Картотека игр-экспериментирований для детей среднего дошкольного возраста (Осень)
картотека (средняя группа)
Эксперементы для детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr-eksperimentirovaniy_osen_-_kopiya.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
игр-экспериментирований
для детей среднего дошкольного возраста
(Осень)
Сентябрь
- Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем
Задача:
- закрепить представления детей об органах чувств, их назначении:
- уши - слышать, узнавать различные звуки;
- нос - определять запах; пальцы определять форму, структуру поверхности;
- язык - определять на вкус.
Материалы:
- ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа);
- газета;
- колокольчик;
- молоток;
- два камня;
- погремушка;
- свисток;
- говорящая кукла;
- футляры от киндер - сюрпризов с дырочками;
- в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.
Описание.
На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла.
Дед Знай предлагает детям поиграть с ним.
Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы.
В ходе этого знакомства дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы, например:
«Как звучат эти предметы?»,
«С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т. д.
- Игра «Угадай, что звучит» - ребенок за ширмой выбирает предмет,
которым затем издает звук, другие дети отгадывают.
Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами
- Игра «Отгадай по запаху» - дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках.
Что это?
Как узнали? (Нам помог нос.)
- Игра «Отгадай на вкус» - воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.
- Игра «Отгадай на ощупь» - дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его
- Назовите наших помощников, которые помогают узнать предмет по звуку, по запаху, по вкусу.
Что было бы если бы их у нас не было?
(На фланелеграфе с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств.)
.
- Почему все звучит?
Задача:
- подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Материалы:
- бубен;
- стеклянный стакан;
- газета;
- балалайка;
- гитара;
- деревянная линейка;
- металлофон.
Описание.
- Игра «Что звучит?» - воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов.
Дети отгадывают, что звучит.
Почему мы слышим эти звуки?
Что такое звук?
Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (3-3-3.)
Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.)
Как гудит шмель? (У-у-у.)
Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.
Что произошло?
Почему звук прекратился?
Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна.
Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
Есть ли голос у деревянной линейки?
Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки.
Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой.
Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.)
Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)
Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем.
Когда же возникает звук?
Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.
Это называется колебаниями.
Почему все звучит?
Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
- Прозрачная вода
Задача:
- выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Материалы:
- две непрозрачные банки (одна заполнена водой);
- стеклянная банка с широким горлышком;
- ложки;
- маленькие ковшики;
- таз с водой;
- поднос;
- предметные картинки.
Описание.
В гости пришла Капелька.
Кто такая Капелька?
С чем она любит играть?
На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, Одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их.
Одинаковы ли они по весу?
Какая легче?
Какая тяжелее?
Почему она тяжелее?
Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой.
Как вы догадались, что это вода?
Какого она цвета?
Чем пахнет вода?
Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой.
Для этого им предлагаются на выбор различные ёмкости.
Чем удобнее наливать?
Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол?
Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.)
Что делает водичка? (Льется.)
Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?
- Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру
«Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку).
Что увидели?
Почему так хорошо видно картинку?
- Какая вода? (Прозрачная.)
Что мы узнали о воде?
- Вода принимает форму
Задача:
- выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Материалы:
- воронки;
- узкий высокий стакан;
- округлый сосуд;
- широкая миска;
- резиновая перчатка;
- ковшики одинакового размера;
- надувной шарик;
- целлофановый пакет;
- таз с водой;
- подносы;
- рабочие листы с зарисованной формой сосудов;
- цветные карандаши.
Описание.
Перед детьми – таз с водой и различные сосуды.
Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос:
«Может ли вода иметь какую-то форму?»
Как это проверить?
Какой формы эти сосуды?
Давайте заполним их водой.
Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.)
Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах.
Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.
Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита.
В рабочих листах зарисовываются полученные результаты дети закрашивают различные сосуды.
5. Какие предметы могут плавать?
Задача:
- дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
Материалы:
- большой таз с водой;
- пластмассовые, деревянные, резиновые шарики;
- шишки;
- дощечки;
- большие и маленькие камешки;
- гайки;
- шурупы;
- сачки по количеству детей;
- подносы.
Описание.
Перед детьми разложены все предметы.
Дед Знай просит детей помочь ему узнать: все ли эти предметы могут плавать? Попробуйте отгадать, какие из них не утонут. Давайте проверим.
Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают.
Что плавает?
Все ли предметы одинаково держатся на воде?
Одинакового ли они размера?
Почему они плавают?
Дед Знай помогает детям сравнить плавучесть шариков, изготовленных из разных материалов, маленьких и больших камешков.
Почему одни предметы плавают, а другие тонут?
Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать).
Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет.
Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может предмет тонет.
(На фланелеграфе отмечается, что плавает, что тонет.)
- Игра-забава «Рыбалка» дети по очереди достают из воды предметы сачком.
6. Делаем мыльные пузыри
Задачи:
- познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей;
- со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.
Материалы:
- жидкое мыло;
- кусочки мыла;
- петля с ручкой из проволоки;
- стаканчики;
- вода;
- ложки;
- подносы.
Описание.
Медвежонок Миша приносит картинку «Девочка играет с мыльными пузырями».
Дети рассматривают картинку.
Что делает девочка?
Как получаются мыльные пузыри?
Можем ли мы их изготовить?
Что для этого нужно?
Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путём смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.
Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой
(1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла),
Опускают петлю в смесь.
Что видим, когда вынимаем петлю?
Потихоньку дуем в петлю.
Что происходит?
Как получился мыльный пузырь? |
Чему мыльный пузырь получился только из жидкого мыла?
Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую пленку.
Она остается в петле.
Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь.
- Игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?»
Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой он формы, какие цвета можно увидеть на его поверхности.
- Подушка из пены
Задача:
- развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести).
Материалы:
- на подносе миска с водой;
- венчики;
- баночка с жидким мылом;
- пипетки;
- губка;
- ведро;
- деревянные палочки;
- различные предметы для проверки на плавучесть.
Описание.
Медвежонок Миша рассказывает, что он научился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену.
А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене?
Как приготовить мыльную пену?
Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают eго в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком.
Чем удобнее взбивать пену?
Какая получилась пена?
Пробуют опускать в пену различные предметы.
Что плавает?
Что тонет?
Все ли предметы одинаково держатся на воде?
Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру?
От чего зависит плавучесть предметов?
(Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе.)
- Воздух повсюду
Задачи:
- обнаружить воздух в окружающем пространстве
- выявить свойство воздуха-невидимость.
Материалы:
- воздушные шарики;
- таз с водой;
- пустая пластмассовая бутылка;
- листы бумаги.
Описание.
Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Что мы вдыхаем носом?
Что такое воздух?
Для чего он нужен?
Можем ли мы его увидеть?
Где находится воздух?
Как узнать, есть ли воздух вокруг?
- Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле
своего лица.
Что чувствуем?
Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
- Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух?
Как мы можем это проверить?
Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться.
Что происходит?
Почему из горлышка выходят пузырьки?
Это вода вытесняет воздух из бутылки.
Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
- Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом.
Дети надувают воздушные шарики.
Чем мы заполняем шарики?
Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический осенний праздник для детей среднего дошкольного возраста «Осенний сундучок»
Тематический осенний праздник для детей среднего дошкольного возраста «Осенний сундучок»Цель:прививать любовь к природе,воспитывать понимание и значение праздника,умение культурно его встречатьЗадачи:...
Сценарий осеннего досуга для детей среднего дошкольного возраста «Осенняя сказка »
Сценарий осеннего досуга для детей среднего дошкольного возраста " Осенняя сказка"...
Сценарий осеннего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Осенние мотивы»
Сценарий осеннего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Осенние мотивы»...
Сценарий осеннего праздника для детей среднего дошкольного возраста Осень в гостях
Сценарий осеннего праздника для детей среднего дошкольного возраста Осень в гостях...
Сценарий осеннего праздника для детей среднего дошкольного возраста "Осень золотая"
Сценарий осеннего праздника для детей среднего дошкольного возраста "Осень золотая"Цель: создать праздничную атмосферу, условия для тёплого, эмоционального общения детей.Задач...
Сценарий осеннего праздника для детей среднего дошкольного возраста "Осень золотая"
Сценарий осеннего праздника для детей среднего дошкольного возраста "Осень золотая"Цель: создать праздничную атмосферу, условия для тёплого, эмоционального общения детей.Задач...
Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения по лексической теме "Признаки осени"
Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения по лексической теме "Признаки осени"...