Картотека "Логоритмических игр"
картотека

Караблина Ольга Владимировна

Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека "Логоритмических игр"21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

логоритмических

игр

«Приветствие»

Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движений.

Музыкальный материал: попевка на материале имен, строится на тоническом трезвучии.

Методика проведения. Педагог: «Поздороваемся, споем: здрав-ствуй-те!». Педагог показывает «лесенку» правой рукой или перемещает руки по схеме: голова, плечи, туловище.

«А теперь поздороваемся ручками и ножками» (отхлопывает и протопывает ритмическую структуру слова). Дети выполняют все действия по образцу.

Затем педагог обращается к каждому ребенку: «Ты кто?» (пропевает на двух нотах и прохлопывает слоговую структуру слов).

Дети: «Ва-ся, Ка-тя и т. д.» (также поют и хлопают).

«Дует ветер»

Дует ветер сильно-сильно

(машем ладошками на себя).

Закачалось дерево

(подняли руки вверх и машем ими, всем телом помогаем).

Ветер дует меньше-меньше

(медленно руки опускаем).

Дерево растѐт всѐ больше

(руки поднимите и потянитесь на носочках).

«Стук-стук»

Стук-стук (кулачком постучали по столу).

Кто там? (похлопали в ладошки).

Можно в гости к вам? (открываете двери понарошку).

Заходите, мы рады гостям (три раза похлопали в ладошки).

«Ехали-ехали»

Мы ехали-ехали (делаете вид, что скачете на лошади).

В гости к вам приехали (стучите, как будь-то в двери).

Мы устали (сели на стульчик).

Сейчас мы отдохнѐм и опять гулять пойдѐм (весело замаршировали).

«Мышки»

 Вышли мыши как-то раз (идут на цыпочках, руки согнуты в кистях у

груди)

Поглядеть который час (прикладывают руку ко лбу, как будто

вглядываются вдаль)

Вдруг раздался страшный гром, (хлопок в ладоши)

Разбежались мыши вон! (разбегаются в стороны)

«Пять друзей»

 Собрать пальцы в кулак, поочередно разгибать их. Каждый пальчик

трут от основания к кончику.

Пять друзей все время рядом

Назовем их все, ребята:

Сбоку, словно часовой

Этот палец звать «Большой».

Указательный с ним рядом

Всем покажет то, что надо.

Лучший друг его соседний

Называется он «средний».

У него есть постоянный

Друг с названием «безымянный»

А мизинчик меньше ростом,

Отыскать его так просто.

(М. А. Мордвин)

«ГОВОРЛИВЫЙ РУЧЕЕК»

Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики.

Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш».

«ГУДОК»

Дидактические задачи: развитие слухового и зрительного внимания, силы и длительности речевого выдоха.

Игровой материал: фонограмма театрального шума «Поезда».

Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Сегодня мы отправимся в путешествие. На чем же мы поедем?»

Звучит театральный шум «Поезда». Дети определяют, на чем они поедут, считают, сколько паровозиков их повезут и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется дирижерским жестом: «У — у!»

«ВЕТЕР, ВЕТЕР...»

Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.

Методика проведения. Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.

У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.

У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.

У Осени — прохладный — с-с-с.

У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.

Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.

«ПРОЛЕТАЕТ САМОЛЕТ»

Дидактические задачи: развитие просодических компонентов речи, умения координировать движения с речью и пением.

Музыкальный материал: любая ритмичная музыка в размере 2/4.

Методика проведения. Перед началом чтения стихотворения дети изготавливают самолетики из бумаги и с ними играют: запускают, озвучивая их путь, водят по ладошке и пропевают маршрут полета, выкладывают на полу различные пилотажные комбинации. Затем дети с педагогом рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями.

Пролетает самолет.

С ним собрался я в полет.

Смотрят вдаль из-под правой руки;

смотрят вдаль из-под левой руки.

Правое крыло отвел — посмотрел,

Отвести прямую правую руку.

Левое крыло отвел — поглядел.

Отвести левую руку.

Я мотор завожу и внимательно гляжу,

Гудят, как мотор, делая «мотал очку».

Поднимаюсь ввысь, лечу, Возвращаться не хочу!

Звучит музыка, дети «летают» по залу.

С окончанием музыки — вынужденная посадка для ремонта. Под музыку дети «чинят» самолеты, согласно ритму:

— Тук-тук-тук.

— З-з-з-з-з-з.

— Др-р-р-р-р.

Стучат кулачками о кулачок, «чинят» самолет, опять заводят моторы и летят

«ЛЕС»

Дидактические задачи: активизация восприятия, развитие слуходвигательной и тактильной памяти, артикуляционной моторики.

Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Мы пришли в лес. Прислушайтесь, лес с нами разговаривает:

«У-у-у» — встревожился лес,

«О-о-о» — удивился лес,

«А-а-а» — обрадовался лес (гости пришли).

Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнения чистоговорки. Дети поют на одном звуке:

Са-а-а —в лесу бегает лиса.

Дети изображают лису, используя мягкие движения рук.

Со-о-о — еж свернулся в колесо.

Изображают ежа, делают руками «моталочку».

Бу-у-у — сидит ворон на дубу.

Под музыку на сильную долю передают игрушку ворона по кругу.

Тот ребенок, у которого ворон остался в руках после окончания музыки, должен отгадать, кто еще живет в лесу. Для этого используются различные варианты заданий:

— определить животного по музыкальному отрывку и изобразить его;

— увидеть его на рисунке с «зашумленным» фоном;

— сложить из разрезанных частей;

— определить на ощупь (используется тактильное домино);

— достать фигурку из «волшебного мешочка»;

— подобрать название животного, которое соответствовало бы предложенному педагогом ритмическому рисунку.

«ДВЕ РУКИ»

Дидактические задачи: развитие координации речи и движений, чувства ритма, закрепление представлений о схеме тела.

Методика проведения. Дети ритмично произносят слова, сопровождая их движениями.

Смотрите-ка, вот две руки:

Правая и левая!

Хлопают в ладоши; показывают правую, левую руки.

Они в ладоши могут бить —

Правая и левая!

Хлопают в ладоши; показывают правую, левую руки.

Они мне могут нос зажать, —

И правая, и левая!

Зажимают поочередно носовые ходы: правой рукой, левой рукой.

Ладошкой могут рот прикрыть,

— И правая, и левая!

Прикрывают поочередно рот ладонями.

А могут ласковыми быть,

Правая и левая!

Правой рукой, левой рукой;

обеими ладошками обнимают себя.

Упражнение с мячом. (С. Майкапар «Полька», отрывок.)

Дети стоят по кругу и рассчитываются по порядку номеров. Перекатывают без музыки мяч от соседа к соседу по номерам и запоминают, кому они катают мяч. Другой вариант: мяч перебрасывается по номерам: первый бросает второму, второй — вверх и перекатывает третьему, третий — вверх и бросает мяч четвертому, четвертый — вверх и перекатывает мяч пятому, пятый — вверх, и все вертятся вокруг себя (10 тактов). Переброска начинается сначала. Можно несколько раз меняться местами.

«Котенок-шалун»

Котенок мамочку зовет:

- Мяу-мяу, мяу-мяу.

Он не напился молока:

- Мало-мало, мало-мало.

Покормит мама молочком:

- Мур-мур-мур, мур-мур-мур.

Свернется маленьким клубком:

- Ур-ур-ур, ур-ур-ур.

Потом с клубочком поиграет.

Цап-цап-цап, цап-цап-цап.

И нитку быстро размотает.

Ап-ап-ап, ап-ап-ап. Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук.

Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.

Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.

Ритмично потирают кулачок о кулачок.

Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.