Картотека "Логоритмических игр"
картотека
Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека "Логоритмических игр" | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
логоритмических
игр
«Приветствие»
Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движений.
Музыкальный материал: попевка на материале имен, строится на тоническом трезвучии.
Методика проведения. Педагог: «Поздороваемся, споем: здрав-ствуй-те!». Педагог показывает «лесенку» правой рукой или перемещает руки по схеме: голова, плечи, туловище.
«А теперь поздороваемся ручками и ножками» (отхлопывает и протопывает ритмическую структуру слова). Дети выполняют все действия по образцу.
Затем педагог обращается к каждому ребенку: «Ты кто?» (пропевает на двух нотах и прохлопывает слоговую структуру слов).
Дети: «Ва-ся, Ка-тя и т. д.» (также поют и хлопают).
«Дует ветер»
Дует ветер сильно-сильно
(машем ладошками на себя).
Закачалось дерево
(подняли руки вверх и машем ими, всем телом помогаем).
Ветер дует меньше-меньше
(медленно руки опускаем).
Дерево растѐт всѐ больше
(руки поднимите и потянитесь на носочках).
«Стук-стук»
Стук-стук (кулачком постучали по столу).
Кто там? (похлопали в ладошки).
Можно в гости к вам? (открываете двери понарошку).
Заходите, мы рады гостям (три раза похлопали в ладошки).
«Ехали-ехали»
Мы ехали-ехали (делаете вид, что скачете на лошади).
В гости к вам приехали (стучите, как будь-то в двери).
Мы устали (сели на стульчик).
Сейчас мы отдохнѐм и опять гулять пойдѐм (весело замаршировали).
«Мышки»
Вышли мыши как-то раз (идут на цыпочках, руки согнуты в кистях у
груди)
Поглядеть который час (прикладывают руку ко лбу, как будто
вглядываются вдаль)
Вдруг раздался страшный гром, (хлопок в ладоши)
Разбежались мыши вон! (разбегаются в стороны)
«Пять друзей»
Собрать пальцы в кулак, поочередно разгибать их. Каждый пальчик
трут от основания к кончику.
Пять друзей все время рядом
Назовем их все, ребята:
Сбоку, словно часовой
Этот палец звать «Большой».
Указательный с ним рядом
Всем покажет то, что надо.
Лучший друг его соседний
Называется он «средний».
У него есть постоянный
Друг с названием «безымянный»
А мизинчик меньше ростом,
Отыскать его так просто.
(М. А. Мордвин)
«ГОВОРЛИВЫЙ РУЧЕЕК»
Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики.
Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш».
«ГУДОК»
Дидактические задачи: развитие слухового и зрительного внимания, силы и длительности речевого выдоха.
Игровой материал: фонограмма театрального шума «Поезда».
Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Сегодня мы отправимся в путешествие. На чем же мы поедем?»
Звучит театральный шум «Поезда». Дети определяют, на чем они поедут, считают, сколько паровозиков их повезут и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется дирижерским жестом: «У — у!»
«ВЕТЕР, ВЕТЕР...»
Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.
Методика проведения. Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.
У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.
У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.
У Осени — прохладный — с-с-с.
У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.
Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
«ПРОЛЕТАЕТ САМОЛЕТ»
Дидактические задачи: развитие просодических компонентов речи, умения координировать движения с речью и пением.
Музыкальный материал: любая ритмичная музыка в размере 2/4.
Методика проведения. Перед началом чтения стихотворения дети изготавливают самолетики из бумаги и с ними играют: запускают, озвучивая их путь, водят по ладошке и пропевают маршрут полета, выкладывают на полу различные пилотажные комбинации. Затем дети с педагогом рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями.
Пролетает самолет. С ним собрался я в полет. | Смотрят вдаль из-под правой руки; смотрят вдаль из-под левой руки. |
Правое крыло отвел — посмотрел, | Отвести прямую правую руку. |
Левое крыло отвел — поглядел. | Отвести левую руку. |
Я мотор завожу и внимательно гляжу, | Гудят, как мотор, делая «мотал очку». |
Поднимаюсь ввысь, лечу, Возвращаться не хочу! | Звучит музыка, дети «летают» по залу. |
С окончанием музыки — вынужденная посадка для ремонта. Под музыку дети «чинят» самолеты, согласно ритму:
— Тук-тук-тук. — З-з-з-з-з-з. — Др-р-р-р-р. | Стучат кулачками о кулачок, «чинят» самолет, опять заводят моторы и летят |
«ЛЕС»
Дидактические задачи: активизация восприятия, развитие слуходвигательной и тактильной памяти, артикуляционной моторики.
Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Мы пришли в лес. Прислушайтесь, лес с нами разговаривает:
«У-у-у» — встревожился лес,
«О-о-о» — удивился лес,
«А-а-а» — обрадовался лес (гости пришли).
Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнения чистоговорки. Дети поют на одном звуке:
Са-а-а —в лесу бегает лиса. | Дети изображают лису, используя мягкие движения рук. |
Со-о-о — еж свернулся в колесо. | Изображают ежа, делают руками «моталочку». |
Бу-у-у — сидит ворон на дубу. | Под музыку на сильную долю передают игрушку ворона по кругу. |
Тот ребенок, у которого ворон остался в руках после окончания музыки, должен отгадать, кто еще живет в лесу. Для этого используются различные варианты заданий:
— определить животного по музыкальному отрывку и изобразить его;
— увидеть его на рисунке с «зашумленным» фоном;
— сложить из разрезанных частей;
— определить на ощупь (используется тактильное домино);
— достать фигурку из «волшебного мешочка»;
— подобрать название животного, которое соответствовало бы предложенному педагогом ритмическому рисунку.
«ДВЕ РУКИ»
Дидактические задачи: развитие координации речи и движений, чувства ритма, закрепление представлений о схеме тела.
Методика проведения. Дети ритмично произносят слова, сопровождая их движениями.
Смотрите-ка, вот две руки: Правая и левая! | Хлопают в ладоши; показывают правую, левую руки. |
Они в ладоши могут бить — Правая и левая! | Хлопают в ладоши; показывают правую, левую руки. |
Они мне могут нос зажать, — И правая, и левая! | Зажимают поочередно носовые ходы: правой рукой, левой рукой. |
Ладошкой могут рот прикрыть, — И правая, и левая! | Прикрывают поочередно рот ладонями. |
А могут ласковыми быть, Правая и левая! | Правой рукой, левой рукой; обеими ладошками обнимают себя. |
Упражнение с мячом. (С. Майкапар «Полька», отрывок.)
Дети стоят по кругу и рассчитываются по порядку номеров. Перекатывают без музыки мяч от соседа к соседу по номерам и запоминают, кому они катают мяч. Другой вариант: мяч перебрасывается по номерам: первый бросает второму, второй — вверх и перекатывает третьему, третий — вверх и бросает мяч четвертому, четвертый — вверх и перекатывает мяч пятому, пятый — вверх, и все вертятся вокруг себя (10 тактов). Переброска начинается сначала. Можно несколько раз меняться местами.
«Котенок-шалун»
Котенок мамочку зовет:
- Мяу-мяу, мяу-мяу.
Он не напился молока:
- Мало-мало, мало-мало.
Покормит мама молочком:
- Мур-мур-мур, мур-мур-мур.
Свернется маленьким клубком:
- Ур-ур-ур, ур-ур-ур.
Потом с клубочком поиграет.
Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
И нитку быстро размотает.
Ап-ап-ап, ап-ап-ап. Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук.
Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.
Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Ритмично потирают кулачок о кулачок.
Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.