Консультация для родителей
консультация (средняя группа)

Коренева Ольга Анатольевна

ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_osnashchenie_rechevogo_tsentra.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

Подготовила воспитатель

Высшей категории

ГБДОУ № 28 г. Санкт - Петербург

Коренева Ольга Анатольевна. 

Расскажи мне и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

Вовлеки меня и я научусь…

(Народная мудрость)

Цель: Построение речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью.

Обеспечение богатства сенсорных представлений.

Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка.

Обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций.

Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линии речевого развития детей каждого возраста.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка.

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития

Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях (сюжетные и подвижные игры, занятия за столами). 

Неотъемлемым атрибутом речевого центра является игрушка – “одушевленный персонаж”, которая помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, такая игрушка вызывает у детей речевой интерес к деятельности и побуждает к речевой активности. Центр речевого развития должен соответствовать общему оформлению группы. Подбор материала должен соответствовать программным требованиям, возрастным и индивидуальным особенностям. Также рядом с центром может располагаться уголок для театрализованных игр. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф.

 Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.

Оборудование и наполняемость

Дидактический материал в речевом уголке:

  1. Материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках)
  2. Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
  3. Пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
  4. Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
  5. Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)
  6. Игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам - «Деревья», «Насекомые», «Садовые цветы», «Транспорт», «Бытовая техника», «Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.
  7. Игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чисто говорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
  8. Материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

Материалы по развитию речи в группах

Младший дошкольный возраст

1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовой ситуации).

4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой)

7. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи; 
б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.

8. Чисто говорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

Средний дошкольный возраст

1.Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).
5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовой ситуации, литературные сюжеты).
7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
12. Набор кубиков с буквами.
13. Набор карточек с изображением предмета и названием.

14.Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи; 
б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.

15. Чисто говорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

Старший дошкольный возраст

1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).

2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).

3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

  • «Назови ласково»
  • «Один-много, много-один»
  • «Составь слово из двух»
  • «Добавь слово»

5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

  • «Мяч бросай животных называй»
  • «Кто чем занимается»
  • «Горячий – холодный»

6.Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:

  • Классная подвижная азбука.
  • Азбука в картинках.
  • Дидактическая игра «Буква за буквой»,
  • Дидактическая игра «33 богатыря»,
  • Дидактическая игра «Умный телефон»,
  • Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
  • Звуковые линейки.
  • Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н. В. Дурова).
  • Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).
  • Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др.

Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.

Обязательными элементами содержания центра в среднем и старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...