Консультация для родителей «Игротека для сенсомоторного развития детей 3-4 лет»
консультация (младшая группа)
Сенсомоторное развитие – это развитие у ребенка восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игротека для сенсомоторного развития детей 3-4 лет»
Сенсомоторное развитие – это развитие у ребенка восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Целью сенсомоторной деятельности детей 3-4 лет,
является обеспечение условий,
для развития сенсомоторных способностей детей.
Задачи сенсомоторного развития:
1. Способствовать формированию представлений о цвете,
форме, величине предметов, положения их в пространстве;
2. Содействовать развитию восприятия, стимулируя
анализаторы зрительные, слуховые, осязания,
обоняния и вкуса.
3. Способствовать развитию мелкой моторики рук;
Сочетание сенсорных и моторных задач, является одним из главных условий умственного воспитания. Моторика — основа развития, всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
В нашей презентации представлена «Игротека», в которой можно увидеть игры и пособия для сенсомоторного развития детей 3-4 лет:
1) Д./игра «Чудесный мешочек».
Цель: способствовать развитию осязательного восприятия, учить выделять признаки предметов по структуре поверхности.
Описание: Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него овощи и фрукты, геометрические фигуры, так же музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
2) «Волшебные пластинки».
Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики, воздействие на умственный потенциал ребенка.
Материал: набор карточек с различными поверхностями (наждачная бумага, губка для мытья посуды (обе стороны - жесткая и мягкая), гофрированный картон, фольга, колючая часть липучки и др.) в двойном экземпляре, набор железных крышек от детского питания с такими же поверхностями, так же в двойном экземпляре.
Перечень игр:
«Угадай, что потрогал»
Попросите ребенка закрыть глаза. Проведите его пальчиком по одному из образцов, предложите открыть глаза и отгадать по какому образцу он провел пальчиком.
«Определи на ощупь»
Цель: определение различных качеств поверхностей на ощупь.
Ребенку предлагается на ощупь определить и назвать качества поверхности карточек: гладкая, шершавая, колючая, мягкая, теплая, холодная и т. д.
«Гладкие и шершавые»
Разложите на столе набор пластин. Ребенок закрывает глаза. Попросите его ощупать пластины и разложить их на две группы по признаку: гладкие и шершавые.
«Найди пару»
Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.
- Предложите ребенку с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых карточек.
- Выложите ряд карточек, предложите пощупать и запомнить их. Затем завяжите малышу глазки, замените одну из карточек и попросите угадать, что поменялось.
«Угадай, что изображено»
Цель: определить на ощупь с закрытыми глазами, что изображено на карточке.
3) «Сухой бассейн»
Цели: Способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц спины, плечевого пояса, развитию психических процессов, мелкой моторики рук, стимуляции зрительных, слуховых, тактильных анализаторов.
Методические указания:
Хорошо, когда в детском саду есть бассейн. А если его нет? Можно использовать «сухой» бассейн, то есть большие мягкие емкости, наполненные множеством разноцветных пластмассовых шариков. К сожалению, они дороги, и поэтому не все группы могут позволить себе иметь его. Решить проблему можно, организовав «сухой» мини – бассейн. Для этого потребуется минимум оборудования:
1.тазик пластмассовый
2.футляры от киндер-сюрпризов
3.геометрические тела
4.полумаска
5.сыпучие вещества
6.кассеты для яиц
7.ароматические вещества
Цели:
Способствуют снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц спины, плечевого пояса, развитию психических процессов, мелкой моторики рук, стимуляции зрительных, слуховых, тактильных анализаторов.
Перечень игр в «сухом» мини-бассейне:
- «Купание рук» предложить ребенку погрузить сначала кисти, потом руки по локоть, затем по плечи в тазик с футлярами из киндер-сюрпризов и прошуршать ими.
- «Разложи по цвету» предложить ребенку выбрать футляры и разложить их в соответствующие ячейки по цвету
- «Кто быстрее соберет?» в этой игре могут принять участие 2-4 ребенка. Детям дается задание, что каждый из них собирает футляры одного определенного цвета и складывает в ведерко. Побеждает тот, кто выполнит это задание быстрее всех.
- «Угадай» загадать ребенку загадку и предложить найти в «сухом» бассейне отгадку. Отгадкой может быть мелкая игрушка, изображение предмета на футляре.
- «Найди пару» во внутрь футляров поместить разные по звучанию предметы (песок, мелкие камешки , бусинки, сахар, горох, рис , пуговицы). Место стыка двух половинок футляра заклеить полоской самоклеющей пленкой. Предложить ребенку отыскать и разложить их по парам. Усложнение: предложить разложить футляры от самого глухого до самого звонкого звука.
- «Найди геометрическое тело» предложить ребенку найти геометрическое тела (шар, куб, призму, конус, пирамиду). Усложнение: найти геометрические тела с закрытыми глазами на ощупь.
- «Найди цифру по заданию» игра заключается в том, что ребенок должен найти ту цифру, которая загадана. Например: »найди цифру, которая находится между 4-6 «-цифры наклеены на футляры.
- «Разноцветные змейки» предложить ребенку выложить на полу цепочки из футляров, чередуя цвета, для младшего возраста простые цветовые варианты, для детей старшего возраста задания усложняются.
- «Кто больше?» для развития цветовосприятия и ловкости рук, предложить 2-3 детям набрать и удержать в руках как можно больше футляров определенного цвета
- «Угадай по запаху» с одной стороны футляра проделать иголкой отверстия. Затем вовнутрь поместить дольку чеснока, лимона, апельсина, лука, кофе, ванили и т. д.
- «Найди на ощупь» посередине на футляр наклеить полоски из разнообразных материалов: фольги, наждачной бумаги, махровой ткани, кожи, меха, шерсти, поролона обоев. Усложнение: найти закрытыми глазами на ощупь.
- «Цифры по порядку» предложить ребенку отыскать цифры и составить из них числовой ряд от 0 до 9(или от 9 до 0)
- «Поймай рыбку» внутрь футляров поместить металлические предметы. На футляры наклеить картинки с изображением различных рыбок. Предложить 2-3 детям взять удочки и поймать рыбок. Побеждает тот, у кого улов окажется больше.
- «Угадай звук» на футляры наклеить буквы из самоклеющейся бумаги (красные-гласные звуки, синие – твердые звуки, зеленые - мягкие согласные). Взрослый называет слово и предлагает ребенку отыскать букву, которая обозначает звук в начале (в середине, в конце) слова.
4) Игры с прищепками
Цели: Стимуляция сенсорно-моторного развития, развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук, закрепление цвета.
- Использование прищепок одного цвета.
Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
«Сделай колючки ёжику».
Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовка ёжика.
Вариант игры: воспитатель предлагает ребёнку сделать ёжику колючки. Учит нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась.
Когда ребёнок закончит выполнять задание, надо спросить его, прищепки какого цвета он использовал.
А затем предложить снять прищепки, проследив, чтобы ребёнок снова делал нажим на прищепку и открывал её.
- Чередование прищепок по цвету
Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук. Средства: прищепки жёлтого и оранжевого цвета, поднос, заготовка солнышка.
«Сделай лучики солнышку»
Вариант игры: сначала воспитатель предлагает детям рассмотреть солнышко, у которого уже есть лучики с чередующимися прищепками двух цветов, предлагает найти закономерность и продолжить составлять лучики в определённом порядке, это позволяет не только развивать мелкую моторику рук, а также восприятие, внимание, память и мышление.
Затем задание усложняется. Дети следуют уже словесной инструкции воспитателя.
Можно предложить детям найти и исправить ошибку, которую допустил какой-нибудь персонаж, например, Незнайка.
Так же игра может сопровождаться стихами.
- Соотнесение количества прищепок с цифрой
Цель: учить соотносить цифру (количество фишек), в зависимости от возраста детей, с количеством предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику рук.
«Ботва у овощей», «Сделай зайчику ушки», «Птичка», «Тучка и дождик»
Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовки лошадки, зайчика, птички, морковки и репки, тучка, пластмассовые цифры 1, 2, 3, 4, 5 или фишки.
Вариант игр: воспитатель предлагает детям доделать недостающие детали животным и овощам с помощью прищепок.
- Ребята, прищепок надо взять столько, чтобы их количество соответствовало предложенной цифре
- можно изменить задание: когда дети доделают фигурки животных и овощи, спросить у них, сколько прищепок понадобилось, например, чтобы сделать уши, хвост или ноги, затем предложить подобрать цифру, соответствующую количеству приделанных прищепок/
- Проявление творчества
Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
«Бабочка», «Волшебный цветок», «Самолёт»
Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовки бабочки, цветка, самолёта.
Вариант игр: воспитатель предлагает доделать недостающие детали предметам. Когда дети выполнят задание, спросить у них, какую часть предмета они доделали и какого цвета прищепки использовали.
5) Дидактическая игра «Птички в домиках»
Цель: учить классифицировать основные цвета (желтый, синий, зеленый, красный), использовать названия цветов в речи. Способствовать развитию внимания, мелкой моторики рук.
Оборудование: тарелки (домики), птички - игрушки, грудки для птичек (красного, желтого, зеленого, синего цвета), разноцветные фишки или пуговицы.
Описание: перед ребенком (подгруппой детей) раскладывают разноцветные домики для птичек, у каждого домика выкладывают фишки определенного количества. Ребенок берет птичку и выбирает грудку такого же цвета, что и первый домик, называет цвет и определяет, по количеству фишек, сколько птичек он поселит в гнездышко. Если выбор сделан правильно, то ребенок переходит ко второму домику (для подгруппы детей: дети меняются домиками и воспитатель раскладывает другое количество фишек).
6) Дидактическая игра «Разноцветная мозаика»
Цель: развитие у детей логического, образного мышления, творчества, развитие мелкой моторики.
Задачи:
1. Учить детей группировать предметы по цвету.
2. Закреплять знания детей об основных цветах.
3. Закреплять знания о геометрических фигурах (познакомить с геометрической фигурой - прямоугольник)
4. Развивать навыки конструирования.
5. Развивать мышление, воображение, память.
6. Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно, развивать усидчивость.
Материал: пуговицы или разноцветные пробки от пластиковых бутылок, пробки с геометрическими фигурами, карточки с образцами рисунков.
Описание: Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Можно использовать карточки или выложить рисунок самим, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пробки с геометрическими фигурами, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник).
Варианты игры:
1. Найди пару цветку. Ребенку предлагается распределить цветки по парам по одинаковому расположению цветов.
2. Сделай цветочки одинаковыми. Ребенку предлагается с помощью вырезанных кружков выложить узор так чтобы цветочки стали одинаковыми.
3. Выложи дорожку. Ребенку предлагается выложить дорожку определенного цвета.
4. Выложи цветок. Ребенку предлагается выложить цветок одним цветом с помощью вырезанных кружков.
5. Подбери кружок для серединки. Ребенку предлагается подобрать кружок для серединки такого цвета, какого нет в сочетании цветка.
6. Угадай, какого цвета не хватает? Ребенку предлагается сравнить два разных цветка и определить чем они отличаются.
11) «Веселые осьминожки»
Цель: формировать умение различать и называть цвет, форму, способствовать развитию у детей координации движений пальцев рук.
Оборудование: Крышки от пластиковых бутылок, четыре ведерка – осьминожки, геометрические фигуры красного, синего, желтого и зеленого цветов.
Описание:
1. Высыпаем крышки в большое ведерко (это у нас море) и перемешиваем. Предлагаем детям рассортировать крышки по ведеркам – осьминожкам в соответствии с цветом. По окончании игры внимательно рассматриваем содержимое ведерок: нет ли в них крышек другого цвета. Если есть, то выясняем, какого цвета крышка и помещаем ее в нужное ведерко - осьминожку.
2. На каждую осьминожку прикрепляется геометрическая фигура. Предложить детям рассортировать крышки по форме; по форме в соответствии с цветом ведерка.
3. «Заплети косичку»
Цель: способствовать развитию умения плести косичку в три пряди, укреплению и развитию мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости в работе.
Описание: На каждой осьминожке прикреплены жгутики. Вместе с ребенком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закрепленных «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребенку самостоятельно сплести косичку.
4. «Разноцветная мозаика» (см. д./игру №6)
12) «Укрась тарелочку»
ЦЕЛЬ: способствовать развитию творческого воображения, изучение цветового диапазона, закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник); способствовать развитию мелкой моторики.
МАТЕРИАЛ: тарелочки и много разноцветных крышек для украшения, крышки с геометрическими фигурами, карточки с образцами рисунков для украшения тарелочки.
Ход игры:
Ребята! Посмотрите на тарелочки, которые лежат перед вами. Что у них не хватает? (рисунка).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем крышки подбирать!
Детям раздаются карточки с образцами рисунков для украшения тарелочки.
2 вариант.
Ребята! Посмотрите на тарелочки, которые лежат перед вами. Они получилась цветными не до конца. Надо исправить эту ошибку и заполнить пустые окошечки нужным цветом.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем крышки подбирать!
Детям предлагается подобрать нужную по цвету крышку и прикрутить ее к основанию.
Игра помогает выучить или закрепить цветовой диапазон, название геометрических фигур.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем разностороннее развивается ребенок и успешнее реализуются его потенциальные возможности. Вот почему нам показалось так важно создать необходимые условия для сенсомоторного развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-64324-1425387706.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость дл...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127505-1350643623.jpg)
Консультация для родителей на тему "Речевое развитие детей в двуязычных семьях"
Особенности развития речи ребёнка в двуязычной семье....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/08/picture-157736-1357650803.jpg)
Консультация для родителей "Речевые игры в развитии детей"
Родителям можно порекомендовать речевые игры, в которые можно играть на кухне, на улице....
Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей с нарушением речи»
полезный плакат для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/23/picture-681470-1737626705.jpg)
Консультация для родителей. «Игры для сенсомоторного развития дошкольников»
Консультация для родителей. «Игры для сенсомоторного развития дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/23/picture-681470-1737626705.jpg)
Консультация для родителей. «Игры для сенсомоторного развития дошкольников»
Консультация для родителей. «Игры для сенсомоторного развития дошкольников»...
Консультация для родителей группы « Возрастные особенности развития детей 3-4 лет. Задачи воспитания и обучения детей во второй младшей группе»
Консультация для родителей группы « Возрастные особенности развития детей 3-4 лет. Задачи воспитания и обучения детей во второй младшей группе» Уважаемые родители! Сегодня я хочу поговорить с вами ...