Статья"Особенности адаптации детей раннего возраста"
статья (младшая группа)
Статья "Особенности адаптации детей раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_adaptatsii_1_mladshey_gruppy.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Каждый малыш при посещении детского сада испытывает трудности во время адаптации – привыкания организма к отличающемуся от раннего опыту жизни
С первых дней жизни дома ребёнку прививаются особые правила – определённый режим сна и бодрствования, виды деятельности, питание, характер взаимоотношений с окружающими, запреты и прочее
Во время приспособления к детскому саду поведение и реакции ребёнка меняются – малыш много плачет и раздражается, меньше и реже ест, плохо спит, утрачивает уже приобретённые навыки, часто болеет. Однако подобные симптомы являются закономерной реакцией на новые условия жизни
Чтобы облегчить этот процесс, снизить воздействие психотравмирующих факторов, важно заблаговременно подготовить малыша к изменениям, а на протяжении всего периода адаптации оказывать комплексную помощь, поддержку.
Адаптация малышей к детскому саду проходит несколько периодов, характеризующихся выраженностью определённых негативных реакций.
Острая фаза. На первом этапе наблюдается максимальная мобилизация детского организма. Малыш постоянно пребывает в возбуждённом, напряжённом состоянии.
Он плаксив, нервозен, капризен, истеричен как в стенах дошкольного образовательного учреждения, так и дома.
Помимо этого, можно наблюдать физиологические изменения, связанные с частотой сердечного ритма или кровяного давления. На данном этапе повышается восприимчивость ко всевозможным инфекциям, вирусам.
Умеренно острая фаза. Выраженность негативных проявлений заметно снижается, малыш постепенно приспосабливается к изменившимся условиям жизни. отмечается уменьшение возбудимости, нервозности, улучшение аппетита и сна. Однако на любом этапе протекания данной фазы вероятно возобновление негативных эмоций – истерики, плаксивость, нежелание расставаться с родителями.
Компенсированная фаза. Характеризуется стабилизацией психического состояния. Малыш успешно находит способы взаимодействия с воспитателем и сверстниками, активно начинает осваивать новые навыки.
Адаптации невозможно избежать – это естественная реакция организма на изменившиеся условия. Одни дети успешно справляются со стрессом за несколько недель, другие пребывают в эмоциональном напряжении несколько месяцев.
Чтобы у ребенка процесс адаптации к детскому саду прошел успешно, нужно родителям придерживаться нескольких правил:
-ранний подъём;
-похожее меню;
-обеденный сон;
-знакомство с разными видами деятельности;
-организация взаимодействия со сверстниками (например, на игровой площадке);
-оставление ребёнка с другими родственниками или близкими друзьями.
Вводить ребенка в новую среды необходимо постепенно, начиная с нескольких часов и постепенно увеличивая время. Если ребенок энергичен и активен, с воодушевлением познаёт окружающий мир, имеет опыт общения со сверстниками, гиперопека ни к чему.
Если же малыш отличается замкнутостью, сторонится всего нового, чрезмерно привязан к матери, то к процессу адаптации стоит подойти с пониманием и сделать всё, чтобы малышу было максимально комфортно, спокойно.
Чтобы адаптация прошла безболезненно, воспитателю, в первую очередь, нужно установить контакт с родителями и договориться, чтобы они приводили детей с интервалами в 10 минут. Это позволит встретить каждого малыша и найти с ним общий язык, облегчить процесс расставания с родителем.
Важно установить доверительные отношения с детьми, чтобы они чувствовали себя в безопасности:
проявлять ласку, доброжелательность, интерес;
предлагать помощь;
чаще улыбаться;
тактильный контакт;
вовлечение в групповые игры;
интересоваться о настроении, самочувствии.
Признаки успешной адаптации
Об успешном завершении адаптации можно судить по поведению и самочувствию ребёнка. Малыши перестают болеть, отказываться от еды, хорошо спят, активно взаимодействуют со сверстниками, открыто, без стеснения обращаются за помощью к воспитателю.
Заключение
Процесс адаптации в раннем возрасте всегда проходит болезненно как для детей, так и родителей. Взрослые в силах облегчить привыкание, ускорить период приспособления к новым условиям, предупредить развитие патологических процессов.
Соблюдая определённые рекомендации, зная об индивидуальных особенностях ребёнка, возможно создать благоприятные условия, в которых бы малыш чувствовал себя комфортно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения
Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса в интегративном взаимодействии. Модернизация системы общественного дошкольного образования, появление нового вида – детский сад для дете...
Особенности адаптации детей раннего возраста
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным...
Консультация "Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ"
Ранний возраст - это особенно насыщенный и интересный период в жизни ребенка....
Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека....
Особенности адаптации детей раннего возраста в детском саду
В статье анализируются возрастные особенности детей до трех лет и их влияние на адаптацию ребенка в детском саду. Рассматриваются этапы адаптации и деятельность педагогического коллектива по адаптации...
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
При поступлении в детский сад многие дети переживают эмоциональный стресс со всеми его негативными последствиями, в то время как для родителей – это радостное и волнительное событие. Так же для детей ...
Статья "Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Тема «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет бол...