самообразование "Мнемотехника"
учебно-методический материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение — МДОУ «Детский сад №185»
Самообразование
на тему: «Применение мнемотаблиц для развития памяти у детей с задержкой психического развития старшей группы детского сада».
2020-2021 (учебный год)
Старшая группа 5-6 лет (возрастная группа)
Кастюкевич Елена Алексеевна, воспитатель
2 года (стаж работы)
Ярославль, 2020- 2021
Тема: «Применение мнемотаблиц для развития памяти у детей с задержкой психического развития старшей группы детского сада».
Цель: Выявить эффективность использования приёмов мнемотехники. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
2. Совершенствовать профессиональное педагогическое мастерство, формировать уверенность себе.
3. Разработать перспективный план работы с детьми
4. Ознакомиться с инновационными методиками
5. оформить предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц.
6. подобрать диагностический материал, и провести диагностику в начале и конце учебного года;
7. Принять участие в вебинарах на образовательных сайтах, по теме самообразования
8. Подготовить материал (папку) для обощения полученных знаний
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Актуальность темы:
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро.
Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Психологи утверждают: дошкольный возраст сензитивный период, а значит, наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает – это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.
Старший возраст (5 – 6 лет) самый сложный из-за неустойчивости, быстрой утомляемости и недолговременного внимания. Поэтому, применение наглядных пособий для развития памяти у детей очень актуально и на сегодняшний день
Мнемотехника - эффективный приём обучения. Одним из приемов мнемотехники являются мнемотаблицы.
Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение смысловых звеньев. Главное - нужно передать условно-наглядную схему. Мнемотаблица также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.
Использование мнемотаблиц помогает интересно преподнести содержание изучаемого материала. Хорошо известно, что язык мозга – образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Память – это входные ворота интеллекта.
• Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает.
• Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.
• Подмена мысли памятью – большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.
Предполагаемый результат
умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;
расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира;
мнемотехники, создание картотеки с мнемотаблицами;
разработка конспектов непрерывно НОД, по развитию речи с использованием мнемотехники;
повышение уровня педагогического мастерства педагога;
повышение заинтересованность родителей и педагогов в использовании приёмов мнемотехники для развития памяти у детей с задержкой психического развития.
Этапы работа по теме самообразования
1 этап: Установочный
Постановка целей и задач, подбор литературы, поиск материалов по данной теме.
2 этап: Теоретический
1.Работа с детьми:
внедрить в работу план по использованию приемов мнемотехники для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
оформить для детей мнемотаблицы и схемы;
разработка и реализация ООД.
2.Работа с родителями:
ознакомление родителей с целями и задачами работы дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников;
привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.
3.Самореализация: работа с методической литературой;
подготовка материала для повышения компетентности педагогов и родителей по развитию связной речи у детей;
подбор и систематизация материала, направленная на развитие связной речи дошкольников 5-6 лет.
4 этап: Практический
Работа с детьми (Таблица 1)
Знакомство с символами мнемотехники
Кинезиологическое упражнение «Лягушка»
Результаты мониторинга
Таблицы, дорожки
Перспективное планирование непосредственной образовательной
деятельности педагога с детьми с использованием мнемотехники
Месяц | Тема | Цели |
Сентябрь | Рассматривание игрушки | Формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида. |
Рассматривание картины «Кошка с котятами» | Составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы; Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках и т.д) | |
Октябрь | Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Зимовье». НОД «Осень» | Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. |
Кукольный театр «Зимовье» | Продолжать развивать умение выразительно передавая диалоги персонажей | |
Ноябрь | Рассказывание об игрушках(собака) | Формировать умение описывать с помощью мнемотаблицы; -Развивать навыки диалогической речи. |
Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами» | Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы. | |
Декабрь | НОД составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза». | Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы. |
Январь | Чтение и пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Формировать умение перессказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. |
Кукольный театр «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Продолжать развивать умение выразительно передавая диалоги персонажей | |
Февраль | Рассказывание по набору предметов. | Упражнять: в составлении описательного рассказа о предметах с помощью мнемотаблицы; упражнять в образовании названий посуды. |
Составление описательного рассказа по картине «Мама моет посуду». | Составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине; тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы. | |
Март | Беседа о транспорте, составление описательного рассказа. | Обогатить и уточнить: - представление о транспорте; Помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью мнемотаблицы. |
НОД «Правила движения для ребят и зверят» | Закреплять представление детей об улице, перекрестке, проезжей части, тротуаре,о назначении светофора для машин и людей. Развивать навыки связной речи, внимание, память с помощью мнемотехники. | |
Апрель | НОД составление описательного рассказа по картине «Весна». | Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы;тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы. |
Составление описательного рассказа об игрушках. | Закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы. | |
Май | Беседа о птицах, составление описательного рассказа. | Обогатить и уточнить: - представление о жизни, среде обитания, внешнем виде птиц; Помочь составить описательный рассказ про птиц с помощью мнемотаблицы. |
Составление описательного рассказа по картине «Лето». | составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы. |
Дополнительные сведения
Большинство детей сталкиваются с различными проблемами:
1. Неумение составлять длинные, сложные предложения
2. Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение.
3. Систематическое применение нелитературной лексики.
4.. Дошкольник не может самостоятельно сформулировать вопрос и ответ на поставленные вопросы.
5. Ребенок не может строить правильные логические выводы и утверждения.
Для исправления таких проблем часто применяется мнемотехника, которая получила широкое распространение среди воспитателей детских садов.
Инструментарием мнемотехники являются мнемотаблицы.
Изучая представленные изображения, ребенок может быстро запоминать и воспроизводить текстовый материал, что помогает развитию памяти дошкольников с задержкой психического развития.
Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные схемы, дети учатся строить грамматически правильные, логически
1. Первая мнемотаблица для заучивания стихотворения С. Я. Маршака "Тает месяц молодой. "
1я картинка к двустишию: Тает месяц молодой.
Гаснут звезды чередой.
2я к двустишию: Из распахнутых ворот
Солнце красное идёт.
3я к строке: Солнце за руку ведёт
4я к строке: Новый день и Новый год!
2. Вторая мнемотаблица для заучивания стихотворения «Мама спит, она устала…» Е. Благининой
1я картинка к 1й строке: Мама спит, она устала…
2я к строкам: Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
3я к строкам: Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
4я к строкам: А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
5я к строкам:И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
6я к строкам: Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто,
– Посидим и в тишине.
3. Третья мнемотаблица для заучивания стихотворения Александра Сергеевича Пушкина — «Уж небо осенью дышало»
4. Так же я использовала мнемотаблицы со схемами. Одна из них для пересказа сказа П. Бажова «Серебряное копытце»
Этапы работы с мнемотаблицами:
1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3.Рассказывание при помощи символов.
Очевидно, что использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.
Для лучшего закрепления знаний по изучению органов человека были разработаны мнемотаблицы. По этим таблицам дети легко могут рассказать о строении каждого органа человека, его назначении, о правилах безопасности и гигиенического ухода.