Музыка в трудовом воспитании дошкольника
статья

Вакуленко Наталья Михайловна

Музыка в трудовом воспитании дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_02_22_muzyka_v_trud.vosp_.docx216.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыка в трудовом воспитании дошкольника»

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека»                                                                 Сухомлинский В. А.

        Труд играет важную роль как в жизни общества в целом, так и в процессе становления личности человека. Он представляет собой сложную деятельность, осуществление которой предполагает определенный уровень физического и психического развития. Подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до того, как он сможет принять участие в общественно полезном труде. Необходимые для трудовой деятельности психические качества личности формируются под влиянием условий жизни и воспитания.

Актуальность. Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью приучения ребенка к труду на разных этапах его развития для формирования полноценной личности в будущем.

Можно, конечно, задать вопрос: «А при чем тут музыка?».     « Какова ее роль в этом процессе?»

Роль музыки в воспитании дошкольника своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку,  тем не менее, именно с помощью её можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудиться, воспитывать желание трудиться, понять важность и общественную значимость труда людей.

Средства трудового воспитания дошкольников.

- собственная трудовая деятельность

- ознакомление с трудом взрослых

- художественные средства.

Собственная трудовая деятельность . Дети обучаются в конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых.

        

Ознакомление с трудом взрослых  направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С данной группой средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду, как оценивают окружающие труд других людей. Эти средства служат для воспитания нравственных  чувств и личного отношения ребенка к труду.

       В народных пословицах, поговорках, сказках, песнях заключены важные мысли о ценности труда. Художественное слово и песенное творчество помогает формировать нравственное отношение к труду. Произведения изобразительного искусства то же могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств.

    Работа в данном направлении развивает нравственно-духовные качества, интерес к труду и профессиям, интерес к культуре своей Родины и является частью трудового воспитания дошкольника.

Исходя из этого, вытекают следующие задачи:

1) Закреплять эмоционально-нравственный аспект, основанный на  уважении к труду и  людям труда через музыку и смежные виды искусств.

2) Побуждать у детей желание быть похожими на тех, кто трудиться, воспитывать желание трудиться.

3) Дать понятие важности и общественной значимости труда людей

      Музыкальные игры на трудовые темы, пальчиковые игры, инсценировки песен о труде, музыкально-дидактические игры, праздники и музыкальные развлечения  позволяют формировать положительное отношение к труду, общественные мотивы, высокие нравственные взаимоотношения.

    Огромное знчение в трудовом воспитании через музыку имеет фольклор. Фольклор как форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее и, отображая новый социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.

Ранний и младший возраст

Пестушки и потешки - это многовековой метод развития маленького ребенка, проверенный многими поколениями. Они дают эмоциональный диалог, развивают движения у ребёнка, обогащают его двигательную активность и тактильные ощущения.

— Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять!
— Отчего ж не подковать!
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз! Два! И готово!

Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
В лесок, по мошок —
Избу мшить,
Чтоб не холодно жить.
Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
В лесок, во борок,
Грибы, ягоды собирать
Да Ванюшу угощать.

Большому дрова рубить (большой пальчик),
А тебе воды носить (указательный пальчик),
А тебе печку топить (безымянный пальчик),
А тебе песни петь (мизинчик).
Песни петь для плясать,
Родных братьев потешать!

Средний возраст

       Интегрированное занятие в средней группе по художественной литературе с использованием театральной, музыкальной и игровой деятельности.                       Сказка «Только трудом держится дом (по сказке «Заюшкина избушка»).

Используется синтез разных жанров: русской народной сказки и современной песни. «Песенка о ремонте», муз. В.Шаинский, сл. М. Пляцковский.

Старшая, подготовительная группа

    Очень интересно раскрывается тема для тетей старших и подготовительных групп. Русский фольклор очень богат трудовыми песнями и фольклорные праздники отличная возможность рассказать детям о труде на земле. О том, как непросто растить хлеб, ухаживать за скотиной, возделывать землю.

      Очень интересны инсценировки из сельской, крестьянской жизни.

     Особый вид фольклора - девичьи лирические песни, которые исполняли за работой в долгие зимние вечера.

Веселые, шуточные трудовые песни.

    В музее «Русская изба» собрана хорошая коллекция всевозможных вышивок, ажурных салфеток, кружева ручной работы, вязанных изделий, домотканые полотенца, коврики, дорожки, лоскутные изделия.

     Это дает возможность детям соприкоснуться с историей, самим попробовать что-то сделать своими руками, познакомиться с народными промыслами.  

      Создана картотека дидактических игр: «Русская матрешка», «Русская  роспись»

               Это история, это базис, то на чем держится трудовое воспитание.

Но современное время вносит свои корректировки. Современные профессии. Нужные, важные, уважаемые. Песни современные, песни советских композиторов, советская классика необыкновенно ярко раскрывают тему.

Вспомним песни: «Песня о трудовых людях» Агафонникова, «Сварщик» Чудовой, «Песня пожарника» Птичкина, «Я булочки пеку» Арсеева, «Новый дом» Бойко, «Два весёлых маляра» Арсеева, «Трактористом стать хочу» Иорданский и многие другие.

     Дети с удовольствием их учат, исполняют, рассуждают на тему необыкновенной важности и значимости профессий, представленных в песнях. У них появляется чувство уважения к профессиям и людям. Дидактическими играми закрепляется материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка в трудовом воспитании дошкольников

Роль музыки и значение фольклора в трудовом воспитании дошкольника....

"Музыка в трудовом воспитании дошкольника"

Консультация для воспитателей....

Музыка в трудовом воспитании дошкольников

Консультация для родителей....

Интерактивная игра "Музыка в трудовом воспитании "Что лишнее?"

Интерактивная игра "Музыка в трудовом воспитании "Что лишнее?"...

Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников "Трудовое воспитание в детском саду"

laquo;Кто где работает?»Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.Воспитатель - в детском саду; учитель - в школе...