирование положительного эмоционального настроения. Развитие слухового восприятия Цели:1. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, удовлетворение его потребности в возможности близкого контакта 2.Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы | Прослеживание за близко расположенным источником звука. Прослеживание за удаленным источником звука Знакомить с различными звуками окружающего мира, слушать музыку, читать книги, позитивно реагировать на них Массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера и др. Пальчиковая игра «Здравствуй» | ||
5 | Обогащение чувственного опыта ребенка через действия с различными предметами и контрастными материалами. Воспитание умения наблюдать за действиями взрослого с предметами и подражать ему. Цели:1. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, удовлетворение его потребности в возможности близкого контакта 2.Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы | Формирование адекватной реакции на: поверхности и предметы, различные по температуре(горячие, холодные) фактуре(гладкие, шероховатые), форме(круглые, угловатые) вязкости (жидкие, густые, сыпучие) Массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера и др. Действия с предметами (разрывание, сминание, размазывание), манипулирование предметами одной, двумя руками | ||
6 | Повторение пройденных тем. Цель: Оценка знаний ребенка по пройденным темам | Действия с предметами (разрывание, сминание, размазывание) Фиксация взгляда, слежение за двигающимся объектом Различение поверхностей, разных по температуре, фактуре и т.д. Реакция на давление на поверхность тела Реакция на вибрацию, исходящую от предметов | ||
7 | Формирование первичных представлений о теле через кожу и движения. Формирование у ребенка представления о себе. Цели:1. Личностно-ориентированная передача ребенку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире. 2.Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы | Обведение контура тела массажным мячиком, обведение контура тела, стопы, ладони на бумаге, оставление цветных отпечатков Поглаживание различных частей тела с их называнием ( использование потешек, песенок) Постукивания, похлопывания различных частей тела ребенка, в том числе и его руками, ощупывание тела ребенка его руками Опутывание тела, частей тела ребенка ленточками Прикосновение и надавливание на тело ребенка предметами различной формы и температуры Обрызгивание жидкостью разных температур Прикосновение руками ребенка во время прогулки к деревьям, траве и т.д. Заворачивание ребенка в плотную ткань | ||
8 | Формирование первичных представлений о теле через кожу и движения. Активизация ощущения собственных движений Цели:1. Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы 2. Личностно-ориентированная передача ребенку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире. | Работа с массажерами Выполнение пассивных движений различными частями тела ребенка, удержание кистей рук (пальцев поочередно) под разным напором воды под краном Передвижение по мягкой, шершавой, бугристой поверхности, покачивание на большом мяче Размазывание крема, пены для бритья на тарелке рукой ребенка Игры с крупами (опускание рук в миску с крупами, посыпание частей тела горохом, чечевицей, манкой и пр.) Втирание крема, примерка шапок, перчаток различной текстуры( шерстяные, хлопковые, резиновые Усвоение понятий «громко—тихо», «быстро-медленно» | ||
9 | Развитие потребности в эмоционально-тактильном общении со взрослым. Воспитание умения наблюдать за действиями взрослого с предметами и подражать ему. Цели:1. Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы 2. Личностно-ориентированная передача ребенку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире | Массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера и др. Прикосновение руками ребенка во время прогулки к деревьям, траве и т.д. Пальчиковая гимнастика Игра «Ласковый ребенок» Действия с предметами (разрывание, сминание, размазывание), манипулирование предметами одной, двумя руками | ||
10 | Повторение пройденных тем. Цель: Оценка знаний ребенка по пройденным темам | Действия с предметами (разрывание, сминание, размазывание) Различение(адекватная реакция на ) поверхностей(и), разных по температуре, фактуре и т.д. Реакция на давление на поверхность тела Реакция на вибрацию, исходящую от предметов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно – развивающая программа «В мире эмоций» для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии дошкольников.
Занятия для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии в сенсорной комнате дают возможность смягчить, либо устранить эти проблемы. С помощью различных элементов в сенсорной ко...
Проект "Развитие эмоционально-волевой сферы посредством работы с песком у детей с ОВЗ"
Данный проект позволяет расширить кругозор детей,обогатить и систематизировать знания детей по теме "Насекомые"...
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и моделирования на кинетическом песке
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественн...
«Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников посредством проведения динамических пауз и игровых упражнений»
Моя работа для всех, кто работает с детьми в детском саду и занимается их воспитанием. Предложенный практический материал может оказаться полезным при планировании и осуществлении деятельности в дошко...
«Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников посредством проведения динамических пауз и игровых упражнений»
Основная цель моего опыта – адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, обеспечение психоэмоционального...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: «Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников посредством игры»
Познакомить родителей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста....
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...