Подвижные игры для дошкольников
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Подвижныеигры для дошкольников с указанием возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_dlya_doshkolnikov.docx | 52.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры для дошкольников
Бездомный заяц (6-7 лет)
Из числа играющих выбираются охотник я бездомный заяц. Остальные играющие — зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой.
Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц — охотником.
Эту игру можно проводить и со всей группой детей. В этом случае круг образуют взявшиеся за руки 4—5 детей. В каждом таком кружке становится по зайцу. Игра проводится по тем же правилам.
Через 2—3 минуты по сигналу воспитателя игра прерывается. Один из детей, образующих круг, меняется местами с зайцем, стоящим внутри круга. Игра возобновляется и повторяется 4—5 раз, с тем чтобы все дети побывали в роли зайца.
Бусинки (5-7 лет)
Перед началом игры выбирают ведущего, который будет ловить детей - «собирать бусинки». Все дети встают за ним в колонну. По сигналу взрослого начинается ходьба за ведущим (дети 4—5 лет выполняют ходьбу по кругу, дети 5—7 лет — «змейкой» по залу или площадке), одновременно все дети произносят текст:
Раскатились бусинки по ковру.
Я сегодня бусинки соберу.
Насажу на ниточку по одной —
Бусики получатся для мамочки родной.
С окончанием слов все разбегаются, а ведущий их ловит. Дети, которых ведущий запятнал, выполняют ходьбу в колонне друг за другом по периметру зала (очередность построения колонны находится в зависимости от последовательности выбывания из игры).
Волк во рву (6-7 лет)
Посредине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80—100 см одна от другой - это ров. По краям площадки на расстоянии 1—2 шагов от ее границ очерчиваются дома коз. Из числа играющих выбирается волк, остальные изображают коз.
Все козы располагаются в одном из домов. Волк становится в ров.
По сигналу воспитателя: «Волк во рву!» — козы бегут на противоположную сторону площадки (в другой дом), перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать (коснуться). Пойманных он отводит в сторону. Затем воспитатель снова говорит: «Волк во рву», — козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.
После трех-четырех перебежек (согласно условию) все пойманные козы возвращаются в свой дом и выбирается другой волк (но не из числа пойманных коз). Игра повторяется.
Горячая картошка (усложнение) (5-7 лет)
Дети стоят в кругу воспитатель говорит: «Мяч – это горячая картошка, которую нельзя удержать в руках и как можно быстрее нужно передать», деть по сигналу «начали», передают мяч по кругу, воспитатель, может добавить еще один мяч!!!
После сигнала стоп (свисток, хлопок, музыка) у кого мяч (мячи) остались выходят из игры.
Гуси-лебеди. (5-7 лет)
На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место — луг. Дети, исполняющие роли волка и пастуха, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лугу, летают.
Пастух. Гуси, гуси!
Гуси (останавливаются и отвечают хором). Га, га, га!
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да!
Пастух. Так летите!
Гуси. Нам нельзя, Серый волк под горой Не пускает нас домой.
Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек (по условию игры) подсчитывают пойманных волком гусей. Затем назначаются новые волк и пастух. Игра повторяется 3—4 раза.
«Давайте вместе с нами» (3-5 лет)
Дети стоят врассыпную. Воспитатель вместе с детьми говорит слова и показывает движения.
Давайте вместе с нами, | Поднять руки в стороны |
Потопаем ногами. | Потопать ногами стоя на месте |
Похлопаем в ладоши, | Похлопать в ладоши |
Сегодня день хороший! | Поднять прямые руки вверх, в стороны |
Два Мороза (5-7 лет)
На противоположных сторонах площадки (или комнаты) отмечают линиями два дома. Расстояние между домами — 20— 30 шагов (12—15 м). Играющие располагаются на одной стороне площадки. Выбираются двое водящих, которые становятся посредине площадки между домами, лицом к детям, — это Мороз — Красный нос и Мороз — Синий нос.
По сигналу воспитателя: «Начинайте!» — оба Мороза говорят:
Мы два брата молодые.
Два Мороза удалые:
Я Мороз — Красный нос,
Я Мороз — Синий нос.
Ну-ка, кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают Морозам;
После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных играющих. Замороженных подсчитывают, после чего они присоединяются к остальным играющим.
Перебежки повторяются 3—4 раза. После подсчета общего числа замороженных выбираются (при помощи считалки) новые Морозы, и игра возобновляется.
В конце игры подытоживают, какая пара Морозов заморозила большее число играющих.
День и ночь (6-7 лет)
Участники игры делятся на две команды «День» и «Ночь».Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой.
Посередине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту сторону и другую выстраиваются команды спиной друг к другу.
Воспитатель говорит: «Приготовились!» -а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «День», то дети из команды «Ночь» бегут в свой дом, а дети из команды «День» поворачиваются и ловят их, но только до границы дома убегающих. Подсчитывается количество пойманных , затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала. Игра повторяется 4-6 раз. Воспитатель может назвать одну и ту же команду два раза подряд, но нужно, чтобы в общей сложности каждая команда ловила одинаковое количество раз. Выигрывает команда, которая поймала больше детей.
Заря – зарница (5-7 лет)
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица.
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
«Запрещенное - движение» (6-7 лет)
Играющие образуют круг. Воспитатель заранее условливается с ними, какое движение нельзя делать, например: присесть, захлопать в ладоши, помахать руками. Затем под музыку педагог показывает различные движения, которые играющие должны в точности повторять за ним. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее игра.
Неожиданно воспитатель показывает запрещенное движение. Тот из играющих, кто по невнимательности повторит его, должен будет потом сплясать, спеть, прочесть стихотворение по собственному усмотрению.
Можно усложнить игру: договориться о том, что есть два движения, которые повторять нельзя, а вместо них надо делать другие. Например, когда педагог кладет руку на затылок, играющие должны присесть, скрестив ноги, а когда он наклоняется вперед, они должны два раза хлопнуть в ладоши.
«Ипподром» (5- 7 лет)
Взрослый показывает и называет действия, а дети повторяют движения.
«Лошадка бежит, бежит» | Хлопаем руками по коленкам |
«Лошадка идет по траве» | Трем ладошки рук |
«А тут барьер | Набираем воздух в рот и ударяем по щекам |
и еще барьер….» |
Так, меняя местами действия, повторяется несколько раз.
Караси и щука (5-7 лет)
Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группки: одна из них — камешки — образует круг, другая — караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом.
По сигналу воспитателя: «Щука!» — она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.
Игра проводится 3—4 раза, после чего подсчитывается число пойманных.
Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.
Карусель (4-6 лет)
Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом кру-гом, кру-гом.
Все бегом, бегом, бегом.
В соответствии с текстом дети идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее, а под конец бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бё-жа-ли, по-бе-жа-ли».
После того как дети пробегут два раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой, и бегут в другую сторону.
Затем воспитатель продолжает вместе с детьми:
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!
Движение карусели становится постепенно все медленнее. При словах «Вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке.
После того как дети немного отдохнули, воспитатель дает три звонка или три раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять места на карусели, т. е. становятся в круг, берут шнур.
Игра возобновляется. Не успевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка.
Игру «Карусель» можно проводить с обручами. Каждый держится за два обруча одной и другой рукой, образуя замкнутый круг. Все движения производятся так же, как и со шнуром.
Когда дети оставляют карусель, надо следить, чтобы они клали обручи на пол аккуратно, тогда при повторении игры можно быстро их взять и снова образовать круг.
Ключи (5-7 лет)
Играющие дети встают в кружки, начерченные на площадке. Выбирается один водящий. Он подходит к любому из играющих и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к Сережке (называется имя одного из детей), постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами.
Водящий должен быстро занять освободившийся кружок.
Если водящий долго не сумеет занять кружка, он может крикнуть: «Нашел ключи!»; тогда все играющие должны меняться местами. В это время водящий легко займет чей-нибуть кружок.
Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.
Если игра проводится в помещении, вместо начерченных кружков можно использовать пластмассовые обручи.
Колпак мой треугольный (6-7 лет)
Ведущий объясняет правила игры. Слова в тексте заменяются движениями.
А текст такой:
Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Сначала заменяем слово, колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем - слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом - слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.
Игру можно повторять несколько раз, ускоряя темп.
Космонавты (4-7 лет)
По краям площадки чертятся контуры ракет (двух-, четырехместные). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей.
Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят.
После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.
Во время полета вместо рассказа о виденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.
Лавата (5-7 лет)
Дети, стоя в кругу и не держась за руки, двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов - в другую сторону, произнося:
Дружно танцуем мы - тра-та-та, тра-та-та,
Танец любимый наш- это лавата.
Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо – влево.
Затем поочередно водящий дает другие задания:
Мои плечи хороши, а у соседа лучше;
Мои уши хороши, а у соседа лучше;
Мои щеки хороши, а у соседа лучше;
Моя талия хороша, а у соседа лучше;
Мои коленки хороши, а у соседа лучше;
Мои пятки хороши, а у соседа лучше.
Ладошки (5- 7 лет)
Двое играющих становятся друг против друга. Они одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют их перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест - правую с правой, левую с левой. Затем хлопок - и снова ладони вместе! Сначала эти движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается сначала.
Мы веселые ребята... (5-7 лет)
Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта.
Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.
Дети хором произносят текст:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать:
Раз, два, три - лови!
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки.
После двух-трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Если ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его выразительно.
Мы по Африке гуляли (5- 7 лет)
Воспитатель показывает движения и читает текст, дети выполняют движения согласно тексту.
Мы по Африке гуляли | Топаем ногами |
И бананы собирали | Изображаем сбор банан |
Маме дам, папе дам, | Стучим по правому, а затем по левому колену |
И себя не обделям | Стучим правой, левой рукой по груди |
Вдруг огромная горилла | Обводим большой круг руками |
Чуть меня не раздавила | Стучим правой, левой рукой по груди |
Маме дам, папе дам | Стучим по правому, а затем по левому колену |
И себя не обделям | Стучим правой, левой рукой по груди |
Мышеловка (5-7 лет)
Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг - мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.
Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:
Ах, как мыши надоели, Развелось, их просто страсть. Все погрязли, все поели, Всюду лезут – вот напасть. | Берегитесь же, плутовки, Доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловки, Переловим всех за раз! |
По окончаний стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают а мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя «хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают - мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили стихи выразительно, негромко, делая логические ударения, не скандируя каждый слог.
В конце следует отметить наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.
Мы топаем ногами (4-7 лет)
Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая детям возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
С этими словами дети дают руки друг другу, образуя круг. Далее они продолжают:
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
Дети бегут по кругу взявшись за руки.
Мышонок (4-7 лет)
Сел мышонок на масленок , | Ладонь правой руки накрывает кулак левой. |
А масленок - липкий гриб | Кулак левой руки вращается вокруг своей оси |
Посидел на нем мышонок | Поелозить ладонью правой руки по кулаку левой |
И прилип, прилип, прилип | «Отрываем» ладонь от кулака, а она держится , плотно обхватив кулак левой |
Мяч водящему. (5-7 лет)
Провести 2 линии. Расстояние между ними 2—3 м. Играющие становятся друг за другом за первую линию. Напротив них, за другую линию, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым, а тот возвращает мяч водящему и перебегает в конец колонны, вся колонна продвигается вперед, - к исходной линии подходит следующий. Когда все дети бросят мяч, выбирают нового водящего.
Указания. Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае играющим удобно стать в несколько колонн и выбрать столько же водящих. Если игроки роняют мяч, водящий бросает его повторно, но из-за этого колонна теряет время.
Найди и промолчи»(5-7 лет)
Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю. Он предлагает им повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой-нибудь предмет. По разрешению воспитателя дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета.
Нашедший предмет подходит к воспитателю и тихо, на ухо говорит, где он его нашел. Если он сказал правильно, то отходит в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут предмет.
Найди себе пару (4-7 лет)
Для игры нужно приготовить флажки по количеству играющих детей. Половина флажков одного цвета, остальные — другого цвета. Дети получают по одному флажку. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате).
По другому сигналу (например, два удара в бубен) дети, имеющие одинаковые флажки, находят себе пару.
В игре должно принимать участие нечетное число детей, чтобы один из играющих остался без пары. Обращаясь к оставшемуся без пары, все играющие хором говорят:
Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др.),
Быстро пару выбирай.
Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется.
Воспитатель должен следить за тем, чтобы во время бега дети держали свои флажки поднятыми вверх, чтобы на них не натолкнулись другие участники игры.
На лошадке Зорьке (5-7 лет)
Дети встают по двое друг за другом и размещаются по периметру зала (площадки), где проводится игра. В каждой паре стоящий впереди — «лошадка Зорька», а стоящий сзади в шаге от него — «наездник». «Наездник» кладет ладони на плечи впереди стоящему.
По сигналу взрослого дети начинают ходьбу: «лошадки» идут с высоким подниманием бедра, а «наездники» — обычным шагом и при этом произносят слова:
На лошадке Зорьке еду, Еду, еду не спеша. Утомилась моя Зорька — Едет тихо, чуть дыша. Я лошадку распрягу — Пусть попьет водички.
Сам я тоже (сама тоже) отдохну, Погляжу на птичку.
С последними словами «наездники» опускают руки и садятся на пол (приседают при проведении на открытом воздухе), а «лошадки» расходятся в разные стороны подальше от своего «наездника».
По сигналу взрослого «Побежали!» «лошадки» начинают бегать в медленном темпе врассыпную. Взрослый произносит:
Зорька хочет убежать. Надо нам ее догнать.
После этих слов сидящие дети быстро встают, и начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, поймавший «лошадку» (коснувшийся партнера рукой), «запрягает» ее — кладет руки на плечи, и пара выполняет ходьбу.
Затем дети меняются ролями.
Правила: Ребенок, стоящий сзади, легко держит руки на плечах товарища, не хватая за одежду, не подталкивая его вперед.
Нос – ухо (6-7 лет)
Ведущий предлагает игрокам взять правой рукой нос, а левой рукой - правое ухо; затем левой рукой - нос – а правой - левое ухо. Делать это надо быстрее и быстрее. Побеждает тот, кто меньше допустит ошибок.
Огуречик, огуречик (4-7 лет)
На одном конце площадки - воспитатель – «ловишка», на другом - дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах под приговорку:
«Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет».
По окончании слов дети убегают на свои места , ловишка их ловит.
Отдай честь! (6-7 лет)
Отдать честь правой рукой, а левую руку одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.
Передай предмет (5-7 лет)
Дети делятся на две команды (считалкой, расчетом на 1-2), команды садятся на лавки. У каждой команды в корзины лежат разные мячи по размеру. По сигналу ведущего дети начинают быстро передавать мячи по кругу, последний мяч кладет в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст все мячи в корзину.
Мяч передается из рук в руки каждому играющему.
Повстречались (3-5 лет)
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»
Два щенка: «Гав-гав!»,
Два жеребенка: «Иго-го!»,
Два тигренка: «Р-р-р»,
Два быка: «Му-у!».
Смотри, какие рога.
Поймай хвост дракона (6-7 лет)
Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впередистоящего за пояс. Они изображают дракона. Первый в колонне – это голова дракона, последний - хвост. По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача головы – поймать хвост. А задача хвоста - убежать от головы. Туловище дракона не должно разрываться, т.е. играющие не имеют права отцеплять руки.
После поимки хвоста можно выбрать новую голову и новый хвост.
Ровным кругом (4-7 лет)
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря слова стихотворения:
«Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!»
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и др.
Рыбы, птицы, звери (5-7 лет)
Дети становятся в круг. В центре - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит: «Зверь». Поймавший мяч должен быстро назвать кого - нибудь из животного мира и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет «рыба» или «птица», поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не ответит ведущему или долго тянет с ответом, выбывает из игры.
Совушка (5-7 лет)
В одном из углов площадки обозначается гнездо совушки. В гнезде находится водящий — совушка. Остальные играющие бегают по площадке, изображая жуков, бабочек и других насекомых. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ночь!» Играющие замирают на месте в той позе, в какой их застала ночь. Совушка вылетает из своего гнезда. Медленно летит, машет крыльями и смотрит, не пошевельнется ли кто. Того, кто пошевелился, совушка уводит к себе в гнездо.
А воспитатель говорит: «День!» Бабочки, жуки и другие опять начинают летать, кружиться, жужжать.
После 2-3 вылетов совушки на охоту подсчитывается число пойманных. Выбирается другая совушка.
Указания. До начала игры воспитатель рассказывает о повадках совушки, о том, что она хорошо видит ночью. Предупреждает, что совушка должна следить одновременно за всеми насекомыми.
С добрым утром! (4-7 лет)
Дети стоят врассыпную по залу. Воспитатель проговаривает слова текста и показывает движения, дети повторяют.
С добрым утром, глазки! | Указательными пальцами поглаживать веки глаз |
Вы проснулись? | Соединить указательный и большой пальцы обеих рук, сделать из пальцев «бинокль» и посмотреть в него |
С добрым утром, ушки! | Ладонями поглаживать уши |
Вы проснулись? | Расставить пальцы рук, приложить ладони к ушам сделать уши «Чебурашки» |
С добрым утром, ручки! | Погладить то одну, то другую руку |
Вы проснулись? | Хлопки в ладоши |
С добрым утром, ножки! | Погладить коленки ног |
Вы проснулись? | Потопать ногами |
С добрым утром, солнце! | Поднять руки вверх, посмотреть на солнце |
Я – проснулась (проснулся)! | Посмотреть вверх |
Солнышко, заборчик, камешки (4-7 лет)
Руки подняты вверх, пальцы обеих рук растопырены – это солнышко.
Руки подняты, ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу – это заборчик.
Руки сжаты в кулаки - это камешки.
Сосед, подними руку (6- 7 лет)
Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, сосед слева — правую, т.е. ту руку, находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями. Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.
Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.
Три, тринадцать, тридцать (5-7 лет)
Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий стоит перед ними. Если он говорит «три», — все игроки должны поднять руки в стороны, при слове «тринадцать» — вверх, при слове «тридцать» — на пояс (можно придумать и другие движения). Водящий называет любое из трех перечисленных чисел. Игроки должны быстро выполнять соответствующие движения. Тот, кто допустил ошибку, отходит на шаг назад и там продолжает игру. Выигрывает тот, кто дольше всех останется на исходной позиции.
Если игрок сделает хотя бы попытку к неправильному движению, он получает штрафное очко — отходит назад.
Водящий имеет право растягивать слова, например: «Три-и-и…» — играющим нужно внимательно следить за окончанием слова.
Тик – так – тук (5-7 лет)
Дети стоят врассыпную по залу. Воспитатель подает сигнал «Тик», тогда все делают наклоны влево-вправо; по сигналу «Так»- останавливаются, а по сигналу «Тук» - подпрыгивают на месте. Все сигналы повторяются 5-8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Последовательность сигналов должна меняться. По окончании игры нужно отметить самого внимательного игрока.
Тишина (3-5 лет)
Дети идут в обход площадки в колонне по одному и говорят:
«Тишина у пруда.
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпайте, малыши».
На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза (10 с).
Три медведя (4- 6 лет)
Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем
Три медведя шли домой | Маршируют на месте |
Папа был большой - большой | Поднимают руки вверх |
Мама чуть поменьше ростом, | Вытягивают руки вперед на уровне груди |
А сынок - малютка просто. | Ставят руки на пояс |
Очень маленький он был. С погремушками ходил | Имитируют игру с погремушкой |
У кого меньше мячей (5-7 лет)
Дети делятся на две команды (считалка, расчет на 1-2), площадка разделяется сеткой. У каждого ребенка по мячу, по сигналу воспитателя дети начинают перекидывать мячи через сетку как можно быстрее, по сигналу «Стоп» воспитатель подсчитывает сколько мячей у той и у другой команды, у кого меньше мячей та команда и победила.
Удочка (5-7 лет)
Дети стоят по кругу. В центре круга - воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног.
Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.
Время от времени следует делать паузы, чтобы дать детям отдохнуть.
Угадай, что делали (5-7 лет)
Воспитатель выбирает одного играющего, который отходит от всех детей на 8— 10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают остальные играющие.
Дети договариваются, какое действие они будут изображать. По слову воспитателя: «Пора!» — отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:
Здравствуйте, дети!
Где вы бывали?
Что вы видали?
Дети отвечают:
Что мы видели,— не скажем,
А что делали,— покажем.
Все дети изображают какое-нибудь действие, например, играют на гармонии, скачут на лошадках и т. д.. Спрашивающий отгадывает. Если он не отгадал, тот проигрывает. Дети говорят ему, что они делали, и придумывают новое действие. Он отгадывает снова. Затем на его место выбирается другой играющий, и игра повторяется.
У тети Моти (6-7 лет)
Играют двое или несколько детей. Водящий (взрослый) подает команду: «Правая рука». Все начинают проговаривать веселый стишок, двигая согнутой в локте правой рукой:
У тети Моти четыре сына,
Четыре сына у тети Моти.
Они не ели, они не спали.
А только пели один куплет.
Закончив приговор, взрослый тут же командует: «Правая рука, левая рука», снова читает стишок, и в движения включаются две руки сразу. Движения нарастают одновременно. Точно также начинают по одной работать вместе с руками ноги (притопывают ногами), тазобедреный сустав, плечи, голова. В конце играющие похожи на тряпичные куклы, которых дергают за все веревочки сразу. Чем быстрее, тем смешнее.
Хитрая лиса (5-6 лет)
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, - не выдаст ли она себя чем-нибудь.
Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) — сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга.
Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», — хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»
Все играющие разбегаются по площадке, и лиса их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону.
После того как лиса поймала двух-трех детей, воспитатель говорит: «В круг». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.
Четыре стихии (6- 7 лет)
Играющие выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Чье звено скорее соберется? (5-7 лет)
Играющие делятся на несколько групп с одинаковым числом детей. Каждая группа выбирает ведущего и становится за ним в колонну. Воспитатель раздает ведущим ленточки разного цвета. По цвету ленточки звено получает наименование — «зеленые», «синие», «красные», и т. п.
Воспитатель ударяет в бубен, все играющие начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях, меняя движения в зависимости от задаваемого воспитателем темпа и ритма. По сигналу «на места» водящие останавливаются на том месте, где их застал сигнал, и поднимают ленточку вверх. Остальные быстро собираются за водящим в колонны, равняются и стоят по стоике «смирно». Воспитатель отмечает, какое звено собралось первым.
Вариант. Когда все находятся в движении, воспитатель говорит: «Стой!» Все играющие останавливаются и закрывают глаза, а водящие тем временем перебегают на другие места, поднимают ленточки и замирают. Воспитатель произносит: «На места!» Дети открывают глаза и спешат построиться за своим водящим.
Указания. В игре можно использовать разные построения и положения: в шеренги, в круги, сесть на пол по-турецки, остановиться на одной ноге и т. п. Можно ввести условие: «Делай, как водящий», тогда, построившись в звенья, дети принимают позу, показанную водящим.
Шел король по лесу (4-7 лет)
Дети становятся в круг берутся за руки. Дети идут по кругу и говорят слова и выполняют движения по тексту:
Шел король по лесу, | Ходьба по кругу, взявшись за руки |
по лесу, по лесу | |
Нашел себе принцессу, | |
принцессу, принцессу | |
Давай с тобой попрыгаем, | Прыжки на двух ногах на месте |
попрыгаем, попрыгаем | |
И ножками подрыгаем, подрыгаем, | Выбрасывают прямые ноги вперед |
подрыгаем | |
И ручками похлопаем, похлопаем, | Хлопают в ладоши |
похлопаем | |
И ножками потопаем, потопаем, | Топают ногами на месте |
потопаем |
Это Я (4-7 лет)
Воспитатель показывает детям, как следует выполнять движения, выразительно произносит текст. Дети выполняют движения, подражая воспитателю.
Это глазки. Вот. Вот. | Показывают сначала левый потом правый глаз |
Это ушки. Вот. Вот. | Берутся сначала за левое ухо, потом - за правое. |
Это нос. Это рот. | Левой рукой показывают рот, правой - нос |
Там спинка. Тут живот. | Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот |
Это ручки. Хлоп, хлоп. | Протягивают обе руки, два раза хлопают |
Это ножки. Топ, топ. | Кладут ладони на бедра, два раза топают |
Ой, устали. Вытрем лоб | Правой ладонью проводят по лбу |
Литература
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для дошкольников. – М.: «АКАпринт», 2011.-32с.
Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать.- М.: Просвещение, 1983 с.
Дворкина Н.И., Лубышева Л.И. Физическое воспитание детей 5-6 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств. – М.: Советский спорт, 2007.-80 с.
Дедулевич М.Н. Играй – не зевай: подвижные игры с дошкольниками.- М.: Просвещение, 2007. – 64 с.
Ковалева Е.В. Веселые игры на свежем воздухе для детей и их родителей.- М.:ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ ХХ1 век», 2007.-189 с.
Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. - СПб.: Дельта, 1998.-208с.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.: Просвещение, 1983.-224с.
Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.-304с.
Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации. Часть 1./Сост. Тимофеева Е.А., Сагайдачная Е.А., Кондратьева Н.Л. -М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2008.-96с.
Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации. Часть 2./Сост. Тимофеева Е.А., Сагайдачная Е.А., Кондратьева Н.Л. -М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2009.-112с.
Шамина А.В. Лучшие игры для детей на свежем воздухе. - М.:РИПОЛ классик, 2007.-256с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры для дошкольников
подвижные игры в стихотворной форме для дошколят...
Подвижные игры для дошкольников
Предлагаю картотеку подвижных игр и народных игр для детей старшего дошкольного возраста....
Подвижные игры для дошкольников на свежем воздухе
В материалах рассказвыается о пользе игр с детьми на свежем воздухе и примеры игр....
Сюжетные подвижные игры для дошкольников по теме «Дикие животные»
Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил; это игра, в основе которой лежат разнообразные движения (ходьба, бег, метание, лазание, ползан...
Подвижные игры для дошкольников в подготовительной группе
Игры с окончанием на -АН...
Подвижная игра для дошкольников старшей группы «От Москвы и до Берлина»
Подвижная игра для дошкольников старшей (подготовительной) группы «От Москвы и до Берлина» (бег с препятствиями по пересеченной местности)...
Подвижные игры для дошкольников (статья)
Подвижные игры для детей дошкольного возраста....