Игра и игрушки в жизни ребенка
консультация

Оберемко Елена Анатольевна

Значение игр и различных игрушек на развитие ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г.Семилуки Воронежской области.

« Игра и игрушка в жизни ребенка-дошкольника»

Воспитатель:

Оберемко Е.А

Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего.В этом – обаяние игры. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего взрослого человека происходит прежде всего в игре…"

Игра и игрушка — понятия неразделимые. Игрушка — это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски — все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка — источник радости ребенка. По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков. Если родители, внимательны, то из игры своего ребенка можно узнать очень многое. Например: как прошел его день в детском саду, кто ему нравится, с кем он дружит, как он скучал без вас, кому из взрослых подражает в своей игре и т. д. Задача родителей и воспитателей поддержать ребенка, подыграть ему, занять партнерскую позицию. Тем самым, дать возможность ребенку самому выстроить сюжет игры.

Игрушки имеют особое значение в жизни детей младшего дошкольного возраста, так как являются стимулом к игре, её организующим началом: кукла побуждает играть в дочки-матери, машина — в шофёра. От игрушек зависит содержание игры, они служат опорой для развития творческого воображения. Узнавая в игрушках знакомые предметы, ребёнок получает возможность комбинировать свои представления, перерабатывать и активно усваивать новые впечатления. Повторение этих впечатлений в разных комбинациях с помощью игрушек помогает образованию общих представлений и облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни.

Игрушка, предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов.

К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально.

 К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать.

К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. 

К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию.

Как игра влияет на развитие личности ребёнка?

- В игре ребёнок учится общаться и взаимодействовать со сверстниками, приобретает новые качества, которые нужны для успешного общения;

- На способность самому придумывать различные игры влияет воображение ребёнка. Чем лучше развито воображение, тем больше интересных игр ребёнок придумает. К тем, кто умеет сочинять интересные игры, тянутся другие дети, а это развивает в ребёнке коммуникабельность и общительность, делает его лидером среди определенной группы малышей;

- Игра — это самое интересное в жизни каждого ребёнка, поэтому именно в игровой форме развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества: подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли, развитие памяти, целенаправленность;

- В игре мы зачастую отмечаем отражение наших, взрослых взаимоотношений, поскольку, даже играя в «магазин», один ребёнок будет вести себя размеренно, вежливо, а другой будет ссориться и выяснять отношения. Дошкольник не может сам придумать подобную тактику поведения — наверняка это проекция ваших отношений с другими людьми. Возможно, многих нюансов в своем поведении вы не замечаете, но по тому, как ребёнок ведет себя в игре, можно отметить некоторые отклонения в негативную сторону. Измените свое поведение, и стиль игры также изменится;

- Чрезвычайно важна игра, как средство развития ответственности, сопоставления мыслей с действиями, просчета возможных последствий, внимательности, развития произвольного восприятия. Посредством игры ребёнок учится управлять своими эмоциями, поведением, сопоставлять их с поведением других детей;

-Ребёнок быстро поймет такую истину: чтобы играть с другими детками, нужно подчиняться правилам игры. В силу своего рвения к общению со сверстниками, ребёнок учится быть дисциплинированным, что требует от него немало усилий;

-Особенно важна роль игры в развитии личности-лидера и личности-ведомого, ведь эти качества одни из главных в жизни. Если ваш ребёнок лидер, он сразу же возьмет инициативу на себя, предложит массу вариантов разнообразия игры, примет «командование» в свои руки. Если же ваш малыш — ведомый, то он будет безукоризненно подчиняться правилам, которые придумали другие. Если вам не по душе ведомость своего ребёнка, обучайте его быть лидером, а результаты своих усилий вы сможете увидеть во время игры;

- Если ребёнок играет с игрушками, то это самый удачный случай для того, чтобы научить малыша делиться ими, искоренить жадность, а также приучить его убирать за собой;

- В игре у ребёнка лучше всего развивается мышление, умение просчитывать свой следующий шаг, предугадывать поведение другого человека.

Конечно, играть можно и без игрушек, но это то же самое, что кушать сразу со сковородки, без тарелки, вилки и ложки — процесс одинаков, но с дополнительными элементами намного проще, а в случае с игрушками в разы интереснее и увлекательней. Стоит каждый раз дарить ребёнку игрушки разных назначений, чтобы его внутренний мир обогащался, и детство становилось всё интереснее с каждым разом.

Список литературы:

1. Детский сад. Книга для заведующих,Л.П.Тарасовой. М.,1982г.

2. Игра дошкольника /под ред. С.Л.Новоселовой - М.:Просвещение,1989 г.

3. Воспитание детей в игре  Менджерицкой Д.В. - М.:Просвещение,1979 г.

4.. Игры, игрушки и воспитание способностей. Линькова Н.В М.:Просвещение,1969 г.

5. Игрушка в жизни ребенка. Коссаковской Е.А. – М.: Просвещение, 1980.

6. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре» /Под ред. Т.А. Марковой - М.:Просвещение,1982

7. Дидактические игры в детском саду А.И.Сорокина

8. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. - Васильева О. К. СПб.: Детство-Пресс, 2003

9. Дошкольная педагогика. - Козлова С. А., Куликова Т. А.  М.: Изд. центр «Академия», 2006

10. Мир детствадошкольник / под ред. А. Г. Хрипковой. – М., 2007.

11. Дошкольная педагогика. - Ядешко В. И., Сохин Ф. А. .: Просвещение, 1986

12. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя

детского сада. / Е. А. Коссаковская – М.: Просвещение, 1980.

13. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. – Флерина Е. А.  М.: Просвещение, 2000.

14. Игра и дошкольник / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Игра и игрушка в жизни ребенка"

В статье можно прочитать о значении игры в жизни ребенка, как правильно выбирать игрушку для ребенка....

Игра и игрушка в жизни ребенка

    В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значени...

"Игра и игрушки в жизни ребенка"

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в к...

Консультация для родителей "Игра и игрушка в жизни ребенка"

Игра - ведущий вид деятельности в жизни детей дошкольного возраста. Как же можно поиграть с детьми дома? Какие игрушки купитьребенку? Родителям необходимо это знать....

"Игра и игрушка в жизни ребенка".

В последнее время, все актуальнее встает вопрос: "Какие же игрушки помогают развитию ребенка, как игра влияет на его  развитие.        ...

Консультация для родителей "Игра и игрушка в жизни ребенка"

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в к...

Значение игры и игрушки в жизни ребенка.

Дошкольный возраст– первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жи...