Кружок "Умники"
материал

Снежана Сергеевна Радченко

эксперементальный кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx49.13 КБ

Предварительный просмотр:

Согласованно:                                                Утверждаю:

на педагогическом совете                                заведующий МБДОУ

от «___»__________г.                                        «Чечеульский детский сад»

№______протокола                                        _____________Н.И. Сергеенко

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧЕЧЕУЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

Дополнительная программа для детей  дошкольного возраста по экспериментальной деятельности «Умнички» на 2019 – 2020 учебный год

Разработала

Воспитатель: Радченко

Снежана Сергеевна

2019 год

Содержание:

Целевой раздел…………………………………………….…………………….3

Пояснительная записка……..…..…………………………….…………………..3

Актуальность………………………………………………….…………………..4

Практическая значимость программы……………………….............................6

Нормативно - правовые документы……………………………………………...9

Цель. Задачи………………………………………………….…………………..10

Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности..……………………………………………………………………11

Содержательный раздел……………………………………..………………..12

Работа по опытно – экспериментальной деятельности с детьми 5 – 6 лет …………………………………………………………………………………….12

Алгоритм организации детского экспериментирования……………………...13

Роль педагога во время проведения занятия – экспериментирования………13

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования………….14

Ожидаемые результаты у детей…………………………………………..…….14

Перспективный план работы кружка «Умнички» по экспериментированию

для детей 4 - 6 лет…………………………………...…………………………..15

Взаимодействие с родителями……….……………………….………………...21

Организационный раздел…………………………………..…………………22

Организация предметно – развивающей среды……………………….……….22

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью…23

Показатели овладения детьми старшего дошкольного возраста познавательной деятельностью с использованием схематизации…………....25

Список литературы………………………………..……………………………27

Целевой раздел

Пояснительная записка

        В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.

        Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

        Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые как, В.А. Запорожец, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков, считают дошкольное детство наиболее сенситивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.

        Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно - манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическим воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.

        К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества с взрослым.

Актуальность

        На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания.

        Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

        Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
  • Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Практическая значимость программы

        Данная программа направлена на формирование интеллектуальных способностей дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс рассматривается как самостоятельный творческий поиск, дающий реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, о взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Процесс строится самим ребёнком, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем.

        Ценность экспериментального обучения состоит в создании условий, при которых дети:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

Работа по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность строится на основании следующих принципов:

Принцип научности:

  • подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
  • содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип доступности:

  • построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
  • решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип систематичности и последовательности:

  • обеспечение единства воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
  • повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
  • формирование у детей динамических стереотипов в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

  • реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
  • обеспечение психологической защищенности ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип целостности:

  • комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
  • решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип активного обучения:

  • организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
  • использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

  • предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

  • получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Нормативно - правовые документы

Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:

  • Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
  • Основная образовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад №411 комбинированного вида», разработанной и утвержденной с учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Уставом муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 411 комбинированного вида».

Цель: Создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  2. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  3. Включить детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  4. Способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  5. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности.
  6. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
  7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов - помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.).
  8. Формировать основы логического мышления.

Экспериментальная деятельность с дошкольниками может быть организована в трех основных направлениях:

  • специально организованное обучение;
  • совместная деятельность педагога с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности:

  • эвристические беседы, дискуссии;
  • наблюдения за объектом;
  • просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой  природе);
  • проведение опытов и экспериментов;
  • фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры;
  • ситуация выбора.

Программа кружка  рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Содержательный раздел

Работа по опытно – экспериментальной деятельности с детьми 4 – 6 лет

        Работа по опытно – экспериментальной деятельности с детьми 4 – 6 лет предполагает:

  1. Закрепление умения использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.
  2. Установление функциональных связей и отношений между системами объектов и явлений, применение различных средств познавательных действий.
  3. Самостоятельное использование действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.
  4. Закрепление умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
  5. Развитие умений детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
  6. Умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.
  7. Развитие восприятия, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
  8. Привлечение внимания к проблемным ситуациям, развитие творческой активности в экспериментирования (поиске вариантов решения проблемы, сборе материала).
  9. Развитие познавательно-исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, определение способов проверки, достижения и обсуждения результатов).

Алгоритм организации детского экспериментирования

  1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.
  2. Предлагает различные варианты ее решения.
  3. Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.
  4. Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
  5. Применяет выводы к новым данным.
  6. Делает обобщения.

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Роль педагога во время проведения занятия - экспериментирования

  1. Показать способ действия или дает косвенные указания к действиям ребенка.
  2. Пробуждать любознательность, интерес детей к исследуемым предметам.
  3. Стимулировать познавательную, самостоятельную поисковую активность.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

  1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
  2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
  3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
  5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
  6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
  7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Ожидаемые результаты у детей:

  1. Развитие познавательных способностей детей:
  • Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.
  • Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.
  • Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.
  1. У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
  2. Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы;подводить итог.
  3. Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.
  4. Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.
  5. Формируются коммуникативные навыки.

Перспективный план работы кружка «Умнички» по экспериментированию для детей 4 - 6 лет

Октябрь

  1. Тема: ВОДА: «В гостях у Капельки»

Цел: дать представление о детской лаборатории. Познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способе познания мира – эксперименте (опыте).

Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.

Познакомить детей со свойствами воды.

  1. ВОДА: Что такое «растворимость»?

Уточнить представления детей о свойствах воды. Развивать умение действовать по алгоритму. Выявить вещества, которые растворяются в воде. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

  1. ВОДА: Какие предметы могут плавать

Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде); развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент

ноябрь

  1. ВОДА: В царстве замерзшей воды

Познакомить детей с различным агрегатным состоянием воды (лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды).

Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, имеет твердую форму, при нагревании тает и превращается в воду. Дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства.

  1. ВОДА: Жидкие фокусы

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. Познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму.

  1. ВОЗДУХ: Игры воздушных пузырьков

Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

  1. ВОЗДУХ: Откуда берутся облака

Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации.

  1. ВОЗДУХ: Ветер и его подружка - ветряная вертушка

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха.

декабрь

  1. ВОЗДУХ: Изготовление игрушки «Парашютист»

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. Продолжать знакомить детей с разной силой потока воздуха.

  1. Вулкан

Познакомить детей с природным явлением - вулканом.

Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность

  1. Апельсиновое приключение

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.

Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу выталкивать предметы из воды

январь

  1. Тайные чернила

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание. Развивать у детей самостоятельность. Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать дружеские взаимоотношения во время работы.

  1. Игры с тенью

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Помочь понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность.

  1. Песчаное путешествие

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, цветом, структурой. Учить установить свойства песка. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

февраль

  1. Своды и песчаные тоннели

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

  1. Песочные картины

Познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

  1. ЗВУК: Рупор

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны) Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха (звук отражается от твердых предметов).

  1. Фокусы с монеткой

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.

март

  1. Цветное молоко

Познакомить с процессом растворения краски в молоке при помешивании палочкой, смоченной в жидком мыле. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, формировать чувство цвета.

  1. Волшебный волчок

Познакомить со свойством света превращаться в спектр. Расширить представления о смешении цветов, составляющих белый цвет.

  1. Перевёртыши: «Вдвоём веселее»

Продолжать знакомить со свойством света. Расширить представления о смешении цветов.

  1. Соломинка - пипетка

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.

апрель

  1. КОСМОС: «Моя планета»

Познакомить детей с элементарным опытом рисования красками по соде. Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования

  1. КОСМОС: «Почему кажется, что звёзды двигаются»?

Установить, почему звезды движутся по кругу с помощью оптического опыта

  1. Магнит - что это?

Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов.

  1. Фокусы с магнитом

Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.

Как действуют магниты на предметы.

Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

май

  1. Весенние цветы

Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах в воде.

  1. Плывет, плывет кораблик

Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, наблюдательность, любознательность.

  1. Удивительные свойства мыльных пузырей

Формировать представления детей о свойствах мыла. Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах.Развить творческое воображение и мышление.

  1. Мониторинг достижений детей

Взаимодействие с родителями.

Специально организованная деятельность по детскому экспериментированию способствует формированию основ культурного познания ими окружающего мира, становлению целостной картины мира. Активная позиция родителей в процесс развития и формирования познавательной активности детей посредством опытно – экспериментальной деятельности способствует дальнейшей успешной социализации детей в обществе. Для повышения компетенции родителей в вопросах экспериментальной, опытной, исследовательской деятельности детей, необходимо проводить на базе ДОУ:

  • Консультации, расширяющие представления родителей о значении опытно – экспериментальной деятельности детей в ДОУ; о правильной и безопасной организации домашней мини – лаборатории.
  • Мастер – классы, которые раскрывают значение экспериментальной деятельности.
  • Вовлечение родителей к обогащению лаборатории в ДОУ экспонатами.
  • Организация детских фотовыставок и видеоотчетов, создающих положительный настрой на взаимодействие.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение родительской компетенции в вопросах детского экспериментирования.
  • Родители участвуют предварительной подготовке детей к занятию – просмотр познавательных видеофильмов, беседы; чтение детской научно – познавательной литературы; создают мини – лаборатории для детей в домашних условиях.
  • Становление доверительного , настроя во взаимодействии родителей с сотрудниками ДОУ.

Организационный раздел

Организация предметно – развивающей среды

Предметно – развивающая среда По ФГОС, должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Она способствует формированию разносторонних особенностей детей, образует благоприятный психологический климат, создавая реальные и разнообразные условия для экспериментирования. Объекты, с помощью которых создается предметно – развивающая среда, стимулирующие познавательную активность, должны быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложный и загадочный предмет, вещество предлагают ребенку, чем разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что это вызовет различные исследовательские действия. Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета.

Проведение опытно – экспериментальной деятельности соответствует следующим условиям:

  • безопасность эксперимента;
  • отчётливая видимость изучаемого объекта или явления;
  • показ только существенных сторон явления или процесса;
  • простота конструкции приборов и правил обращения с ними;
  • безотказность действия приборов и правил обращения с ними;
  • возможность участия ребёнка в эксперименте.

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности разработаны показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. За основу взяли сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования (Иванова А.И.)




Показатели овладения детьми старшего дошкольного возраста познавательной деятельностью с использованием схематизации

Высокий уровень.

  • Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
  • Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
  • Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
  • Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).
  • Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
  • Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.

Средний уровень.

  • Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
  • При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
  • Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
  • При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
  • С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
  • Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
  • Может зарисовать свои наблюдения.

Низкий уровень.

  • Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
  • При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
  • Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.
  • При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
  • Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
  • Делает простейшие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.
  • Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.

Список литературы:

  1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2011.
  2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  3. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
  4. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.
  5. Занимательные эксперименты и опыты /[Ф. Ола и др.]. - М.: АЙРИС- пресс, 2014. – 128 с.
  6. Исакова Н.В. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2015. – 64 с.
  7. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка - Пресс, 2004. – 72с.
  8. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  9. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
  10. Нищева Н.В. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры: - СПб.; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2015. – 240с.
  11. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
  12. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.
  13. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
  14. Рыжова Н. «Игры с водой и песком»
  15. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»
  16. Скорлупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». – М,: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96с.
  17. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет»
  18. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – С. - П. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 126 с.
  19. Тит, Т. Научные забавы [Текст] / Т. Тит. – М. : Издательский дом Мещерякова, 2008 – 223 с.
  20. Шатокина, Е. К. Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы [Текст] / Е. К. Шатокина// Детский сад со всех сторон. - 2007. - №17. – С. 3 – 12; №18. – С. 2 – 8.
  21. Шапиро, А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха [Текст] / А. И. Шапиро. – СПб. : Агенство образовательного сотрудничества, 2007. – 48 с.
  22. Шапиро А.И Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера; СПБ.: Образовательные проекты, 2016. – 128с.