Родительское собрание "Роль родителей в приобщении чтению"
методическая разработка

Роительское собрание в нетрадиционной форме (игра-викторина) в старшей группе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley_v_priobshchenii_detey_chteniyu.docx31.25 КБ
Microsoft Office document icon buklet_-_chtenie.doc61.5 КБ
PDF icon igra.pdf737.46 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в нетрадиционной форме (игра -викторина) в старшей группе

« Роль родителей в приобщении детей к чтению».

Цель: содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книги, помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей. 

Задачи:

- Показать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребёнка, словесного творчества.

- Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка.

План проведения:

1. Чтение стих. «Читающая мама»

2. Доклад « Роль родителей в приобщении детей чтению».

3.Сценка «Однажды вечером»

4. Викторина «Мы – читающая семья».

5.Чтение стихотворений детьми.

3. Подведение итогов собрания. Принятие решений. Раздача буклетов.

4. Исполнение песни

1. Ход собрания.

Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые дети и родители! Мы рады встрече с вами. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о художественной литературе и о домашнем чтении детям. А начнем мы наше собрание с чтения  стихотворения « Читающая мама».

Читающая мама.

Всё начинается с семьи, когда-то в детстве раннем.

Мне дверь открыла в книжный мир читающая мама.

Стихи с утра, в обед – рассказ, а на ночь – чудо-сказка.

И наполнялся каждый раз наш дом теплом и лаской.

Я на коленках у неё сидеть могла часами.

За это чтение вдвоём признательна я маме.

Она дарила мне любовь, прижав меня руками…

Я вслушиваюсь вновь и вновь в любимый голос мамы.

Я помню тот волшебный звук исполненный покоя.

И в хороводе чёрных букв рождался мир героев.

Он наши души тормошил сюжетами историй

И мы смеялись от души и плакали от горя…

И было ясно: хочешь стать успешной и великой –

«Читать» должно быть как «дышать», ведь жизнь пуста без книги.

И эта память детских лет во мне живет упрямо,

Ведь мой читательский билет мне выписала мама.

     

     Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги и, чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают... Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят. Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

       В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка–дошкольника, так как он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

       Домашнее чтение обогащает детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. В наше время молодое поколение мало знает о жизни своих отцов и дедов. И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи. Семейное чтение способствует установлению более близкого общения между людьми разного поколения, а для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми.

      В современном мире существует много возможностей для всестороннего развития личности. Однако ученые бьют тревогу: дети теряют способность к мыслительному процессу, к логическому мышлению. Все чаще телевизор, компьютер заменяет им книги. Чтение превращается в скучный учебный предмет, когда дети читают лишь программные произведения. Как же вернуть детям книгу? Чтобы воспитать в ребенке активного читателя.

2. А теперь перейдем ко второй части нашего собрания – проведение викторины, цель которой: определение уровня знаний родителей в области художественной литературы.

Викторина « Мы -  читающая семья».

Для начала нужно разделиться на две команды , выбрать капитанов и название команд.

Жюри: воспитатели.

1. Определить жанр произведения по отрывку. За каждый верный ответ присуждается один балл.

Воспитатель: Жанр – вид художественного произведения, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

                  Для 1 команды

« Как аукнется, так и откликнется»        (пословица)

«На дворе трава – на траве дрова»      (Скороговорка)

«Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели…» ( Потешка)

«В некотором царстве, в некотором государстве…» ( Сказка)

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король королевич, сапожник, портной…»  (Считалка)

«Как по морю, морю синему, бегут побегут тридцать кораблей. Тридцать кораблей – един сокол- корабль самого Садка, гостя богатого. А все корабли что соколы летят…» ( Былина.)

«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)

«Попрыгунья стрекоза

  Лето красное пропела

  Оглянуться не успела

  Как зима катит в глаза» (басня)

                            Для 2 команды

«Хочешь есть калачи - не лежи на печи». (Пословица)

«От топота копыт пыль по полю летит». (Скороговорка)

«Котя, котенька, коток, котя серенький хвосток, приди котя ночевать, приди детечек качать…».

(Потешка)

«Жила-была коза. Построила себе коза избушку. Каждый день уходила коза за кормом….». (Сказка)

«Шла машина темным лесом,

 За каким-то интересом.

 Инте-инте-интерес.

 Выходи на букву С». (Считалочка)

«Из того ли – то города из Муромля. Из того ли села да с  Карачарова. Выезжал удаленький дородный добрый молодец…» (Былина)

«Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)

« По улицам слона водили

Как видно напоказ

Известно, что слоны в диковинку у нас

Так за слоном толпы зевак ходили.

Отколе не возьмись, навстречу Моська им…» (басня)

 2. Игра «Как дальше?"

Воспитатель: Родители должны знать пословицы и поговорки, уметь объяснить детям её смысл.

Задание: Зачитываются начальные фразы пословиц, участникам необходимо дать свой вариант продолжения, чтобы сохранился поучительный смысл сказанного. За каждый правильный ответ- 1 балл.

                     для 1-й команды:

Спрос не грех, отказ... (Ответ: не беда.)

Красно поле пшеном, а беседа... (Ответ: умом.);

Поменьше говори, побольше... (Ответ: услышишь.)

На шутку не сердись, а в обиду... (Ответ: не вдавайся.)

 « Что написано пером…»        (не вырубишь топором)

« Не плюй в колодец…»         (пригодится – воды напиться)

« Не имей сто рублей…»        (а имей сто друзей)

« Семь раз отмерь…»              (один раз отрежь)

                       Для 2-й команды:

В добрый час молвить, а в дурной... (Ответ: промолчать.);

На ласковое слово не сдавайся, на противное... (Ответ: не обижайся.)

Много крику, мало... (Ответ: толку.)

Звон не молитва, крик не... (Ответ: беседа.)

«Что посеешь…»                      (то и пожнешь)

« Любишь кататься…»            ( люби и саночки возить)

« Хочешь, есть калачи…»       (Не сиди на печи)

« Не красна изба углами…»   (А красна – пирогами)

3.  «Знатоки детской художественной литературы». За каждый правильный ответ – 1балл.

1. Вспомните,  кто говорил  такие волшебные слова и в какой сказке:

                 Для 1-й команды:

« По щучьему веленью,  по-моему,  хотенью…». ( Емеля. «По щучьему велению»)

« Сивка-бурка,  вещий каурка!   Стань  передо мной,  как лист перед  травой!» ( Иван-дурак . « Конек-Горбунок» П. Ершов)

« Спи,  глазок, спи,  другой!». ( Мачехина дочка Одноглазка. « Хаврошечка»)

« Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?». ( Морозко .« Морозко»)

                 Для 2-й команды:

«Как мне не печалиться,  серый волк, остался я без доброго коня…» ( Иван-царевич. « Иван- царевич и серый волк» )

« Несу косу на плечи, хочу лису посечи,  слезай, лиса, с печи!» ( Петушок .« Заюшкина избушка»)

« Козлятушки-ребятушки, отворитеся,  отопритеся».( Коза. « Волк и семеро козлят»)

« Свет мой, зеркальце, скажи…» ( Царица. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» )

                                                                                 

4.  Разрешение проблемной ситуации: (оценивается от 1 до 5 баллов)

1. В детском саду воспитатель читал детям сказку русского писателя В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Детям сказка очень понравилась. После прочтения они бурно её обсуждали. А Петя с раздражением заметил: «А мне папа сказал, что никакого Деда Мороза нет, все это выдумки, и подарки он детям не покупает и никому ничего не дарит. Подарки детям под ёлку кладут их родители». Некоторые дети засомневались – а правда ли существует Дед Мороз!?

Задача: доказать ребёнку, что Дед Мороз существует.

2. В детском саду воспитатель читал сказку русского писателя С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». После обсуждения сказки Оля сказала: «Я не верю, что от любви младшей дочери чудовище смогло превратиться в прекрасного принца. Мама говорит, что так не бывает, что сказкам верить нельзя!»

Задача:  доказать ребёнку, что от любви чудовище может превратиться в прекрасного принца.

Жюри подводит итоги, объявляется команда  победительница.

5. Конкурс «Кто здесь был и что забыл?».

Каждая команда получает вещи (или картинки) и стараются в течение 2 минут определить произведение, из которых они взяты, назвать автора.

1.Телефон(«Телефон» К.Чуковского),

2.Монетка («Муха-Цокотуха» КЧуковский),

 3)Мыло, полотенце («Мойдодыр» К.Чуковский),

3.Зайчик («Игрушки» А.Барто),

4)Мячик («Наша Таня» А.Барто)

6.Поэтический турнир.

Команды получают задание – сочинить по данным рифмам стихотворные строчки: читают — листают, листочки - цветочки.

7.Выполнить пантомиму на любое стихотворение (А. Барто ).

8.Нарисовать иллюстрации к сказкам «Теремок», «Колобок».

Воспитатель:  закончен конкурс, он у нас рассчитан лишь всего на час, но вы читающий народ любите книгу круглый год.

3. Подведение итогов собрания.  Принятие решения. Раздача буклетов.

1. Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное.

2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.

3. Провести в группе акцию « Книга в подарок».

4. Разное.

.








Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                            МБОУ «Средняя общеобразовательная

                                                                                                                                                                                                        школа №6» (дошкольные  группы)

       

              Сохраните памятку!

        Она вам очень пригодится                                                                                                                   Памятка для родителей

           в развитии ваших детей!        детей старшего                                                

                                                                                                                                                                            дошкольного  возраста.                                                 

        

        

        

        Буклет подготовила

Воспитатель  старшей группы

      Нигамадьянова Г.М.

             г.Югорск

                2020г.

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»

«Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»                 Художественная литература сопровождает ребенка с пер...

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении детей к чтению»

Повысить интерес родителей и детей к художественному чтению....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»

Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"...

Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению". Старшая группа

Художественная  литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус....

Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ ?...

Рекомендации для родителей«Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы»

laquo;Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы»...

Памятка для родителей : "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению "

Памятка для родителей : "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению "...