Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_maslennitsa.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию
в старшей группе
Тема: «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
Составила: воспитатель
ГБОУ Школа №2075 ДО 2
Валюкова А.Г.
2021
Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.
Задачи:
Образовательная : Расширять знания детей о празднике Масленица, его традициях, обрядах, фольклоре, играх. Продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей чтения закличек.
Развивающая: Развивать логическое мышление, память. Развивать речь, познавательную активность
Воспитательная: Продолжать развивать интерес детей к русским народным традициям. Воспитывать интерес к русскому фольклору. Воспитывать любовь и уважение к русскому народу. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности
Активизация словаря: Масленица, закличка, традиция, заигрыш, молодец, девица, чучело, лапти, лен.
Материал: иллюстрации Масленицы.
Предварительная работа: беседа о празднике, рассматривание иллюстраций, заучивание частушек, распевок, закличек, потешек, проведение русских народных игр, изготовление чучела Масленицы.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте добры молодцы да красны девицы! Скоро Масленица к нам придет! Расскажите, поведайте мне.
(ответы детей)
Воспитатель: - Первый день – встреча Масленицы. Малые ребятишки, такие как вы, бегали по деревне с лаптями, встречали возвращающихся с базара и скрашивали «Везешь ли Масленицу?. Если отвечали нет, били того лаптями.
В этот же день катались с гор. Была примета: кто дальше скатится к горы – у того лен вырастет длиннее. Наряжали чучело Масленицы, возили его в санях по деревне и пели песни. Какие? (дети поют песни)
Масленица – обмануха,
Масленица – обируха,
Обманула, провела,
До поста довела.
Ой Масленица – кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
Хорошенько!
Сыром, маслом, калачок
И печеным яйцом.
Воспитатель: - Дети ходили из избы в избу, поздравляли с праздником и просли былины: Тин – тинка!
Подай блинка,
Опадышка – прибавишка!
Тетушка, не окупися,
Масленым кусочком поделися.
Воспитатель: - пели песни и чучелу – посхваляли его:
А кто у нас гость большой,
Хороший – пречестной?
- Масленица – гость большой,
Хороший – пречестной.
- На ней шуба новая,
Новая, новая,
А всей шубе цены нет,
Цены нет.
Воспитатель: - Второй день – заигрышный.
- что делали в этот день?
(Дети строили снежные крепеости, катались с ледяных гор и играли в различные игры).
Воспитатель: - В какие игры играли на Масленичной неделе?
(«Огородник и воробей, «Грачи летят», «Утка и селезень»).
Воспитатель: - Я вам тоже предлагаю поиграть в игру «Утка и селезень»
Физкультминутка.
Играющие встают в круг, в середине стоит «утка», за кругом «селезень», который ловит «утку». Стоящие в кругу поют:
Селезень ловил утку
Молодой ловил серую.
Поди, утица, домой,
Поди, серая, домой.
У тебя семеро детей,
Восьмой селезень.
Воспитатель: - Третий день – «лакомка».
- Что далали в этот день? (Ходили друг к другу в гости, угощались блинами с медом, сметаной, маслом)
- А как назывался четвертый день? («широкий четверг» или «широкая Масленица»).
Воспитатель: - В этот день больше всех веселились, устраивали ярмарки, было общее катание с корок. Веселились, пели, плясали до вечера.
(Дети читают заклички)
- Масленица – блиноеда
Масленица – жароеда
Масеница – обируха
Масленица – обмануха.
- Обманула, провела
До поста довела
Все ежи взяла!
- Дала редьки хвост
На Великий пост.
Мы его поели –
Брюки заболели.
Воспитатель: - Пятый и шестой день были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне. У родных тоже объедались блинами, пирогами, и другими кушаниями.
- В воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – был обычай «проводов зимы».
- Что делали в этот день?
(сделанное из соломы чучело выносили на улицу и сжигали его).
- Когда поджигали Масленицу как пели?
(Масленица – блиноеда,
Накормила людей,
И сама за плетень!
Полизала сыр и масло,
А сама и погасла.)
- Как только разгорался костер как все кричали?
(Масленица загорела
Всему миру надоела
Обманула, провела
Годика не дожила-
До поста довела.)
- А что еще пели, пока горела Масленица?
(Гори, гори ясно
Чтобы не погасло!
Глядь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят).
- Песни смолкали. Догорал костер. И все начинали плясать вокруг сгоревшего чучела Масленицы, водили хороводы, играли в игры. Всю неделю люди объедались, лакомились. И вот после Масленицы начинался пост, когда уже не блинов, ни мяса, не сыра есть нельзя было, а только постную пищу: грибы, овощи, орехи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.Тема: «Широкая масленица».
Познакомить детей с масленой неделей, готовящей к Великому посту; формировать представления о посте, как времени подготовки в Пасхе. Воспитывать послушание, искренность, честность. Развивать жел...
Конспект занятия по познавательному развитию старшая группа Тема: «Береги природу - сортируй отходы»
Занятие предназначено для врспитателей детских садов старших групп....
Конспект НОД для детей подготовительной группы Тема «Широкая Масленица»
Конспект НОД для детей подготовительной группыТема «Широкая Масленица»Цель:Познакомить детей с историей, традициями, русского народа.Программные задачиОбразовательные:познакомить с русским...
Конспект ООД по познавательному развитиюв старшей группе Зимующие птицы нашей местности
Тема: Зимующие птицы...
Конспект занятия в старшей группе по аппликации. план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) Тема «Широкая масленица»
Тема "Широка Масленица"...
Конспект занятия по аппликации в старшей группе. Тема: «Кукла-Масленица»
Цель: познакомить детей с русскими народными традициями, обычаями, праздником «Масленица». Закреплять умение аккуратно работать с бумагой и клеем. Формировать умения изготавливать кук...