Консультация для воспитателей «С чего начать подготовку дошкольника к школе»
консультация (старшая группа)
В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, можно часть умений сформировать в старших группах детского сада.
Цель — заложить основы грамоты (первоначальное чтение и подготовка к обучению письму).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«С чего начать подготовку дошкольника к школе»
1.Подготовка к обучению грамоты.
В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, можно часть умений сформировать в старших группах детского сада.
Цель — заложить основы грамоты (первоначальное чтение и подготовка к обучению письму).
Общие задачи обучения:
- знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
- знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
- научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
- научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
- научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
- научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
- Познакомить с печатными буквами
На занятиях по обучению грамоте следует уделять особое внимание интонационной выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.
2..Подготовка к обучению чтения
Общие задачи обучения: * Звуки речи. Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и выделять из них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец). Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию. Учить детей устанавливать последовательность звуков в слове. Познакомить с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных.
*Образ буквы. Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт). Способствовать запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать схожие по изображению буквы.
*Первоначальное чтение. Дать практическое представление об основном механизме чтения слогов (с введением согласных звуков и букв), т. е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при его чтении.
*Предложение. Слово. Дать первоначальное представление о предложении и слове (составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; умение слышать отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на слова, последовательное выделение слов из предложений; определение количества слов). Дать первоначальные представления о слоге и ударении.
- Подготовка к обучению письму
Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего, является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого. Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления, которые являются составной частью занятий по основам грамоты и развитию речи. Каждое направление наполнено своими задачами и учебным содержанием. Представим их.
1.Развивать руку. Сформировать правильный захват орудия письма. Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает. Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.
2.Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме. Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.
3.Развивать мелкую моторику рук. Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами. Активно включать в жизнь детей разнообразные формы работы для развития мелкой моторики рук (работа с карандашом и со штампами, ниткопись и бисерография и т. п.). Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки.
В результате выполнения графических упражнений дети учатся: а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму; б) ориентироваться на листе бумаги; в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением руки.
4.Начать подготовку к технике письма.
-Развивать пространственную ориентировку. В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.
-Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости. Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение отдельных элементов.
-Упражнять в аналитико-синтетической деятельности. Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.
-Формировать элементарные графические умения. Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.). Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров предметов. Прописывание на линии группы контурных изображений предметов (сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение имело свое название «Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Пропеллеры» и т.д. Такое образное соотнесение позволяет детям за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию, творчество, делает сложную кропотливую работу по формированию графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "С чего начать подготовку ребенка к школе?"
Материал содержит рекомендации для родителей по подготовке ребенка к школе - как и во что играть, что почитать, какие занятия провести, на какие темы беседовать, чтобы безболезнено подготовить ребенка...
Консультация для родителей"С чего начать подготовку ребенка к школе"
Консультация для родителей "С чего начать подготовку ребенка к школе"...
Консультация для воспитателей «Использование сказки при подготовке детей к школе»
В настоящее время издается большое количество теоретической и ме-тодической литературы по подготовке детей к школьному обучению. Между тем актуальность этого вопроса из года в год только возраста...
с чего начать подготовку дошкольника к обучению грамоте
в данном материале представлены задаци и цели подготовки дошкольника к обучению грамоте в детском саду....
Консультация для воспитателей "Использование сказки при подготовке детей к школе"
Сказка помогает сформировать у детей позитивные модели поведения, позволяет им на эмоциональном и вербальном уровнях понять и осознать "что такое хорошо и что такое плохо", дает возможность ...
Советы логопеда. С чего начать подготовку ребёнка к школе? что должен знать ребёнок, идущий в школу?
Готовить к школе ребенка нужно постепенно и начинать можно уже с трех лет. Книги и тетради покупайте соответственно возрасту. Не торопитесь, чтобы не переусердствовать и не лишить ребенка же...