Консультация для родителей "Играя,развиваем речь".
консультация (средняя группа)

Литвинова Марина Ивановна

   

 Консультация  для  родителей «Играя, развиваем речь»

 «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей- сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» К. Г. Паустовский.

В настоящее время очень большой проблемой является развитие речи детей. В будние дни большую часть времени дети находятся в детском саду и родители после детского сада чаще всего ведут детей домой. А вот выходные я бы советовала родителям проводить со своими детьми на прогулке. Ведь сколько возможностей для развития речи даёт нам природа. В любое время года!

            Любая мама понимает, что ее малышу очень полезно гулять. Ребёнку нужно бывать на свежем воздухе, чтобы расти здоровым. Гуляя на улице, он расширяет свое представление об окружающем его мире, набирается впечатлений. Впитывая образы, предлагаемые улицей: разглядывая дома, людей, машины, деревья, птиц, животных, узнавая новые звуки и запахи - ребенок получает естественный импульс к тому, чтобы обозначить все это богатство словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Консультация  для родителей

 «Играя, развиваем речь»

 «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей- сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» К. Г. Паустовский.

В настоящее время очень большой проблемой является развитие речи детей. В будние дни большую часть времени дети находятся в детском саду и родители после детского сада чаще всего ведут детей домой. А вот выходные я бы советовала родителям проводить со своими детьми на прогулке. Ведь сколько возможностей для развития речи даёт нам природа. В любое время года!

            Любая мама понимает, что ее малышу очень полезно гулять. Ребёнку нужно бывать на свежем воздухе, чтобы расти здоровым. Гуляя на улице, он расширяет свое представление об окружающем его мире, набирается впечатлений. Впитывая образы, предлагаемые улицей: разглядывая дома, людей, машины, деревья, птиц, животных, узнавая новые звуки и запахи - ребенок получает естественный импульс к тому, чтобы обозначить все это богатство словами.

Новые и новые наблюдения, а значит и новые впечатления накапливает, если активно двигается: бегает по дорожкам парка, лазает по лесенке на детской площадке, гоняет голубей, рассматривает снежок или букашек, песочек или водичку в луже. Иными словами, двигательная активность юного исследователя становится обязательным условием его речевого и мыслительного развития. Крепкий и подвижный ребёнок увидит и узнает больше, получит больше положительных эмоций от знакомства с окружающим миром, а значит, будет обеспечено и его эмоциональное развитие (без которого, кстати сказать, невозможно ни личностное развитие, ни восприятие искусства, ни творчество).

Чем еще привлекательны прогулки для развития речи - так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.

Как это делается? Как бы вы ни проводили время с ним на улице, куда бы ни завела вас прогулка - старайтесь обо всем рассказывать ребёнку. Подкрепляйте зрительные образы словами, расширяйте круг впечатлений ребенка, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия. Старайтесь, чтобы речь, обращенная к малышу, была ему понятна, спокойна по своему тону, но эмоциональна и богата интонациями. Не бойтесь "рассказать лишнего" - говорить о том, чего малыш еще не понимает - пусть он учится слушать, впитывает интонации родной речи, обогащает речевую память.

Итак, как же развивать речь ребенка во время прогулки?

На детской площадке. Песочек в песочнице желтенький, светленький, беленький или, увы, грязный. Старайтесь разнообразить свою речь, употребляя синонимы: мокрый песок можно назвать влажным, сырым; приучайте ребенка сравнивать и анализировать: утром песок был влажным от росы (после дождя), а днем высох под ярким солнышком. Разглядывая песочек вместе с  ребёнком, обращайте внимание на то, что сухой песочек сыплется, а из влажного лучше куличики получаются, потому что он "склеивается" водичкой.

Использование разнообразных по звучанию слов стимулирует развитие фонематического слуха - способности различать звуки речи. Употребление мамой слов с различными оценочными суффиксами (например, камушки и каменюги) расширяет возможности эмоционального развития ребёнка, знакомит его с разнообразием предметов и их названий, а для самой мамы может стать забавной игрой.

 Разглядывая вместе с малышом деревья, травку и цветочки, мы не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагая ребенку рассматривать разные листочки (клена, березы, осины), мама неторопливо рассказывает ему о том, чем они отличаются.

 Сначала ваш кроха познакомится с различными видами птиц, прилетающих на ваше угощенье, - это голуби, воробьи, синицы и т.д. И первые наблюдения будут за тем, чем отличаются птички. Итак, птицы попадаются веселые - воробьи, например, и задумчивые - вороны, конечно. В голубиной стае вы всегда найдете самого хитрого и самого ленивого. А наблюдая за воробьями, заметите, что они очень сообразительные и шустрые (в отличие от неповоротливых голубей), но в то же время пугливые: вспархивают при малейшем движении, но далеко не улетают и сразу возвращаются, если понимают, что опасности нет. Так, день за днем вы будете развивать внимание ребенка, приучая его видеть и удивляться тому, что происходит вокруг, радоваться встрече с новыми и новыми впечатлениями.

Теперь пришло время вспомнить о тех мохнатых и пушистых четвероногих наших друзьях, которые, несомненно, повстречаются вам во дворе. Нет ничего приятнее, чем встретить забавного лохматого пса в то время, когда ваше чадо наотрез отказывается спокойно сидеть в коляске и ехать домой обедать. А если этому истинному другу и его хозяину с вами по пути! Скольких мам спасала от нервного срыва дворовая киска, которая позволяла отвлечь малыша от скандала по поводу… а неважно, по какому поводу. Наши ласковые и строптивые, милые и обаятельные, серьезные и свирепые, независимые и преданные песики, собачки, зверюги, коты, котяры, киски и котятки. Ими можно просто любоваться, разглядывая их окраску (полоски и пятнышки, белоснежность или черномордность), стать (смешную походку и обворожительную грацию прыжка), выраженье морды (умное или ироничное, презрительное или доверчивое), можно удивляться и умиляться их повадками, можно вести с ними разговор - ведь они все понимают. Ребенок постарше может с удовольствием обсуждать с вами различия собачьих пород, вместе вы можете придумывать историю песика или киски, разыгрывать шуточные "диалоги" с полюбившимся четвероногим.

Какие еще впечатления на прогулке смогут послужить вам опорой для импровизированных занятий по развитию речи, подскажет ваша наблюдательность и фантазия. Важно только помнить, что:

- яркое впечатление, положительная эмоция - одно из самых действенных средств побуждения малыша к речи. Иными словами, под их воздействием у ребенка возникает сильное желание поделиться увиденным, и он пытается сообщить об этом маме;

- впечатления на прогулке - естественная ситуация для общения, которое так необходимо малышу для полноценного развития. В процессе общения с мамой формируется представление о мироздании, воспитывается характер, развивается способность к эмоциональному восприятию мира;

- речь дает возможность не только понимать ближних, что, кстати, немаловажно для крохи, но и узнавать новое, сочинять новое - выполнять сложнейшие мыслительные действия, связанные с познанием окружающего мира. Развивать речь можно, читая книжки и разглядывая в них картинки, играя с ним, называя малышу все то, что его окружает, и, пожалуй, самым действенным средством развития речи ребенка является прогулка! На прогулке дети играют в подвижные игры, которые развивают двигательную активность, разговорную речь, память, внимание. Наблюдают за происходящими событиями, рассказывают о своих впечатлениях.

              Рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу; придумайте вместе с ребенком загадки про буквы, выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев .

                              Игра «Кто может это?»

Взрослый называет действие. Например, бегает. А ребёнок подбирает предметы. Например, мальчик бегает, зайчик бегает и т. д.

                 Игра «Что на что похоже?»

 Взрослый предлагает подобрать слова – сравнения:

Например:Белый снег похож на что? (на сахар, на мороженое)

 Белые облака похожи на что? (на вату). Сосулька похожа на что? (на морковку).

                              «Посчитай»

        Предложите ребенку посчитать увиденные предметы. «Посчитай, сколько магазинов коло нашего дома, сколько грузовиков проедет по дороге». Ребенок должен не просто считать, но и называть, что он считает. «Одна серая кошка, две серые кошки».

                  «Нужный звук»

Договоритесь с ребенком называть те увиденные предметы, в названии которых есть определенный звук. Например: «Назовем те слова, в которых есть звук [м]: машина, магазин, дом, ромашка, клумба».

                       «Этажи». 

Посчитайте с ребенком этажи в домах. В этом доме один этаж, значит дом….(одноэтажный), а в этом доме девять этажей, значит дом…(девятиэтажный).Девять этажей – это много и мало? Если этажей много, значит дом…(многоэтажный).

                         «Веселый счет». 

При проведении этой игры не только закрепляется правильное употреблениепадежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

                         «Сколько шагов»

Для развития дыхания, голоса, интонационной выразительности речи можно использовать игры: «Громко-тихо», «Подуй на листик», «Мыльные пузыри», «Вдыхаем аромат природы», «Погрей ладошки», «Понюхай цветок». Следите за тем, чтобы малыш вдыхал носом, не поднимая плеч и спокойно выдыхал через рот.Ребенок получает не только массу положительных эмоций, но и развиваетдлительность выдоха.

                         «Угадай предмет»

Ребенок по части или контурному изображению, угадывает, что нарисовано на песке или на асфальте. Игра развивает внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.

«Мяч поймай – 1 звук в слове называй». –Взрослый называет слово, ребенок выделяет 1 звук.

 Для автоматизации звуков поиграйте в такие игры: 

«Мяч бросай, и слоги за мной повторяй», «Мяч поймай – слова четко называй»,«Мяч лови – чистоговорки произноси».

 «Умный мячик» направлена на формирование навыка анализа прямых иобратных слогов.

 Для развития словаря и навыков словообразования можно использовать игры «Назови детеныша животного, птицы», «Назови ласково».

 Игра «Скажи наоборот» учит подбирать антонимы. Бросаем мяч ребенку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

 «Мяч бросай и животных называй». Эта игра активизирует словарь детей.Можно использовать любое другое обобщающее понятие: овощи, фрукты,ягоды, деревья и т. д.

Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и согласования слов в предложении.(Солнце что делает? — Светит, греет. Птицы что делают? — Летят, щебечут.)

          Игровая ситуация «Скажи какой, какая, какое?» - активизирует словарь признаков.

 Игра «Что бывает?» (мягкое, круглое…) активизирует предметный словарь.

  В игре «Я знаю пять» закрепляется подбор и существительных к обобщающему слову.

 Слова состоят из частей(слогов). Чтобы узнать, сколько частей в слове, можно прохлопать его ладошками или «прошагать». Сколько шагов, Столько и слогов. Попросите ребенка «прошагать» любое слово и сказать, сколько в слове частей. Ма-ши-на- 3 части….

«Доскажи словечко»

 Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей …(чирикает), человек идет, а автобус … (едет), человек идет медленно, а машина едет…(быстро)…

«Я заметил»

Называйте предметы, мимо которых вы проходите, а еще обязательно укажите- какие они. «Вот почтовый ящик»-он синий. Я заметил кошку- она серая и пушистая».Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру,которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.

 

Цели и задачи: Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

Ход мероприятия:

Воспитатель:Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае? (ответы детей).

Мы можем услышать русский, аварский, чеченский, даргинский, лезгинский, кумыкский и другие языки. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является русский язык.

- Ребята, а есть среди вас кумыки? А чеченцы? А есть кто- нибудь аварской национальности? Я сейчас позову ребят разных национальностей. Скажите друг-другу фразы на родном языке. Вы поняли друг друга? Наверное, нет. А какой язык в нашей стране помогает людям разных национальностей понимать друг - друга? Конечно же, русский.

Есть слово такое хорошее - «наш».

И пусть ты кумык, аварец иль лакец,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном!

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он - переводчик. Он - проводник.

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык.

Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка. Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего 20 лет. Мы считаем. Что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

- У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них, даже малые, стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.

Беседа

"Наш родной

язык"

Цели: познакомить детей с Днем родного языка;

создать условия для обогащения духовного мира детей;

формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов;

способствовать развитию речи, мышления и памяти.

Задачи: разъяснить понятие родного языка;

сформировать понятие родного языка;

развивать любознательность и интерес к процессу познания;

воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку;

Форма организации: беседа.

Оборудование: глобус, географическая карта мира со странами.

Ход беседы:

Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересная беседа. Смотрите, что я с собой принесла.

Кто знает, что это?

Д: Глобус!

А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?

Д: Это маленькая модель нашей планеты.

- Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение. Голубым окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины. А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?

Д: Города, страны. - Верно.

Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.

- И в какой стране же мы с вами живем?

Д: В России.

- А на каком языке мы говорим в нашей стране? Д: На русском.

- В других странах тоже говорят на русском языке? Д: Нет.

- Давайте с вами подумаем на каком языке говорят на Украине (украинском), в Германии (немецком), в Англии (английском). Молодцы!

- Для чего нам нужен язык? Д: Что бы разговаривать, общаться, играть.

- В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня мы с вами поговорим о нашем родном языке.

Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Вот так писал о русском языке великий русский писатель И.С.Тургенев.

- Теперь, я загадаю вам загадки, а вы должны мне ответить, что же в них зашифровано. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

Я учу. Смотрю в тетрадку. У меня серьезный вид. «А», «Б», «В», и по порядку Повторяю... (алфавит) Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко. Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов. В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю...(точку)

- Молодцы, вы справились! Русский язык – это официальный язык нашего государства. Существует Федеральный закон, принятый в Гос. Думе, который называется: «О государственном языке Российской Федерации». Этот закон обеспечивает использование русского языка как государственного и направлен на защиту и развитие языковой культуры Российской Федерации.

Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке. Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.

Сейчас мы сыграем с вами в игру. «Игра слов» Я называю слово, а вы должны назвать с противоположным значением. – Холодный – горячий. Мокрый – сухой. Тихий – громкий. Тонкий – толстый. Высокий – низкий. Далекий – близкий. Добрый – злой. И.т.д.

- Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить, составлять рассказы, писать сказки.

Физкультминутка.

Потянулись, потянулись, потянулись. (Пальцы переплетены как при рукопожатии).

Стали дружно умываться. (Руки поднимаем вверх и потягиваемся).

Полотенцем вытираться.(Имитируя процесс вытирания, ладони потирают друг друга).

Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев).

- Теперь давайте узнаем, какие пословицы и поговорки есть о нашем языке. Вы знаете такие поговорки? Коля Ильченко прочитает.

Д: Язык до Киева доведет.

Язык мой – враг мой.

- Хорошо. Вот еще: – Язык острее битвы. – Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. – Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь. – Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами! – Жало остро, а язык — острей того. – За словом в карман не полезет. – У языка зубы да губы два замка. – Когда голова думает, язык отдыхает. – Мал язык, да всем телом владеет. – Мудра голова — короткий язык. – Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком. – Никто за язык не тянет.

- Сегодня мы с вами говорили о родном языке.

Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Празднование проходит не только в нашей стране, но и во многих других странах мира, таких как Украина, Болгария, Белоруссия. Рефлексия.

О чем мы сегодня с вами разговаривали? – О нашем родном языке.

Какой язык в нашей стране самый главный? – Русский.

А когда празднуют день родного языка? – Международный день родного языка празднуют 21 февраля.

Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль речи воспитателя в развитии речи детей"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей "Нарушения речи. Какие нарушения речи исправляет логопед"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"7047487","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"height: 120px; width: 120px;","width":"180"}}]]Какие нарушения речи и...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно....

Консультация для педагогов «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей".

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей"....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Развитие речи детей 4-5 лет. Использование приема моделирования в развитии связанной речи детей....