Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
план-конспект занятия (старшая группа)

Валюкова Алла Геннадиевна
Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_maslennitsa.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

 в старшей группе

Тема: «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Составила: воспитатель

ГБОУ Школа №2075  ДО 2

Валюкова А.Г.

2021

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.

Задачи:

Образовательная : Расширять знания детей о празднике Масленица, его традициях, обрядах, фольклоре, играх.  Продолжать  совершенствовать художественно-речевые навыки детей чтения закличек.

Развивающая: Развивать логическое мышление, память. Развивать речь, познавательную активность

Воспитательная: Продолжать развивать интерес детей к русским народным традициям. Воспитывать интерес к русскому фольклору. Воспитывать любовь и уважение к русскому народу. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности

Активизация словаря: Масленица, закличка, традиция, заигрыш, молодец, девица, чучело, лапти, лен.

Материал: иллюстрации Масленицы.

Предварительная работа: беседа о празднике, рассматривание иллюстраций, заучивание частушек, распевок, закличек, потешек, проведение русских народных игр, изготовление чучела Масленицы.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте добры молодцы да красны девицы! Скоро Масленица к нам придет! Расскажите, поведайте мне.

(ответы детей)

Воспитатель: - Первый день – встреча Масленицы. Малые ребятишки, такие как вы, бегали по деревне с лаптями, встречали возвращающихся с базара и скрашивали «Везешь ли Масленицу?. Если отвечали нет, били того лаптями.

В этот же день катались с гор. Была примета: кто дальше скатится к горы – у того лен вырастет длиннее. Наряжали чучело Масленицы, возили его в санях по деревне и пели песни. Какие? (дети поют песни)

Масленица – обмануха,

Масленица – обируха,

Обманула, провела,

До поста довела.

Ой Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

Хорошенько!

Сыром, маслом, калачок

И печеным яйцом.

Воспитатель: - Дети ходили из избы в избу, поздравляли с праздником и просли былины: Тин – тинка!

Подай блинка,

Опадышка – прибавишка!

Тетушка, не окупися,

Масленым кусочком поделися.

Воспитатель: - пели песни и чучелу – посхваляли его:

А кто у нас гость большой,

Хороший – пречестной?

- Масленица – гость большой,

Хороший – пречестной.

- На ней шуба новая,

Новая, новая,

А всей шубе цены нет,

Цены нет.

Воспитатель: - Второй день – заигрышный.

 - что делали в этот день?

(Дети строили снежные крепеости, катались с ледяных гор и играли в различные игры).

Воспитатель: - В какие игры играли на Масленичной неделе?

(«Огородник и воробей, «Грачи летят», «Утка и селезень»).

Воспитатель: - Я вам тоже предлагаю поиграть  в игру «Утка и селезень»

Физкультминутка.

Играющие встают в круг, в середине стоит «утка», за кругом «селезень», который ловит «утку». Стоящие в кругу поют:

Селезень ловил утку

Молодой ловил серую.

Поди, утица, домой,

Поди, серая, домой.

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень.

Воспитатель: - Третий день – «лакомка».

- Что далали в этот день? (Ходили друг к другу в гости, угощались блинами с медом, сметаной, маслом)

- А как назывался четвертый день? («широкий четверг» или «широкая Масленица»).

Воспитатель: - В этот день больше всех веселились, устраивали ярмарки, было общее катание с корок. Веселились, пели, плясали до вечера.

(Дети читают заклички)

  1. Масленица – блиноеда

Масленица – жароеда

Масеница – обируха

Масленица – обмануха.

  1. Обманула, провела

До поста довела

Все ежи взяла!

  1. Дала редьки хвост

На Великий пост.

Мы его поели –

Брюки заболели.

Воспитатель: - Пятый и шестой день были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне. У родных тоже объедались блинами, пирогами, и другими кушаниями.

- В воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – был обычай «проводов зимы».

- Что делали в этот день?

(сделанное из соломы чучело выносили на улицу и сжигали его).

- Когда поджигали Масленицу как пели?

(Масленица – блиноеда,

Накормила людей,

И сама за плетень!

Полизала сыр и масло,

А сама и погасла.)

- Как только разгорался костер как все кричали?

(Масленица загорела

Всему миру надоела

Обманула, провела

Годика не дожила-

До поста довела.)

- А что еще пели, пока горела Масленица?

(Гори, гори ясно

Чтобы не погасло!

Глядь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят).

- Песни смолкали. Догорал костер. И все начинали плясать вокруг сгоревшего чучела Масленицы, водили хороводы, играли в игры. Всю неделю люди объедались, лакомились. И вот после Масленицы начинался пост, когда уже не блинов, ни мяса, не сыра есть нельзя было, а только постную пищу: грибы, овощи, орехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.Тема: «Широкая масленица».

Познакомить детей с масленой  неделей, готовящей к Великому посту; формировать представления о посте, как времени подготовки в Пасхе. Воспитывать послушание, искренность, честность. Развивать жел...

Конспект занятия по познавательному развитию старшая группа Тема: «Береги природу - сортируй отходы»

Занятие предназначено для врспитателей детских садов старших групп....

Конспект НОД для детей подготовительной группы Тема «Широкая Масленица»

Конспект НОД для детей подготовительной группыТема «Широкая Масленица»Цель:Познакомить детей с историей, традициями, русского народа.Программные задачиОбразовательные:познакомить с русским...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе. Тема: «Кукла-Масленица»

Цель: познакомить детей с русскими народными традициями, обычаями, праздником «Масленица». Закреплять умение аккуратно работать с бумагой и клеем. Формировать умения изготавливать кук...