Дидактическое пособие "Волшебный мир народного творчества"
материал
Методическое пособие разработано с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и реализует поставленные цели и потребности к знаниям детей дошкольного возраста. Пособие направлено на воспитание уважения, интерес к обычаям, традициям и фольклору своего народа, создает у детей представления о жизни народа в разные исторические эпохи, его культуре развивает интерес к устному народному творчеству, знакомит с народными промыслами, развивает личностную культуру ребенка, как основу его любви к Родине.
Предназначена данная разработка для использования воспитателями, как на занятиях, так и в игровой деятельности воспитанников. Так же использовать папку можно на разных этапах усвоения, проверки или закрепления знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_posobiya_narodnoe_tvorchestvo_wecompress.com_.docx | 798.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №218»
ПАСПОРТ ДИДАКТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР
НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»
Выполнили воспитатели младшей группы «Светлячок»
Ермолаева. Н.А
Зайцева. И.Н
Красноярск 2020 год
СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТА
Актуальность:
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило русских людей, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Дети это будущие полноправные члены социума, им предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие. Воспитание патриотических чувств является одной из глобальных задач воспитания. Изучение педагогической литературы показывает, что во все времена уделялось большое внимание воспитанию любви к Родине, дому, близким.
При этом проблема воспитания патриотических чувств остается, так как необходимо искать пути создания условий для патриотического воспитания для детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы дидактического пособия «Волшебный мир народного творчества».
Методическое пособие разработано с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и реализует поставленные цели и потребности к знаниям детей дошкольного возраста. Пособие направлено на воспитание уважения, интерес к обычаям, традициям и фольклору своего народа, создает у детей представления о жизни народа в разные исторические эпохи, его культуре развивает интерес к устному народному творчеству, знакомит с народными промыслами, развивает личностную культуру ребенка, как основу его любви к Родине.
Предназначена данная разработка для использования воспитателями, как на занятиях, так и в игровой деятельности воспитанников. Так же использовать папку можно на разных этапах усвоения, проверки или закрепления знаний.
Цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуре, повышение компетентности педагогов в вопросах воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников. Воспитание у детей патриотизма при ознакомлении с народными промыслами, устным народным творчеством, национальными костюмами и играми, обеспечение активности и разнообразия мыслительной и практической деятельности в процессе освоения пособия, развитие чувства гордости к своим предкам.
Задачи:
- Подобрать и систематизировать фольклорный материал в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Расширять представления детей о музыкальном фольклоре, как о виде искусства путем знакомства с разнообразными формами детского музыкального фольклора.
- Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.
- Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к народному искусству во всех видах образовательной деятельности.
- Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей (ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, музыкально-ритмическое чувство).
- Воспитывать интерес детей к использованию русского фольклора в повседневной жизни, в общении со сверстниками, родными.
- Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей, обогащение и активизация словаря детей, развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативности, мыслительных процессов
Описание особенностей, новизны.
Новизна пособия заключается в том, что оно построено на художественно-эстетическом развитии дошкольников, сочетающее опору на культурные традиции, декоративно-прикладное искусство, народную фольклор, творчество. Особенностью данной папки является то, что содержание может меняться и обновляться в зависимости от цели, задач и темы образовательной деятельности. Например, содержание в данной папке, при необходимости, может раскрывать более узкую тему («Игрушки», «Народные инструменты» и др.)
1.Основная часть.
Это авторская разработка, которая отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми.
Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Добровольное присоединение дошкольников к деятельности без психического и дисциплинарного принуждения. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности. Каждый ребенок работает в своем темпе.
Пособие сделано в виде папки передвижки, в переплете пружиной, состоит из 12 страниц, на каждой из которых есть конверт, в котором помещена дидактическая игра, мини- книжки о русском фольклоре.
Систематическое использование папки с поэтапным усложнением приведёт к ожидаемому результату, послужит фундаментом для закладки базовых знаний о народных традициях.
Пособие «Волшебный мир народного творчества» соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Практическая часть
1. Дидактическая игра «Собери матрешку»
Задачи:
-Закреплять знания детей о матрёшках, учить составлять целое из нескольких частей
-Развивать мышление, воображение, конструктивные навыки, зрительное внимание, мышление, творческое воображение.
-Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Игра состоит из разрезных картинок матрёшек, из которых необходимо собрать целые картинки с изображением матрёшек.
Первый вариант:
Дети делятся на две команды по 6 человек в каждую, каждому игроку даётся часть матрёшки, подбегая к столу, дети должны по частям собрать матрёшку.
Второй вариант:
На стол игроку даются все части матрёшек. Нужно матрёшек собрать по частям.
2.Пазлы «Народные узоры»
Игры в пазлы – это занимательная развивающая и обучающая игра, которая требует усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности. Собирая картину, ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и мелкую моторику рук.
Задачи:
1. Развитие творческих способностей, воображения, наблюдательности.
2. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, любовь к народному творчеству.
3. Через игру в пазлы дети решают творческие задачи, соотносят элементы с той или иной росписью, учатся их различать.
Описание игры:
Игра представляет собой изображение на картонной основе, части которой разделены по принципу «ПАЗЛ». На игровом поле дети собирают из отдельных фрагментов картинку, с изображением росписи.
После того как картинка собрана - идет её обсуждение. Перечисляются все элементы картинок и находится «лишний» пазл. Выясняем, почему он лишний и к какой росписи относится.
3. Карточная игра «Прошлое и настоящее»
Цель:
Способствовать открытию мира предметов быта прошлого и настоящего, посредством игровой деятельности.
Задачи:
1.Знакомить детей с бытом и традициями русского народа, обращая внимание на различия между предметами современного дома и предметами старинной избы.
2.Создавать эмоциональное настроение в процессе игровых действий.
3. Способствовать расширению и активизации словаря.
4. Развивать воображение, мышление.
Комплектация:
В комплекте 6 полей с предметами старинного быта и набор разрезных карточек предметов современности.
4. Дидактическая игра «Куклы в национальной одежде»
Задачи:
Приобщить детей к знанию национальных костюмов. Закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах.
Учить детей находить сходство и отличие национального костюма с другой национальной одеждой. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде.
Правила игры: Ребёнку предлагается одеть куклу из картона в разные национальные костюмы. Предложить найти сходство и отличие между костюмами. Обратить внимание детей на детали элементов одежды.
Комплектация:
Две куклы из плотного картона: мальчик и девочка.
Набор предметов одежды для мальчика
Набор предметов одежды для девочки
5. Мини-книжка «Песенки, потешки русского народа»
С помощью потешек, народных песенок развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. О.С. Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
6. Мини-книжка «Фольклорные хороводные игры»
Знакомство детей с национальным фольклором, приобщает их к общечеловеческим ценностям, развивает образное, ассоциативное, логическое мышление и речь, прививает интерес и уважение к истории, жизни предков. Проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники хоровода, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок.
7. Мини-книжка «Народные игры»
Знакомство детей с народными подвижными играми, способствует развитию коммуникативных навыков и эмоциональной сферы ребенка, мыслительных операций через игру.
8. Мини-книжка «Картотека считалок»
Знакомство детей со считалками, развивает память и чувство ритма.
10. Мини-книжка «Колыбельные песенки», «Небылицы», «Дразнилки», «Загадки», «Пословицы»
Колыбельные песни несут в себе ласку, нежность, успокоение, душевный покой. Знакомство с небылицами, уточняет и расширяет элементарные образные представления ребенка об окружающем мире, и о логических связях и отношениях, знакомит детей с пословицами, учит ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, четкому и звонкому произношению, интонационно окрашивать свою речь, прививает интерес к народному фольклору.
11. Разрезное лото " Народные промыслы "
Игра способствует эстетическому развитию ребенка. Она поможет познакомить воспитанников с культурными традициями нашего народа.
Комплектация:
В комплекте 4 поля: «Гжельская керамика», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», «Хохломская роспись».
Поле состоит из центрального рисунка и восьми разрезных карточек.
Правила игры: Перед игрой нужно познакомить ребенка с полями и рассказать ему о русских народных промыслах. Для начала игры нужно карточки перемешать. Затем ребенок выкладывает карточку к соответствующему по стилю центральному рисунку.
12. Игра - лото «Русский сувенир».
В процессе игры дети не только знакомятся с видами художественных промыслов, но и развивают внимание, логическое мышление и мелкую моторику рук. В игру входят 8 больших карт (по две на каждый вид промыслов - Дымка, Гжель, Хохлома и Городец), 4 малых разрезных карты с деталями узоров.
Правила игры:
Перед игрой нужно познакомить ребенка с полями и рассказать ему о русских народных промыслах. Дети накладывают элементы узоров на соответствующие пробелы.
13. Аудиодиск с подборкой русских народных мелодий, хороводов, игр, потешек
3. Дидактическая часть.
Описание комплектации и использования в образовательной деятельности с помощью фото.
4.Заключительная часть
Пособие используется для ознакомления с народным творчеством и как материал закрепляющего характера. С помощью пособия у детей дошкольного возраста формируется нравственно патриотическое отношение и чувство сопричастности к малой родине.
Так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают нам возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Из опыта работы мы поняли, что любимые потешки следует время от времени повторять. Дети проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами.
Используя малые формы фольклора в работе с детьми в течение дня, мы с уверенностью можем отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Дети с удовольствием идут в детский сад, не скучают там, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. В играх самостоятельно используют малые формы фольклора. Режимные процессы становятся для детей делом приятным.
Развитие интереса детей к народным промыслам и росписям; умение их различать и узнавать.
Задачи:
Развивать интерес детей к народным промыслам и росписям посредством использования дидактических игр.
Уметь различать цветовые гаммы, характерные для различных промыслов (гжель, городец, хохлома, дымка).
Формировать внимание, память, логическое мышление у дошкольников.
Вызвать положительные эмоции в ходе игровой деятельности.
Воспитывать любовь к декоративно- прикладному творчеству.
***
Дошкольники знакомятся с декоративно-прикладным искусством еще с самого раннего детства: народные игрушки включают в себя элементы росписи (ягоды, листья, цветы), что понятно и доступно детям.Этот вид искусства приобщает детей к обычаям и традициям своего народа, обогащает представления об окружающем мире.
Дидактические игры помогают сформировать познавательный интерес и познавательную активность, узнавать элементы и характерные особенности различных росписей и приобщиться к обычаям и традициям народов, живущих рядом. В доступной и интересной для детей форме, представлена информация о народных промыслах, о росписи, народной игрушке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по народному творчеству.
Дидактические игры по народному творчеству: цели, описание игры....
Картотека дидактических игр по народному творчеству
дидактические игрыпо народному творчеству...
Картотека дидактических игр по народному творчеству.
Игры предназначены для закрепления народных промыслов и народных игрушек....
Картотека дидактических игр ПО НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ для детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игрПО НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУдля детей дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр по народному творчеству .
Картотека дидактических игр по народному творчеству ....
Картотека дидактических игр по народному творчеству .
Картотека дидактических игр по народному творчеству ....
Дидактические игры по народному творчеству
Дидактические игры своими руками...